Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ.
методическая разработка
Лето вносит большие перемены в организацию работы детского сада. Она становится многообразна, содержательна, наполнена интересными делами, мероприятиями, событиями.
Успех летней оздоровительной работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_letne_-_ozdorovitelnoy_raboty_v_dou.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации летне - оздоровительной работы в ДОУ»
ГБДОУ детский сад №55 Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Воспитатель средней группы: Медникова К.А.
.
Лето вносит большие перемены в организацию работы детского сада. Она становится многообразна, содержательна, наполнена интересными делами, мероприятиями, событиями.
Успех летней оздоровительной работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада.
Деятельность ДОУ в летний период регламентируется следующими нормативными документами:
-Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89);
-Конституцией РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);
-Федеральным законом от 24.07.98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Минобразования России от 16.07.02 № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
-Приказом Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» (вместе с рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);
- Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках (1980);
- ФГОС ДО;
-Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
- внутренние приказы:
- «О создании рабочей группы по разработке плана подготовки ДОУ к летней оздоровительной работе»;
- «Об утверждении плана подготовки ДОУ к летнему периоду»;
- «Об организации работы ДОУ в летний период»;
- «Об организации питания воспитанников в летний оздоровительный период»;
- «Об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках».
- инструкций для сотрудников ДОУ:
- «Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке»;
- «Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах»;
- «Инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма».
Главной целью детского сада в летне-оздоровительный период является создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, развития познавательного интереса, творческих способностей воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей.
- Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
- Повышать профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы.
- Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Глубокий анализ контингента воспитанников, кадрового потенциала, состояния материально-технической базы позволит дать оценку готовности ДОУ к летнему периоду.
Вначале проводим анализ контингента воспитанников.
Проводим анкетирование или опрос родителей, учитываем их потребности и в итоге определяем наполняемость групп на летний период.
Затем проводим анализ кадрового потенциала. Важно продумать грамотную расстановку кадров с учетом уменьшения количества педагогов, в связи с отпусками.
Проводим анализ состояния материально-технической базы.
Это техническое обследование участков, оборудования, малых форм, теневых навесов, физкультурной площадки.
Важно учесть:
- готовность всех помещений и участков дошкольного учреждения;
- наличие и исправность игрового и спортивного оборудования;
- наличие кадров, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную и образовательную работу с детьми летом;
- создание условий для физкультурно-оздоровительной работы, рациональное питание и закаливание детей;
- оснащение методического кабинета необходимым материалом по летне-оздоровительной работе.
Важно грамотно распределить обязанности между административно-управленческим, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом.
Заведующий ДОУ
-разрабатывает план подготовки ДОУ к летнему оздоровительному периоду;
-распределяет обязанности между административно-управленческим, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН;
-проводит инструктаж с работниками ДОУ;
-осуществляет контроль.
Зам. зав. по АХЧ
- планирует работу по подготовке территории ДОУ (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);
- проводит инструктаж с обслуживающим персоналом,
- осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.
Администратор
-планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний;
-разрабатывает вместе с педагогами систему закаливающих мероприятий;
- контролирует выполнение санэпидрежима и санэпидемтребований в группах, на пищеблоке, в прачечной,
-осуществляет контроль за комплексностью и непрерывностью оздоровительных мероприятий, питанием детей, питьевым режимом;
Педагоги
- осуществляют планирование образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа планирования и интеграции образовательных областей;
- ежедневно перед выходом детей на прогулку проверяют безопасность территории площадки, песочницы, малых форм; немедленно сообщают дежурному администратору о нарушениях;
- ежедневно проводят прием детей и утреннюю гимнастику на улице;
-проводят закаливающие процедуры в повседневной жизни (утренняя гимнастика на воздухе, сон с доступом воздуха, гимнастика после сна, воздушные ванны перед сном и др.) и специальные виды закаливания.
- осуществляют питьевой режим на прогулке.
Старший воспитатель
- разрабатывает план работы ДОУ на летний оздоровительный период с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом;
-повышает профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы через различные формы методической работы;
- обеспечивает высокий уровень интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства;
-оснащает методический кабинет материалами по организации летне-оздоровительной работы:
- справочной и методической литературой;
- методическими рекомендациями по организации летней оздоровительной работы с детьми;
- конспектами праздников, развлечений;
- передовым педагогическим опытом;
- картотекой игр;
- методическими рекомендациями для родителей по оздоровлению детей и об организации деятельности детей в летний период; и т.д.
Организацией летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении охвачены все участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, родители.
