Презентация для педагогов "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3 – 7 лет"
презентация
Образовательное событие - особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.
В созданных условиях у детей появляется возможность решать проблемные ситуации, предлагать собственные творческие решения, работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_sobytie.pptx | 717.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это вовсе не с тем, что современные дети развиваются не так, как дети предыдущих поколений, и им нужны совершенно особые, уникальные условия. Напротив, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.
Педагоги, работающие по Программе « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » , создают все условия для того, чтобы у ребенка появилась возможность: быть услышанным и оцененным; решать проблемные ситуации, устанавливать связи там, где это неочевидно; аргументировать свои суждения, предлагать собственные творческие решения; работать в группах, сотрудничать, помогать друг другу; уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы ( « мы сами » ); решать задачи, ставить их, преодолевать препятствия, реализовать свои намерения.
Образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. Особенности образовательного события: 1. Часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. 2. Развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. 3. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. 4. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии. 5. Основным критерием успешности образовательного события является эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
Типы образовательных событий Образовательные события в детском саду могут отличаться по типу сюжета ( реальный – подготовка к сценарию, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой – «помогаем Бельчонку», «спасаем зверей», «путешествие на Северный полюс», «ищем сокровища»), наличию привязки к календарному времени (привязанные к определенному времени – календарные, события-традиции) или не зависящие от времени года – (поиски клада, путешествия, исторические экскурсы), способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникшее по инициативе детей).
Это ожидаемые праздники. Подготовка к ним имеет свои традиции: подготовка концерта или спектакля, изготовление подарков, украшение группы, - и имеет обычно творческий характер, проникнута ожиданием, предвкушением праздника. После праздников, каникул можно устраивать обсуждения, проводить статистические исследования: кто где побывал, чем занимался. КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Именно традиции могут стать основой перспективного планирования в детском саду. Хорошо, когда жизнь детского сада выстроена вокруг нескольких ярких образовательных событий, которые являются основой перспективного планирования и вокруг которых на определенный промежуток времени выстраивается вся жизнь детей и взрослых. СОБЫТИЯ - ТРАДИЦИИ
Основные принципы образовательных с обытий - традиции : 1. В традиционном образовательном событии принимают участие все дети без исключения от начала события и до его окончания. 2. Традиционное образовательное событие неукоснительно проводится каждый год. Оно не может быть отменено, примерное время его проведения известно. В случае форс-мажора событие переносится, но не отменяется. 3. Даже в традиционном событии должна быть небольшая интрига – то, что отличает его от предыдущего (новое содержание, необычная форма проведения, нестандартные декор и оборудование). 4. Традиционное образовательное событие требует предварительной работы, объединяющей вокруг себя и детей, и взрослых. 5. Традиционное образовательное событие требует предъявления результатов общей творческой работы всему детскому саду ( безоценочно ).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ Если воспитатель выступает в детском сообществе как равноправный партнер, то исходящая от него инициатива воспринимается детьми не как приказ, а как ценная идея, ничем не отличающаяся от их собственных идей. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, СПРОВОЦИРОВАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ Н ачинание воспитателя в этом случае скрыто от детей. Воспитатель таким образом выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, ВОЗНИКШИЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ДЕТЕЙ «Поймать» детский интерес – большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения для воспитателей. Во-первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Во-вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка или группы детей в общий. В-третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события. В-четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.
Любое образовательное событие когда-нибудь заканчивается. И его завершение должно стать яркой точкой, кульминацией события: ребята нашли то, что искали; помогли тому, кто в этом нуждался; узнали то, чего не знали раньше; научились тому, чего не умели, - всё это нуждается в своего рода резюме, подведении итогов. СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ отличаются от традиционных тем, что они либо становятся для детей сюрпризом (тогда это то самое событие в событии – яркое и краткосрочное), либо целиком и полностью инициированы и подготовлены самими детьми (тогда это самостоятельное образовательное событие).
СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ДЕТЬМИ Концерт, спектакль, цирковое выступление Карнавальное шествие, парад Клуб «Маленький исследователь» СОБЫТИЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ВЗРОСЛЫМИ Игровой досуг Квест Клубный час
Инициативность Когнитивные способности Регуляторные способности Коммуникативные способности Пирамида универсальных результатов
Коммуникативные способности В коммуникации всегда присутствуют Я и Другой. Я со своим мнением и Другой - со своим. Коммуникация – это умение презентовать свою мысль и отстаивать ее; умение слышать, понимать, учитывать мысль другого; умение работать в группе, где каждый имеет свой голос. Регуляторные способности С одной стороны, они отвечают за умение ребенка следовать культурным правилам. А с другой – за самостоятельность, способность и готовность реализовать собственный план. Когнитивные способности (познание) Процесс познания состоит в решении проблемных ситуаций, установлении неочевидных связей, спорах, попытках сформулировать собственное доказательство и изобразить его в виде схемы, в умении отказаться от своей идеи, согласившись с ее несостоятельностью, и принять чужое суждение, если оно более логично. Процесс познания предполагает творческий подход к решению задач открытого типа, т.е. имеющих несколько одинаково правильных решений .
