Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ.
методическая разработка

Медникова Ксения Андреевна

Лето вносит большие перемены в организацию работы детского сада. Она становится многообразна, содержательна, наполнена интересными делами, мероприятиями, событиями.

    Успех летней оздоровительной  работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации летне - оздоровительной работы в ДОУ»

ГБДОУ детский сад №55 Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Воспитатель средней группы: Медникова К.А.

.

Лето вносит большие перемены в организацию работы детского сада. Она становится многообразна, содержательна, наполнена интересными делами, мероприятиями, событиями.

        Успех летней оздоровительной  работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада.

Деятельность ДОУ в летний период регламентируется следующими нормативными документами:

-Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89);

-Конституцией РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);

-Федеральным  законом от 24.07.98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказом Минобразования России от 16.07.02 № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

-Приказом Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» (вместе с рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»);

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);

- Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках (1980);

- ФГОС ДО;

-Основной общеобразовательной  программой дошкольного образования.

- внутренние приказы:

-  «О создании рабочей группы по разработке плана подготовки ДОУ к летней оздоровительной работе»;

-  «Об утверждении плана подготовки ДОУ к  летнему  периоду»;

-  «Об организации работы ДОУ в летний период»;

- «Об организации питания воспитанников в летний оздоровительный период»;

-  «Об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках».

 

- инструкций для сотрудников ДОУ:

-   «Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке»;

-  «Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах»;

-  «Инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма».

 

Главной целью детского сада в летне-оздоровительный период является   создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, развития   познавательного интереса,   творческих способностей воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи: 

  • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей. 
  • Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
  • Повышать профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы.
  • Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Глубокий анализ контингента воспитанников, кадрового потенциала, состояния материально-технической базы позволит дать оценку готовности ДОУ к летнему периоду.

  Вначале проводим анализ  контингента воспитанников.

Проводим анкетирование или опрос родителей, учитываем их потребности и в итоге определяем наполняемость    групп на летний период.

        Затем проводим анализ кадрового потенциала. Важно продумать грамотную расстановку кадров с учетом уменьшения количества педагогов, в связи с отпусками.

         Проводим анализ состояния материально-технической базы. 

Это техническое обследование участков, оборудования, малых форм, теневых навесов, физкультурной площадки.

                

Важно учесть:

  • готовность всех помещений и участков дошкольного учреждения;
  • наличие и исправность игрового и спортивного оборудования;
  • наличие кадров, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную и образовательную работу с детьми летом;
  • создание условий для физкультурно-оздоровительной  работы, рациональное питание и закаливание детей;
  • оснащение  методического кабинета необходимым материалом по летне-оздоровительной работе.

        Важно грамотно распределить  обязанности  между административно-управленческим,   педагогическим и младшим обслуживающим персоналом.

Заведующий ДОУ

-разрабатывает план подготовки ДОУ к летнему оздоровительному периоду;

-распределяет обязанности между административно-управленческим,   педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН;

-проводит инструктаж с работниками ДОУ;

-осуществляет контроль.

Зам. зав. по АХЧ

- планирует работу по подготовке территории ДОУ  (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);

- проводит инструктаж с обслуживающим персоналом,

- осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.

Администратор

-планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний;

-разрабатывает вместе с педагогами систему закаливающих мероприятий;

- контролирует выполнение санэпидрежима и санэпидемтребований в группах, на пищеблоке, в прачечной,

-осуществляет контроль за комплексностью и непрерывностью оздоровительных мероприятий, питанием детей, питьевым режимом;

 

Педагоги

- осуществляют планирование образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа планирования и интеграции образовательных областей;

- ежедневно перед выходом детей на прогулку проверяют безопасность территории площадки, песочницы, малых форм; немедленно сообщают дежурному администратору о нарушениях;

- ежедневно проводят прием детей и утреннюю гимнастику  на улице;

-проводят закаливающие процедуры в повседневной жизни (утренняя гимнастика на воздухе, сон с доступом воздуха, гимнастика после сна, воздушные ванны перед сном и др.) и специальные виды закаливания.

- осуществляют питьевой режим на прогулке.

Старший воспитатель

- разрабатывает план работы ДОУ на летний оздоровительный период с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом;

-повышает профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы через различные формы методической работы;

- обеспечивает высокий уровень интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства;

-оснащает методический кабинет материалами по организации летне-оздоровительной работы:

  • справочной и методической литературой;
  • методическими рекомендациями по организации летней оздоровительной работы с детьми;
  • конспектами праздников, развлечений;
  • передовым педагогическим опытом;
  • картотекой игр;
  • методическими рекомендациями для родителей по оздоровлению детей и об организации деятельности детей в летний период; и т.д.

   Организацией  летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении охвачены все  участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, родители.

