Разработка методической темы педагогом дошкольной образовательной организации
методическая разработка

Лупанова Галина Николаевна

Современное дошкольное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает  профессиональное совершенствование педагога,  как условие его активной адаптации к новым моделям деятельности, и повышение качества результатов образовательного процесса в целом.

Педагог дошкольного образовательного учреждения в настоящее время не может быть пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий с детьми. В связи с этим, деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения на современном этапе должна быть ориентирована на личность педагога, развитие ее творчества, необходимого для получения эффективных результатов в образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План обучающего семинара для старших воспитателей

«Разработка методической темы педагогом  дошкольной образовательной организации»

  1. Открытие семинара  (выступление заведующего ДОО).
  2. Приветствие участников семинара. Музыкальная композиция  «Новое поколение!» (музыкальный руководитель).
  3. Формирование творческого педагогического коллектива дошкольного учреждения (заведующий ДОО).
  4. Система работы над единой методической темой дошкольной образовательной организации, как основа формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО (старший воспитатель).
  5. Мастер-класс «Педагогический ринг» по представлению и внедрению педагогического опыта на уровне учреждения» (воспитатели).
  6. Игровые тематические комплексы как средство эффективного взаимодействия педагогов с детьми  с ОНР (учитель-логопед)
  7. Дискуссионная площадка с использованием матрицы  SWOT - анализа (старший воспитатель).

Формирование творческого педагогического коллектива 

дошкольного учреждения

 Разводова Елена Васильевна,

заведующий  МАДОУ г. Мурманска  № 151

  «Люди научились пользоваться плодами творчества,

                     но не научились создавать элементарно – щадящие

          условия для тех, кто выращивает эти плоды»

Г.С. Альштуллер и И.М. Верткин

 (Генрих Саулович Альтшуллер, создатель теории решения изобретательских задач (технология ТРИЗ), Игорь Верткин — ученик Генриха Сауловича из второго поколения тризовцев)

  1. Введение

           Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем управленческая деятельность.

           Что побуждает сотрудников работать с полной отдачей и, наоборот, что их отталкивает и вызывает апатию? Каковы факторы высокой мотивации к труду? Какие стимулы могут существенно повысить качество педагогической деятельности, привести коллектив к инновационным преобразованиям? Одним словом – как зажигаются искорки творческого поиска?

           Одной из важнейших задач руководителя ДОУ является создание благоприятного морально – психологического взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Опыт работы убеждает в том, что осознать свои творческие возможности и применить их в работе с детьми может не каждый воспитатель, в их реализации педагогам нужно помочь.

  1.  Методы и приемы, используемые для формирования творческого коллектива ДОУ

           Главная задача руководителя – подбирать те методы и способы воздействия на подчиненных, которые позволили бы отследить добросовестное исполнение должностных обязанностей и функций.

Профессиональное общение строится на основе диалога, руководитель должен понимать, что новаторство гибнет там, где присутствует вера в единственно правильное решение, поскольку при таком подходе упускаются другие, возможно, лучшие варианты решений. Поэтому он всегда должен быть готов не только выслушать, но и поддержать человека, высказывающего другой подход к решению проблемы.

Руководитель может оказывать влияние на подчиненных, пользуясь «мягкими методами» управления.

  1. Применяя метод убеждения, руководитель обращается к разуму и здравому смыслу людей, в этом случае подчиненные и руководитель равны в профессиональных знаниях и опыте, причем убеждать могут обе стороны, приводя обоснованные факты, тезисы и аргументы.
  2. Использование внушения позволяет обращаться к эмоциям и чувствам людей, когда человек принимает сообщение без каких либо оснований и доказательств, как бы на веру. Внушение эффективно, если у руководителя есть авторитет, он пользуется популярностью, уважением. Успешность внушения зависит от яркости и силы личности, умения руководителя « транслировать» энергию воли – передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе.
  3. Руководитель должен быть образцом для подражания, подчиненные, осознанно или нет, почти всегда перенимают стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе и даже манеру поведения, которые демонстрирует руководитель, что налагает на него высокую ответственность. Отсюда важный вывод – управлять творческим коллективом должен творческий руководитель.
  4. Когда в коллективе создана команда единомышленников, действует метод заражения как процесс перехода эмоционального контакта от одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта.
  1. Психологический климат

Понимание – начало согласия  (Б. Спиноза).

