Выступление на семинаре "Учет половых особенностей старших дошкольников в процессе физического воспитания"
методическая разработка

Елена Александровна Рокутова

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

- центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик 

Выступление на семинаре

«Учет половых особенностей

старших дошкольников в процессе физического воспитания»

Составила: инструктор по  ФЗК

Рокутова Е.А.,

высшая кв. кат.

г. Озерск, 2022 г.


Сегодня физическое воспитание детей и пропаганда здорового образа жизни занимают одно из ведущих мест, они  имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек, но данная возможность не всегда используется современными ДОУ. Учёт половых особенностей позволяет организовать деятельность детей, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода.

В связи, с чем можно определить следующие проблемы:

  •  большинство дошкольных учреждений  в процессе физического воспитания мальчиков и девочек использует одну и  ту же методику обучения, те же упражнения, ту же нагрузку. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков;
  • недостаточный уровень педагогической компетентности в организации двигательной активности детей с учетом гендерных особенностей.

Анализ современной методической литературы показал, что в развитии мальчиков и девочек есть масса существенных психологических и физиологических особенностей.(слайд 2)

        Так, например созревание скелета у девочек происходит раньше, чем у мальчиков, подвижность позвоночника у девочек выражена несколько больше, чем у мальчиков, количество нарушений осанки у девочек 4-7 лет выше, чем у мальчиков. Но у мальчиков чаще встречается плоскостопие, чем у девочек.

        Помимо этого,        мальчики и девочки обладают рядом психологических особенностей, не учитывать которые в процессе воспитания дошкольников невозможно.

        Так, например, дети по-разному реагируют на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как (понравилась ли она).

        Исходя из этих особенностей мальчики и девочки обладают разной двигательной активностью.(слайд 3)        На слайде основные особенности ДА дошкольников.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом.  (слайд 5)

        В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, обручем, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения и пр. В то же время подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам и девочкам.

        Учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений нашего педагогического коллектива, в начале пути нами была поставлена цель:  (слайд 6)

- Разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в процессе физического воспитания. Для реализации цели необходимо решить ряд задач. ( слайд 7)

Для того чтобы выстроить систему работы по выбранной теме возникла необходимость провести ряд исследований:

        Опрос педагогов показал, заинтересованность воспитателей по данному вопросу, но, вместе с тем, недостаточный уровень педагогической компетентности в организации двигательной активности детей с учетом гендерных особенностей

        С помощью анкетирования родителей были выявлены предпочтения детей в занятиях спортом, доля участия семьи в физическом развитии своего ребенка, а также я получила пожелания от родителей в  совершенствовании определенных двигательных способностей их детей. ( слайд №8)

С целью определения уровня физической подготовленности дошкольников, были отобраны специальные тестовые методики, которые опираются на возрастные нормативы и позволяют определить уровень  развития гибкости, пластичности, грациозности у девочек, и силы, выносливости и быстроты у мальчиков.(слайд 9)

Исследуемые параметры показали, что уровень развития тестируемых качеств недостаточно высок.

 На следующем этапе, учитывая данные проведенных исследований, мы составили перспективный план работы, который состоит из следующих разделов:

  1. Повышение педагогической компетентности воспитателей ДОУ;
  2. Работа с детьми;
  3. Взаимодействие с родителями.

 С целью повышения педагогического роста педагогов   в ДОУ организовано МО по физическому развитию детей, на котором освещаются актуальные для нашего направления вопросы: (слайд №10)

 (слайд11,12) Основываясь на принципах формирования полоролевого поведения, мы выбрали следующие формы работы с детьми:

1.Утренняя гимнастика для мальчиков и девочек проводится отдельно по специально разработанным конспектам с использованием атрибутов согласно предпочтениям детей. (слайд13,14) А также на зарядке девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

2.Физкультурные занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. ( см. приложение) (слайд15.16)

Проведение занятий имеет 2 разновидности:

  • в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия – делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.
  • На протяжении всего занятия выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения мальчиков и девочек (например в ОРУ – разные пособия; в полосе препятствий – условия преодоления препятствий; в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц - дозировка).

Каждое физкультурное занятие несет в себе определенную “оздоровительную дозу” в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно называть оптимальной, т.е. физиологически обоснованной.