Планирование образовательного события Вопрос 1. Как будет называться наше образовательное событие? Вопрос 2. Актуально ли это для детей? Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе? Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме? Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты? Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события? В контексте подготовки к событийному планированию под организацией жизни детей в группе подразумеваются появившиеся предметы, которые помогают детям воспринимать через призму образовательного события в ремя, с реду, с ебя, к ультуру. с чего начнется ОС, какой будет завязка; какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события; сколько времени предполагается отвести под ОС; каким образом дети будут участвовать в планировании ОС; что станет кульминацией ОС (праздник, квест , спектакль, приглашение гостя, презентация энциклопедии детям другой группы и т.д.); каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и чему научились в течение ОС. Вопрос 8. Как будет организована рефлексия?
Параметры Комплексно-тематическое планирование Проектирование образовательного события ЦЕЛЬ Педагог удерживает в фокусе выбранную тему, подбирая и распределяя по дням задания под неё (готовит конспекты, образцы продуктивной деятельности, дидактические упражнения) в соответствии с заданной темой и перечнем разделов образовательных областей Педагог удерживает в фокусе те умения, которые должны развиться в ребенке, подбирая тему, которая поможет их реализовать, создавая банк идей (возможные вариант видов деятельности), предполагая возможные варианты течения образовательного события ЗАДАЧИ В фокусе внимания – обучение (знания, умения, навыки). В фокусе внимания – развитие коммуникативных, познавательных способностей, креативности , инициативности. ПЛАНИРОВАНИЕ Педагог фиксирует поэтапный план образовательной деятельности, старается не отступать от него, укладывается в намеченный срок. Деятельность детей планируется педагогом. Педагог создает примерный сценарий образовательного события, допускает возможные неожиданные изменения, принимает их. Заканчивает ОС тогда, когда тема затухает. Дети – активные участники планирования ОС. МЕСТО В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ Заданная тема может быть включена в любой вид деятельности в течение дня. ОС не привязано к времени, отведенному в режиме для образовательной деятельности. Оно может проявляться в разных моментах – когда оно больше всего подходит по смыслу, настроению. В некоторые дни оно не проявляется в конкретных делах, а присутствует лишь в фоновом режиме. ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА «Я знаю – я тебя научу». «Мне это тоже интересно, давай разбираться вместе». ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Жестко регламентирована по месту и времени, обосновывается только расширением кругозора. Может отсутствовать вообще, что никак не повлияет на течение тематической недели. Органично вписывается в ОС. Проект затевается потому, что его результат очень важен для продолжения события. Сравнительные таблицы
Параметры Проектная деятельность как самостоятельная образовательная единица Образовательное событие ОСНОВАНИЕ В основе лежит отдельный детский интерес, вопрос, на который нужно ответить. В основе лежит история, протяженная во времени и предполагающая возникновение цепочки новых интересов и вопросов. КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ Допускается участие подгруппы, одного-двух детей. В деятельность включена вся группа. ГРАНИЦЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Допускается выход деятельности за пределы группы частично или полностью. К примеру, семейный проект выполняется при поддержке педагога, но без участия других детей группы. Действует принцип «здесь и сейчас». Задействованы все дети. За пределы группы может выйти лишь небольшая часть деятельности. МЕСТО ПРОЕКТА В ОБЩЕГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Может возникнуть и реализовываться самостоятельно, отдельно от общей тем, с которой работает группа. Педагог создает ситуацию, в которой проект станет одной из необходимых составляющих. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ Документация по ведению проектной деятельности регламентирована организацией. Документацией являются только артефакты, появившиеся результате деятельности детей. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Результаты никак не влияют на дальнейшую жизнь в группе. Результат очень важен для дальнейшего развития образовательного события.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробно расписанного плана. Гораздо удобнее описывать его в виде краткого сценария. Избежать проблемы механического ухода в комплексно-тематическое планирование поможет пирамида универсальных результатов , которую необходимо удерживать в фокусе внимания при конструировании образовательного события. Инициативность Когнитивные способности Коммуникативные способности Регуляторные способности Художественно-эстетическое развитие Математика Окружающий мир Физическое развитие Речевое развитие
Антикритерии образовательного события 1. В событии нет длинной истории, которая требует решения вопроса в несколько ходов . 2. Решение проблемы поместилось в одно занятие или в один день. 3. В результате события не появилось документальных свидетельств детской деятельности. 4. Большая часть детских работ однотипны, хоть и сделаны по сюжету события, не несут в себе индивидуальности. 5. Детские работы, свидетельствующие о текущем событии, имеются, но недоступны для дальнейшего использования детьми, например не находятся на глазах у детей, не могут использоваться для дальнейших действий (обсуждений, правок, использования в играх). 6. Очень большая часть работ выполнена либо родителями полностью, либо при их активном директивно-регламентирующем участии. 7. Предварительно составленный сценарий (план) события не видоизменился к его заключительному дню; он не имеет исправлений, дополнений.
Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого – это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его и не перестать удивляться. Для ребенка – возможность заявить о том, что он вовсе не « tabula rasa » (лат. – чистая доска), что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии работы с детьми раннего возраста
Содержание работы в условиях дом ребенка специализированного. ожидаемый результат деятельности....
"Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми".
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет....
План работы по самообразованию, по теме: "Инновационные технологии работы с детьми аутистами"
Краткий план работы, о том, что и как необходимо работать учителю-логопеду с детьми аутистами.Цель, задачи сроки выполнения реализации....
Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
В мастер - классе представлены особенности организации образовательного события в ДОУ....
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми в ДОО
Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с т...
Семинар : «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Особенности технологии «Образовательное событие»
МДОАУ детский сад « Тополёк» Ясненский городской округ....
Презентация на тему: «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Презентация на тему:«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»...