«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
статья по коррекционной педагогике
«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_stem-_tehnologii_kak_innovatsionnoe_napravlenie_v_doshkolnom_obrazovanii_.docx | 485.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДСКВ №118» г.Братска
Статья
«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «ДСКВ №118»
г. Братска
Вербицкая Е.А.
г. Братск
2024 год
STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция к внедрению инновационных технологий. Исследователи предполагают, что в будущем нынешние дошкольники овладеют профессиями, которые в нашем обществе ещё не представлены на рынке труда. Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.
Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.
Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.
Давайте разберемся со значением:
Что такое STEАM?
S – science (естественные науки),
T– technology (технология),
E – engineering (инженерное искусство),
A – art (творчество),
M – mathematics (математика).
Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Комплексное использование STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:
-Игре
-Конструировании
-Познавательно-исследовательской деятельности
-Проектной деятельности
-Различных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи, решаемые STEM — образованием:
- Учиться должно быть интересно;
- Знания должны быть применимы на практике;
- Обучение должно быть занимательным по форме;
- Обучение должно приносить реальные плоды в будущем.
Обобщив опыт работы ДОУ с позиции внедрения и апробация STEM — технологий в старшей и подготовительной группах, можно констатировать наличие положительной динамики в уровне освоения воспитанниками основной образовательной программы. Отмечаются положительные впечатления и отзывы со стороны детей, педагогов и родителей. Важно, что дети проявляют познавательный интерес, активность, творческое воображение, волевую и мотивационную направленность, самостоятельность; с удовольствием общаются, строят совместные планы, высказывают предположения, делают выводы; в контексте принятия общей идеи и решения совместных задач с использованием реальных объектов и вещей, формируется сплочённость детского коллектива.
В перспективе планируем расширение деятельности в заданном направлении, с применением STEM- технологий: повышение уровня квалификации педагогов, расширение материально — технической базы для обучения дошкольников. Свой опыт представим на семинарах, открытых мероприятиях на уровне района и города.
Дошкольное образование — это важный, сензитивный период в жизни человека. Внедрение STEM — технологий позволяют изучать мир системно, в доступной, увлекательной форме для детей; помочь раскрыть в подрастающем поколении потенциал будущих успешных математиков, инженеров, учёных- исследователей и изобретателей, художников, скульпторов
Литература:
1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
2. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.
3. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.
4. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1
5. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.
6. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.
7. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.
8. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.: Просвещение, 1990.
9. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.
10. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 c
11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго, 1996.
12. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
13. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,
1986.
14. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».
Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...
Приоритетные направления развития дошкольного образования: актуальные тенденции, цели, проекты»
Цель ДОУ: обеспечение оптимальных организационно – педагогических условий для воспитания, обучения, развития, социализация ребенка. Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрас...
«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.Что такое STEАM?Если ра...
ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Знакомство дошкольников с цветом и его свойствами в игре»
Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста.Особую...
«Образовательная робототехника, как актуальное направление развития дошкольного образования»
Тема: «Образовательная робототехника, как актуальное направлениеразвития дошкольного образования»...
STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Государственная социальная политика в сфере поддержки семьи, приоритетные направления развития дошкольного образования
В данной статье рассмотрим направления реализации социальной политики в сфере оказания помощи семье с детьми и системе дошкольного образования. Выделим основные задачи государственной семейной политик...