Методы педагогической диагностики индивидуального развития детей по ФОП ДО
статья
Единая федеральная программа необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.
«Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_diagnostiki_ind.razvitiya.docx | 256.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы педагогической диагностики индивидуального развития детей по ФОП ДО
Единая федеральная программа необходима для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.
«Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проведения. «Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы».
Принципы ФОП ДО
- Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства.
- Педагоги должны:
— выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
— обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании
— поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности
— приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
— формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности
— учитывать этнокультурную ситуацию развития детей
— обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей
— организовывать сотрудничество ДОО с семьей
Планируемые результаты
Характеристики возможных достижений ребенка даны детально
- В младенческом возрасте – к одному году
- В раннем возрасте – к трем годам
- В дошкольном возрасте: к четырем годам, пяти годам, шести годам
- К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения
- Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО;
- Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов;
- Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5-ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования;
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6).
Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Методы педагогической диагностики
Основа – малоформализованные методы - беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании (Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности.).
- Педагогическое наблюдение за детской деятельностью (в том числе в специально созданных диагностических ситуациях).
- Беседы с детьми.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п. 3.2.3) Психологическая диагностика
ФОП ДО допускает также психологическую диагностику развития детей.
- Цель психологической диагностики – выявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, причины трудностей в освоении образовательной программы.
- Кто проводит: квалифицированные специалисты – педагоги-психологи, психологи.
- Какие условия: ребенок участвует в психологической диагностике только с согласия родителей или законных представителей.
- Как использовать результаты: по результатам психологической диагностики специалисты организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую помощь детям.
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
1. Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.
2. Обследование может проводиться в присутствии родителей.
3. Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.
4. Проводить диагностическое обследование должен педагог, владеющий технологиями и методами:
- проведения диагностического обследования;
- первичной обработки и индивидуального анализа данных;
- качественной экспертной оценки данных;
- количественной оценки результатов обследования;
- выделения дезадаптационных рисков;
- интерпретации данных обследования;
- составления заключения по результатам обследования;
- разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребенка.
5. Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и не приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).
6. Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.
7. Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей.
8. Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе – 6 человек.
9. Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.
10. Непрерывная продолжительность диагностики – не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.
11. При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательном организации.
12. Необходимо заранее подготовить и разложить в определенной последовательности всё, что требуется для проведения обследования.
13. Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.
14. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.
15. При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:
- трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;
- страха получить низкую оценку взрослого;
- неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
- медлительности ребенка или усталости;
- плохого самочувствия ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет по пяти образовательным областям...
Электронные пособия как метод педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Результатом данного педагогического проекта стало создание электронных пособий в виде интерактивных дидактических игр, тестовых заданий, викторин для дошкольников как метода педагогической диагностики...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития детей
ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областе...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития детей
ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областе...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития детей
ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областе...
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей 3-4 лет
Карта развития ребёнка 3-4 лет....
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....