Консультация для воспитателей: "Особенности умственного развития старших дошкольников в процессе патриотического воспитания".
олимпиадные задания по теме

Особенности умственного развития старших дошкольников в процессе патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsulttsiya_dlya_vospitateley.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация для воспитателей

Особенности умственного развития старших дошкольников в процессе патриотического воспитания.

        В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (поселке),усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуре, где родился человек.

  Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменение нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фон задатков.

 По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50 – 60%. Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий  характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается , от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша , а тем более какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось и природа наделила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиваться способность к живописи, к художественному труду: он будут сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

  Об умственном развитии ребенка судя по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, систематизации и анализу полученного материала, другими словами  развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума как: быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

    Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.

      Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако происходит это только в том случае, если учитывается закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

  В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в этом время.

  Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.  Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

 Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А,Н, Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах деятельности. Так, у ребенка развитым воображением складывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношения к людям, их поступкам, природе, искусству и т.д.

  Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3- 4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: Это мой друг. Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представление о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляет его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки. С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно – гигиенических привычек, усвоения  правильных движений.

  Приобщение детей к культуре, с произведениями искусства, восприятия красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия – предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

 Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается и на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здравому образу жизни. Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.д. особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. Икуниной, Н, Подьякова, Л, Венгера, А. Леонтьева и др.

            Развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок старшего дошкольного возраста может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Почему в горах не тает снег? Почему с деревьев опадают листочки? И многие др.

 Ребенок стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное  «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении перед ним некоторых задач он пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи и в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходят в результате внутренних действий с образами , называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления старшего дошкольника. Он ,конечно, может в отдельных случаях мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст синзетивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

  Мышление ребенка старшего дошкольного возраста отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении свойств предметов, как длина, объем, вес и др. отсутствие систематических знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Так, ребенку трудно оценивать одно и тоже количество воды, песка, пластилина и т. д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходят изменения его объема  в зависимости от принимаемой формы. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов.

   Развитие внимания. Одни считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью детей,  основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

           Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок старшего дошкольного возраста занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравиться.

  Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ребенок и сам может планировать свою деятельность. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

      Развитие памяти. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. Все что мы узнаем каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующие узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти  ребенок в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

    Память необходима ребенку  - она позволяет ему накапливать, сохранять и в последствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Ребенок старшего дошкольного возраста может запомнить произвольно. Исследования Н. А. Смирновой, З. М, Истоминой. Когда запоминание становиться  условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять–таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

   Развитие воображения. Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. В старшем дошкольном возрасте ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Формируясь в игре воображение переходит и в другие виды деятельности неустанная работа- воображения это важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Говоря о воображении, нельзя не дооценивать его роль в  деятельности детей, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой либо предмет или событие мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся и не в виде бессвязных фрагментов  или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

Таким образом, каждая из характеристик умственной деятельности старшего дошкольника, опираясь на физиологические особенности этого возраста, показывает необходимость наглядных методов организации умственного воспитания. Кроме того, наиболее актуальной задачей умственного воспитания в этом возрасте является развитие навыка систематизации знаний, которых в старшем дошкольном возрасте у ребёнка накоплено достаточно много. Вполне  очевидно, что решение в программах целей и задач воспитания, возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры , любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигает ребенок и степень приобретенных им нравственных качеств.

                                        Список литературы

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.- М.: Элизе Трейдинг,2002.
  2. Ветлугина Н. А. нравственно- эстетическое воспитание ребёнка в детском саду.- М. Просвещение, 1995.
  3. Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина./ практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. 3-е изд., испр. и доп. – М., АРКТИ, 2005.
  4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М издательский центр «Академия», 2004.
  5. Смирнова Е. О. Детская психология учебник для сотрудников высших педагогических заведений.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Нечаева В,Г, Маркова Т, А, Нравственное воспитание в детском саду. – М., просвещение,1984.    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания"

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка, может и должно служить средством в развитии речи детей уже с дошкольного воз...

Консультация для родителей «Способы умственного развития для дошкольников»

Консультация рассказывает родителям о способах умственного развития дошкольниковд...

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений»

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений» (в контексте ФГОС ДО)....

Консультация для воспитателей «Особенности социального познания детей старшего дошкольника»

Образовательная среда детского сада располагает возможностями для реализации развития всех сторон ребенка с целью активизации его социального познания. Его эффективность в дошкольном возрасте обусловл...

Выступление на заседании «Школы профессионального мастерства»: «Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания»

Рекомендации для молодых педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию – взаимодействие взрослого и детей (Педагог-Ребенок-Родитель) в совместной деятельности и общении, направленное на ра...

Выступление на методическом часе "Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания"

Выступление на методическом часе "Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания"...