       В течение всего летнего периода старший воспитатель  координирует слаженную работу всех специалистов ДОУ для обеспечения  высокого уровня интеграции  в рамках единого образовательного пространства. Взаимодействие осуществляется в таких формах:

-совместное планирование работы;

-совместное проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию;

- спортивные досуги, дни здоровья- эти формы организуются при совместной работе воспитателя и музыкального руководителя.

Педагог-психолог детского сада совместно с воспитателем проводит с детьми тренинги на психологическую разгрузку, осуществляет подборку игр на знакомство, подборку релаксационных упражнений.

        План летне-оздоровительной работы  включает следующие разделы:

  • Организационная (подготовительная) работа.
  • Административно-хозяйственная работа.
  • Физкультурно- оздоровительная   работа.
  • Методическая работа.
  • Воспитательно-образовательная работа с детьми
  • Контроль и руководство.
  • Работа с родителями.

       Модель оздоровительной компании состоит из следующих этапов: 

  • Административно – управленческая работа;
  • Организация методической работы;
  • Физкультурно- оздоровительной работы;
  • Организационно – информационный;
  • Заключительный.

Организационная (подготовительная) работа.

Включает:

- издание приказа о создании рабочей группы с назначением ответственных за разработку плана подготовки ДОУ, с указанием сроков предоставления плана на утверждение;

- распределение обязанностей между административно-управленческим,   педагогическим и младшим обслуживающим персоналом;

- обсуждение проекта летнего плана работы ДОУ на педагогическом совете, утверждение к исполнению;

- издание приказа о проведении летней оздоровительной кампании;

- издание приказа о проведении внепланового инструктажа ДОУ в связи с переходом на летний период;

- проведение инструктажа педагогов перед началом летнего периода: (по профилактике детского травматизма, охране жизни и здоровья детей в летний период, правилам оказания первой помощи, по проведению походов и экскурсий за пределы детского сада);

-оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям по организации летне-оздоровительной работы.

Административно-хозяйственная работа

Проводится работа:

-  по подготовке территории (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);

- проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно).

- проведение ревизии существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке.

        Физкультурно - оздоровительная   работа

Планирование и разработка мероприятий направленных  на:

- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта.

Работу с детьми в летний период  принято называть оздоровительной.   Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Необходимо отметить, что режим дня   разработан в соответствии с СанПиН.

         Для достижения достаточного объема двигательной активности детей  используются все организованные формы деятельности по физическому развитию детей с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).      

         Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья.

Методическая работа

       Работа с педагогами  направлена на:

- Повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы;

- Обеспечение высокого уровня интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства.

Вооружить педагогов   необходимыми компетенциями для полноценной образовательной  работы с детьми, помогут  ряд методических мероприятий: консультации, такие как (темы…)

  • «Система закаливания в летний период»
  • «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период»
  • «Методика организации, система планирования опытно-исследовательской деятельности дошкольников»
  • «Организация подвижных игр на прогулке»
  • «Организация  детского  творчества  летом»;
  • «Организация  тематических  площадок  на территории  ДОУ»

      Эффективной формой повышения квалификации педагогов являются семинары и семинары-практикумы, в ходе которых они не только получают теоретические знания, но и осваивают приемы и методы работы с детьми, разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в летней период.

     Например, на семинарских занятиях можно обсудить:…

  • «Детское экспериментирование »
  • « Работа на экологической тропе»
  • «Обучение  спортивным играм (мини-футбол, пионербол, настольный теннис и пр.)

В течение летнего периода могут быть организованы смотры-конкурсы:

  • на лучшее оформление участка к летнему сезону;
  • на лучшую постройку из песка;
  • на лучшую поделку из природного материала;
  • оборудование цветника;
  • на лучшую методическую разработку;
  • планирование прогулки и т.д.

         

Воспитательно-образовательная работа с детьми

Хотелось бы отметить, что  образовательный процесс в летний период имеет свою специфику.  В течение летнего оздоровительного периода планируем  и проводим:

- музыкальные и физкультурные развлечения 1 раз в неделю;

- мероприятия с детьми по ОБЖ, по предупреждению бытового и дорожного травматизма;

- экскурсии и целевые прогулки с детьми;

- тематические мероприятия по приоритетному направлению работы ДОУ и др.

В летний период  также  используется тематическое планирование.   Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность максимально и эффективно решить поставленные цели и задачи во всех видах деятельности через весь набор организованных форм.

(Примерное планирование)

 Педагоги получают план мероприятий с указанием тематических дней и ответственных за их проведение. Воспитатель вносит коррективы в зависимости от погодных условий, возраста детей или появления новой идеи организации мероприятия.

Деятельность детей в летний период должна быть интересной и разнообразной. Она может включать:

  • организацию тематических (творческих) площадок;
  • досуговые мероприятия: (игровые  и музыкальные часы, кружки по интересам, выставки детских работ, игры-путешествия, соревнования, конкурсы, летние праздники) и т.д.
  • экскурсии и прогулки   за пределы территории детского сада. Они предусматривают в основном решение развивающих и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения.