При определении нормы физической нагрузки, в большей степени основываюсь на индивидуальных особенностях детей: возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, в то же время соблюдая требования полоролевого воспитания.

Этого можно добиться разными требованиями к выполнению заданий, как в группе мальчиков, так и в группе девочек.

Например,  при «поднимании туловища в сед из положения лежа», громко объявляю, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, т.к. они будущие мужчины 10 раз. А потом, не привлекая внимания детей, предлагаю физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимание с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, - в положении «руки за головой».

Руководя двигательной деятельностью детей, стараюсь обращать большое внимание на девочек при организации подвижных игр, побуждаю их к действию. Мальчики, как правило, сами сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.

        Учитывая неодинаковую эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями, предъявляю разные требования к их результативности. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом считаю безостановочные прыжки, для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков.

        Инвентарь и оборудование подбираю так, чтобы он удовлетворял потребности ребенка в движении, обусловленные его полом. Для мальчиков – клюшки, деревянные гимнастические палки, гантели, эспандеры, баскетбольные кольца, клюшки, разнообразные мишени; для девочек – скакалки, надувные мячи, ленты, батут.(слайд15,16)

        Действия детей по расстановке и уборке снарядов носят выраженный дифференцированный характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей, девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли), а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, маты, гантели, батут и тд.). Постоянно акцентирую внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек, не только даю задание по уборке оборудования, но и комментирую его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Катя, Аня и Полина соберут и повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место»(слайд 17)

        3.На традиционных физкультурных праздниках для мальчиков (слайд 18,19,20) используются эстафеты, игры, показательные выступления и создаются такие игровые ситуации, в которых мальчики и девочки могут проявить свою мужественность и женственность соответственно.  

        В процессе работы был проведен промежуточный диагностический срез, который показал, что мы на верном пути.        В итоговой диагностике мы вышли на следующие результаты:

  1. Регистрируемые показатели, как у мальчиков, так и у девочек улучшены во многих тестах.
  2. Помимо улучшения диагностических показателей возрос уровень мотивации детей к занятиям по физической культуре.
  3. А так же возрос интерес педагогов нашего дошкольного учреждения к достижению общей педагогической цели – воспитанию предпосылок мужественности и женственности   дошкольников.

Помимо того, что мы вышли на ожидаемые результаты, порадовали и приятно удивили другие успехи, которые вдохновляют на постановку новых целей и решение новых задач, а именно: (слайд 21)

  • Взаимодействие с семьей качественно улучшилось, возросла мотивация родителей на сотрудничество с детским садом.
  • Как показало итоговое анкетирование родителей, появился активный запрос, а не смиренное участие на подобные формы работы.
  • В совместных мероприятиях активное участие стали принимать все члены семьи.
  • Следствием активного участия и исполнения ролей родителями на праздниках, их помощи в изготовлении костюмов и атрибутов стало сплочение детей, родителей и педагогов в каждой группе.
  • А так же итогом тесного взаимодействия и сотрудничества педагогов стала интеграция всех служб детского сада.

Традиционным стало проведение тематических дней здоровья и праздников с привлечением всех специалистов.

        Результаты диагностики позволяют отметить большую эффективность разработанного учебно-методического комплекса в формировании качеств, необходимых для воспитания предпосылок мужественности и женственности у дошкольников.

        Эти результаты мы демонстрируем не только внутри детского сада, но и стабильным выступлением на традиционных городских мероприятиях. (слайд 22,23)

        Мы убеждены, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей нам удаётся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умственных способностей дошкольника в процессе физического воспитания.

На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы у...

Консультация для воспитателей: "Особенности умственного развития старших дошкольников в процессе патриотического воспитания".

Особенности умственного развития старших дошкольников в процессе патриотического воспитания....

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В конспекте представлены разнообразные дидактические игры для:развития слухового восприятия звуков (разных по высоте -высокий, средний, низкий, разных по длительности -длинные, короткие).формирования ...

«Педагогические особенности формирования здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания»

Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается , что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия о...

Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....

Доклад "Современные подходы к организации разных видов деятельности дошкольников в процессе физического воспитания

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯЧехонадских С.А.      В настоящее  время в связи с переходом н...