Счастье – это, когда из дома с радостью идешь на работу, а с работы  с радостью бежишь домой. По-моему, эти слова действительно подходят для каждого из нашего коллектива. У человека есть два стремления – стремление быть и стремление жить, две взаимосвязанных потребности – потребность в безопасности и потребность в развитии. Причем потребность в развитии становится актуальной, становится актуальной, если удовлетворена потребность в безопасности. Психологическую безопасность человек ощущает, когда в коллективе создан эмоциональный комфорт.

Проявлением здорового психологического климата коллектива являются:

  • внимание, расположение, симпатия человека к человеку,
  • состояние духовного подъема, жизнерадостности, меру включенности каждого в деятельности,
  • меру включенности каждого в деятельность коллектива, ее эффективность.

Передо мной встала задача – как в таких условиях сформировать творческий, дружный, энергичный и работоспособный коллектив? Тем более, как отмечают психологи, в однородных по полу коллективах значительно чаще возникают конфликты, поэтому особенно важно является момент расстановки кадров по социально – психологическим характеристикам: с учетом темперамента, характера, эмоциональности активности. Хорошо будут составлять «пару» воспитатели, один из которых имеет теоретический склад ума, а другой хороший организатор. Составят хороший «тандем» два педагога: ориентированный на конструктивное мышление и критик. Вариантов может быть множество, главное, что должен учитывать руководитель – это желание самих воспитателей работать в паре. Собственный выбор, личное решение будут способствовать творческой самореализации, эффективность взаимодействия, у них будет единство целей и воспитательных подходов. Сохранение групповой совместимости должно быть постоянной заботой руководителя.

  1. Стиль управления и творческая атмосфера.

На психологический климат влияют внутренние условия, к которым, в частности, относится стиль руководства творческим коллективом.

Наиболее оптимальные условия для проявления творческой инициативы

педагогов создает демократический стиль руководства — такая система общения и взаимодействия руководителя с членами коллектива, которая предполагает его непосредственную ответственность  перед коллективом за принимаемые решения, и которая немыслима без развития инициативы подчиненных и опоры на нее.

Руководитель с демократичным стилем — это носитель передовых технологий, специалист по человеческому фактору, координатор совместной деятельности. Руководитель демократ отдает предпочтение методам стимулирования и убеждения (просьба, совет, поощрение), стремится  больше вопросов ставить на обсуждение коллектива, максимально использует инициативу и творчество подчиненных, привлекает к управлению членов коллектива, располагает к сотрудничеству.

При управлении творческим коллективом руководитель демократического стиля предпочитает применение методов психологического поощрения персонала — удовлетворение от работы, большая ответственность, общественное признание  - не требуют дополнительных затрат и не приводят к насыщению. Люди редко устают от похвалы, внимания и признания. Психологические методы поощрения обеспечивают рекламу работников внутри организации и за ее пределами и мотивируют сотрудников к эффективному труду.

При таком стиле управления педагоги решая текущие задачи, используют часто непроторенные пути, прибегают к выдумке, инициативе, проявляют большую заинтересованность в работе.

Таким образом, от стиля управления во многом зависит возможность реализации творческого потенциала коллектива, а кардинальный переход  к демократическому  стилю руководства зависит от изменения сознания, как  руководителей, так и подчиненных.

Система работы над единой методической темой дошкольной образовательной организации, как основа формирования профессиональной компетентности педагогов

в условиях реализации ФГОС ДО

Лупанова Галина Николаевна,

старший воспитатель МАДОУ г. Мурманска  № 151

  1. Введение.

Современное дошкольное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает  профессиональное совершенствование педагога,  как условие его активной адаптации к новым моделям деятельности, и повышение качества результатов образовательного процесса в целом.