В течение всего летнего периода старший воспитатель координирует слаженную работу всех специалистов ДОУ для обеспечения высокого уровня интеграции в рамках единого образовательного пространства. Взаимодействие осуществляется в таких формах:
-совместное планирование работы;
-совместное проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию;
- спортивные досуги, дни здоровья- эти формы организуются при совместной работе воспитателя и музыкального руководителя.
Педагог-психолог детского сада совместно с воспитателем проводит с детьми тренинги на психологическую разгрузку, осуществляет подборку игр на знакомство, подборку релаксационных упражнений.
План летне-оздоровительной работы включает следующие разделы:
- Организационная (подготовительная) работа.
- Административно-хозяйственная работа.
- Физкультурно- оздоровительная работа.
- Методическая работа.
- Воспитательно-образовательная работа с детьми
- Контроль и руководство.
- Работа с родителями.
Модель оздоровительной компании состоит из следующих этапов:
- Административно – управленческая работа;
- Организация методической работы;
- Физкультурно- оздоровительной работы;
- Организационно – информационный;
- Заключительный.
Организационная (подготовительная) работа.
Включает:
- издание приказа о создании рабочей группы с назначением ответственных за разработку плана подготовки ДОУ, с указанием сроков предоставления плана на утверждение;
- распределение обязанностей между административно-управленческим, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом;
- обсуждение проекта летнего плана работы ДОУ на педагогическом совете, утверждение к исполнению;
- издание приказа о проведении летней оздоровительной кампании;
- издание приказа о проведении внепланового инструктажа ДОУ в связи с переходом на летний период;
- проведение инструктажа педагогов перед началом летнего периода: (по профилактике детского травматизма, охране жизни и здоровья детей в летний период, правилам оказания первой помощи, по проведению походов и экскурсий за пределы детского сада);
-оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям по организации летне-оздоровительной работы.
Административно-хозяйственная работа
Проводится работа:
- по подготовке территории (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);
- проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно).
- проведение ревизии существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке.
Физкультурно - оздоровительная работа
Планирование и разработка мероприятий направленных на:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта.
Работу с детьми в летний период принято называть оздоровительной. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Необходимо отметить, что режим дня разработан в соответствии с СанПиН.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы деятельности по физическому развитию детей с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).
Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья.
Методическая работа
Работа с педагогами направлена на:
- Повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы;
- Обеспечение высокого уровня интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства.
Вооружить педагогов необходимыми компетенциями для полноценной образовательной работы с детьми, помогут ряд методических мероприятий: консультации, такие как (темы…)
- «Система закаливания в летний период»
- «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период»
- «Методика организации, система планирования опытно-исследовательской деятельности дошкольников»
- «Организация подвижных игр на прогулке»
- «Организация детского творчества летом»;
- «Организация тематических площадок на территории ДОУ»
Эффективной формой повышения квалификации педагогов являются семинары и семинары-практикумы, в ходе которых они не только получают теоретические знания, но и осваивают приемы и методы работы с детьми, разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в летней период.
Например, на семинарских занятиях можно обсудить:…
- «Детское экспериментирование »
- « Работа на экологической тропе»
- «Обучение спортивным играм (мини-футбол, пионербол, настольный теннис и пр.)
В течение летнего периода могут быть организованы смотры-конкурсы:
- на лучшее оформление участка к летнему сезону;
- на лучшую постройку из песка;
- на лучшую поделку из природного материала;
- оборудование цветника;
- на лучшую методическую разработку;
- планирование прогулки и т.д.
Воспитательно-образовательная работа с детьми
Хотелось бы отметить, что образовательный процесс в летний период имеет свою специфику. В течение летнего оздоровительного периода планируем и проводим:
- музыкальные и физкультурные развлечения 1 раз в неделю;
- мероприятия с детьми по ОБЖ, по предупреждению бытового и дорожного травматизма;
- экскурсии и целевые прогулки с детьми;
- тематические мероприятия по приоритетному направлению работы ДОУ и др.
В летний период также используется тематическое планирование. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность максимально и эффективно решить поставленные цели и задачи во всех видах деятельности через весь набор организованных форм.
(Примерное планирование)
Педагоги получают план мероприятий с указанием тематических дней и ответственных за их проведение. Воспитатель вносит коррективы в зависимости от погодных условий, возраста детей или появления новой идеи организации мероприятия.
Деятельность детей в летний период должна быть интересной и разнообразной. Она может включать:
- организацию тематических (творческих) площадок;
- досуговые мероприятия: (игровые и музыкальные часы, кружки по интересам, выставки детских работ, игры-путешествия, соревнования, конкурсы, летние праздники) и т.д.
- экскурсии и прогулки за пределы территории детского сада. Они предусматривают в основном решение развивающих и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения.
