«Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства ДОУ»
консультация

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoryashchaya_sreda.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства ДОУ»

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «развивающей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.

Цель «Говорящей среды»: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

* Создать атмосферу эмоционального комфорта.

* Создать условия для творческого самовыражения.

* Создать условия для проявления познавательной активности детей.

* Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций

В группах следует организовать «Центры активности», которые обогащаются и наполняются в соответствии с выбранной темой проекта (демонстрационный материал, игры, игрушки, таблицы, книги, иллюстрации). Все создается детьми, их родителями и педагогами в процессе совместной работы. Такая «говорящая среда» дает детям возможность почувствовать себя в «своем» пространстве, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой вклад в общее дело.

Признаки «говорящей среды»:

1. Наличие значимых для детей элементов: творческие и исследовательские работы, рисунки, коллективные и индивидуальные коллажи, стенгазеты, макеты, поделки, «Азбука проекта», «Книга открытий» и др.

2. Визуализация скрытых элементов среды. Центры организованы таким образом, чтобы в них было все необходимое для самостоятельной деятельности ребенка в зависимости от задуманного. Чтобы избежать переполнения центров, все материалы убраны в контейнеры и подписаны.

Постоянно действующие элементы «говорящей среды»:

1. Информационная доска с названием реализуемого в данный момент проекта, «Лотос-план», иллюстрации.

2. Опорные (ключевые) слова реализуемого в данный момент проекта, как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и используются педагогами для развития предпосылок грамотности у детей.

3. Тематические карточки для образовательной деятельности в «Центрах активности». Например ребенок может рассматривать, закрашивать, штриховать, сравнивать, считать, копировать буквы и слова, обсуждать изображения с другими детьми. С помощью карточек можно на доступном уровне рассказать детям об изучаемой теме.

4. «Книга открытий». Каждая страница – это коллективная работа детей, на которой познавательная информация о проекте представлена в виде аппликаций, рисунков, фотографий и даже записанных текстов. «Авторская» позиция обладает большим мотивационным потенциалом, позволяет детям понимать смысл той деятельности, которой они занимаются.

5. «Азбука проекта» используется педагогами для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок грамотности. В «Азбуке проекта» дети рисуют (в младшем дошкольном возрасте) и пишут (в старшем дошкольном возрасте) буквы и опорные слова, соответствующие теме проекта. Работа над «Азбукой проекта» является добровольной, дети включаются в нее исходя из собственных потребностей и интересов.

6. Социологические опросы. При подготовке и реализации проекта педагогу важно понять, насколько тема интересна каждому ребенку. Соцопросы помогают выявить мнение большинства и совместно принять решение.

Чем полезна «говорящая среда»:

1. Детям «рассказывает» о теме проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где лежит; чувствуют себя хозяевами группы; могут воплощать все ими задуманное.

2. Родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в детском саду.

3. Педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации.

Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС....

«Говорящие стены» или творческое преобразование образовательного пространства ДОУ.

Добрый день коллеги! Тема моего проекта «Говорящие стены» или творческое преобразование образовательного пространства ДОУ   Современный этап развития дошкольного образо...

Технология организации образовательного пространства в детском саду "Говорящая среда"

quot;Говорящая среда" — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребенка». Дети  с большим удовольствием принимают активн...

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения Созданию мотивирующей, развивающей, предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется ...

Технология «говорящая среда», как средство организации образовательной деятельности дошкольников.

Данный проект был реализован в подготовительной группе. Предметно-пространственная развивающая среда в современном дошкольном пространстве – еще один педагог, и наша задача максимально использовать до...