Примерные темы:

  • «К тайнам природы»;
  • «В мире сказок и приключений»;
  • «Лесной стадион»;
  • «Туризм и экология»;
  • «Памятники истории и культуры»;
  • трудовую  деятельность (труд на огороде и цветнике).

Важным этапом организации образовательного процесса является грамотное создание развивающей среды на участке, которое предусматривает:

  •  Психологический комфорт и безопасность обстановки.
  •    Обеспечение возможности укрепления физического и  психического здоровья детей.
  •    Реализация права ребенка на свободный выбор вида деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, творческой, трудовой).
  •    Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
  •    Возможность получить максимум представлений,  ярких впечатлений, положительных эмоций.

        План летне-оздоровительной работы включает  еще один раздел

Контроль и руководство.

по разным направлениям деятельности ДОУ:

  •  образовательный процесс;
  •  соблюдение санитарно – гигиенических требований;
  • организация питания, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий и др;
  •  можно включать и тематический контроль (по задачам, по подготовке групп к новому учебному году…).

Оперативный контроль в летний период

К вопросам оперативного контроля в летний период можно отнести:

  • Подведение итогов конкурса готовности участков к летнему оздоровительному сезону.
  • Организация закаливающих мероприятий в летний период.
  • Организация игр с песком и водой.
  • Работа педагогов по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения, представлений о сезонных изменениях в природе и труде людей в соответствии с требованиями программы для каждого возраста.
  • Организация двигательной активности в режиме дня.
  • Подготовка и проведение целевых прогулок и экскурсий.

Работа с родителями.

        Добиться успеха в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии можно только при единстве взаимодействия детского сада и семьи, в основе которого лежит сотрудничество.

Систему работы с родителями можно представить двумя блоками- педагогическое просвещение  и включение в деятельность детского сада.

Работа с родителями в летний период обладает определенной спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в другие страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию.

  Актуально размещение в родительских уголках различной информации. Тематика статей должна соответствует летнему периоду:

  • «Секреты безопасного отпуска»;
  • «Чем занять ребенка летом»
  • «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;
  • «Сделайте вместе с детьми»;
  • «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;
  • «Секреты хорошего аппетита» и т.д.

            С целью повышения уровня общей педагогической культуры родителей в вопросах организации летнего отдыха детей   использованы разнообразные формы работы с семьей:

  • консультации («Как организовать летний отдых ребенка», «Лето-пора закаляться», «Как развивать творчество детей», «Организация наблюдений в природе»);
  • вечера вопросов и ответов;
  • семинары, семинары-практикумы («Труд в природе», «Игры на даче и на природе»);
  • беседы;
  • устные педагогические журналы и т.д.

Важнейшим способом реализации сотрудничества детского сада и семьи является включение родителей  в деятельность дошкольного учреждения,  Родители могут принять активное участие   в праздниках, развлечениях, целевых прогулках, в озеленении участка, конкурсах и выставках и т.д.

        Завершается летне-оздоровительный сезон подведением итогов работы.

Педагоги и специалисты ДОУ делятся интересными педагогическими находками, которые могут быть представлены в форме сообщений, отчетов, презентаций и организованы  как «эстафета педагогического мастерства».

  На педагогическом совете, на основании индивидуальных характеристик состояния здоровья ребенка проводим оценку эффективности летнего отдыха отдельно каждого ребенка, каждой группы и всего коллектива в целом.

Чтобы узнать и мнение родителей о результатах летне-оздоровительной работы в ДОУ проводим  анкетирование родителей, организуем  встречи за  «круглым столом», в ходе которых  обсуждаются  положительные моменты и недостатки в организации работы в летний период.

Итоги летне-оздоровительной работы  обсуждаются и на   производственном собрании, общем родительском собрании.  На основе анализа и критической оценки работы намечается план мероприятий на следующий летний сезон.

Таким образом, результат работы дошкольного учреждения  в летний период будет зависеть от  слаженной, вдумчивой, скоординированной работы всего коллектива, во взаимодействии с семьей, а грамотная оценка готовности детского сада позволит достичь поставленных целей и оздоровить наших детей, используя для этого все возможности лета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы

Система мероприятий по оздоровлению дошкольников в летний период...

Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Создание условий, планирование работы, осуществление контроля  -  все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....

План организации летней оздоровительной работы в детском саду

Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...

Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ.

  Успех летней оздоровительной  работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада....

План управленческой работы по организации летней оздоровительной работы

Цель: создать в детском саду условия для организации разноплановой познавательнойи оздоровительной деятельности воспитанников, их физического, художественно-эстетическогои психического развития.Задачи...

Консультация для воспитателей "Особенности организации летне-оздоровительной работы с детьми в ДОО"

Консультация для воспитателей "Особенности организации летне-оздоровительной работы с детьми в ДОО"...