Примерные темы:
- «К тайнам природы»;
- «В мире сказок и приключений»;
- «Лесной стадион»;
- «Туризм и экология»;
- «Памятники истории и культуры»;
- трудовую деятельность (труд на огороде и цветнике).
Важным этапом организации образовательного процесса является грамотное создание развивающей среды на участке, которое предусматривает:
- Психологический комфорт и безопасность обстановки.
- Обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.
- Реализация права ребенка на свободный выбор вида деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, творческой, трудовой).
- Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
- Возможность получить максимум представлений, ярких впечатлений, положительных эмоций.
План летне-оздоровительной работы включает еще один раздел
Контроль и руководство.
по разным направлениям деятельности ДОУ:
- образовательный процесс;
- соблюдение санитарно – гигиенических требований;
- организация питания, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий и др;
- можно включать и тематический контроль (по задачам, по подготовке групп к новому учебному году…).
Оперативный контроль в летний период
К вопросам оперативного контроля в летний период можно отнести:
- Подведение итогов конкурса готовности участков к летнему оздоровительному сезону.
- Организация закаливающих мероприятий в летний период.
- Организация игр с песком и водой.
- Работа педагогов по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения, представлений о сезонных изменениях в природе и труде людей в соответствии с требованиями программы для каждого возраста.
- Организация двигательной активности в режиме дня.
- Подготовка и проведение целевых прогулок и экскурсий.
Работа с родителями.
Добиться успеха в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии можно только при единстве взаимодействия детского сада и семьи, в основе которого лежит сотрудничество.
Систему работы с родителями можно представить двумя блоками- педагогическое просвещение и включение в деятельность детского сада.
Работа с родителями в летний период обладает определенной спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в другие страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию.
Актуально размещение в родительских уголках различной информации. Тематика статей должна соответствует летнему периоду:
- «Секреты безопасного отпуска»;
- «Чем занять ребенка летом»
- «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;
- «Сделайте вместе с детьми»;
- «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;
- «Секреты хорошего аппетита» и т.д.
С целью повышения уровня общей педагогической культуры родителей в вопросах организации летнего отдыха детей использованы разнообразные формы работы с семьей:
- консультации («Как организовать летний отдых ребенка», «Лето-пора закаляться», «Как развивать творчество детей», «Организация наблюдений в природе»);
- вечера вопросов и ответов;
- семинары, семинары-практикумы («Труд в природе», «Игры на даче и на природе»);
- беседы;
- устные педагогические журналы и т.д.
Важнейшим способом реализации сотрудничества детского сада и семьи является включение родителей в деятельность дошкольного учреждения, Родители могут принять активное участие в праздниках, развлечениях, целевых прогулках, в озеленении участка, конкурсах и выставках и т.д.
Завершается летне-оздоровительный сезон подведением итогов работы.
Педагоги и специалисты ДОУ делятся интересными педагогическими находками, которые могут быть представлены в форме сообщений, отчетов, презентаций и организованы как «эстафета педагогического мастерства».
На педагогическом совете, на основании индивидуальных характеристик состояния здоровья ребенка проводим оценку эффективности летнего отдыха отдельно каждого ребенка, каждой группы и всего коллектива в целом.
Чтобы узнать и мнение родителей о результатах летне-оздоровительной работы в ДОУ проводим анкетирование родителей, организуем встречи за «круглым столом», в ходе которых обсуждаются положительные моменты и недостатки в организации работы в летний период.
Итоги летне-оздоровительной работы обсуждаются и на производственном собрании, общем родительском собрании. На основе анализа и критической оценки работы намечается план мероприятий на следующий летний сезон.
Таким образом, результат работы дошкольного учреждения в летний период будет зависеть от слаженной, вдумчивой, скоординированной работы всего коллектива, во взаимодействии с семьей, а грамотная оценка готовности детского сада позволит достичь поставленных целей и оздоровить наших детей, используя для этого все возможности лета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация летней оздоровительной работы
Система мероприятий по оздоровлению дошкольников в летний период...
Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
Создание условий, планирование работы, осуществление контроля - все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....
План организации летней оздоровительной работы в детском саду
Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...
Рекомендации для педагогов ДОУ по организации летней-оздоровительной работы с детьми
Методические рекомендации для сотрудников ДОУ....
Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ.
Успех летней оздоровительной работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада....
План управленческой работы по организации летней оздоровительной работы
Цель: создать в детском саду условия для организации разноплановой познавательнойи оздоровительной деятельности воспитанников, их физического, художественно-эстетическогои психического развития.Задачи...
Консультация для воспитателей "Особенности организации летне-оздоровительной работы с детьми в ДОО"
Консультация для воспитателей "Особенности организации летне-оздоровительной работы с детьми в ДОО"...