Педагог дошкольного образовательного учреждения в настоящее время не может быть пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий с детьми. В связи с этим, деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения на современном этапе должна быть ориентирована на личность педагога, развитие ее творчества, необходимого для получения эффективных результатов в образовательной деятельности.

  1. Актуальность и ведущая идея опыта.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970), советский педагог, писатель отмечал, что: «Важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время - ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».

Необходимо:

  • сохранить время педагога для   развития педагогического мастерства участников образовательного процесса, т.е. оптимизировать процесс работы педагогов над методическими темами посредством организации  модернизированной системы методической работы;

Для нас оптимальным признается  такое управление методической работой, которое в конкретных условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ обеспечивает  лучшие, чем прежде, результаты. Причем оптимальными признаются эти результаты только в том случае, когда они достигнуты не любой ценой, а при рациональных  расходах времени и усилий на управленческую деятельность.

  • создать единую информационную, организационную, методическую учебно-воспитательную среду в ДОУ;
  • выйти на эффективное практическое применение разработанного передового педагогического опыта в образовательной деятельности с детьми в ДОУ.
  • продолжать работать над  сплочением педагогического коллектива, развитием коммуникативных навыков, мотивировать педагогов к самосовершенствованию, самообразованию (Абрахам Маслоу, психолог-гуманист,  известен своей теорией самореализации отмечает, что мотивация – это человеческое стремление…проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным).

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения.

Белая Ксения Юрьевна (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования) считает, что при правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь и мотивировать педагогов,  дав возможность каждому  профессионально самореализоваться в соответствии со своими способностями.

Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему:

  • актуальность для дошкольной организации,
  • учет достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов,
  • тесная связь с конкретными научно - педагогическими исследованиями и рекомендациями, педагогическим опытом других учреждений.

Не исключен и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно - экспериментальную работу и создает методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

  1. Технология описания опыта работы «Работа над единой методической темой».

На основе анализа методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения мы определили проблему: «Совершенствование содержания и качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО». (Проблема – это противоречие между известным и неизвестным. В отличие от затруднения, которое можно обнаружить в деятельности, проблему надо сформулировать или, как иногда говорят, поставить).

Выбор единой методической темы осуществлялся коллегиально и отвечал интересам и желаниям педагогического коллектива, что является одним из условий её успешной реализации.

Очень важно, чтобы единая методическая тема охватывала как учебную, так и воспитательную работу. Серьезного внимания требует формулирование темы, в которой сочетается конкретность и широта. В соответствии с данной проблемой определилась единая методическая тема МАДОУ № 151 на 2017-2019 учебные годы - «Овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение новых технологий обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО». Выбранная тема способствует улучшению качества образования. Из формулировки легко вытекают подтемы, четко вычленяют главные понятия.

Единая научная тема актуальна, научно-обоснована, имеет практическую значимость для ДОУ, сориентирована на повышение творческого потенциала педагога и воспитанников. Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом в Программе развития учреждения.

Цели работы по реализации единой методической темы:

  1. создание условий для реализации образовательных возможностей

каждого воспитанника на основе творческой личности педагога;

  1. непрерывное совершенствование уровня педагогического

мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса.

Работа над единой методической темой потребовала не только целостной, целеустремленной обоснованности, но и разработки поэтапного плана действия по годам.

В планировании учитывались:

- своевременность темы;

- теоретические вопросы;

- формы организации методической работы;

- практический этап реализации;

- подведение итогов.

Для повышения эффективности работы над реализацией единой методической темы выработан алгоритм.

Алгоритм работы.

Целесообразно определение темы на перспективу (2-3-4 года) с разбивкой крупной стратегической темы по годам, с подведением промежуточных итогов, и внесением корректив.

На 1 этапе осуществляется большая организационная работа:

  • изучение документации, методической литературы;
  • выбор тематики работы педагогов;
  • определение состава творческих микрогрупп;
  • определение тематики педагогических советов, теоретических семинаров и психологических практикумов;
  • обзор-презентация литературы по методике самообразования;
  • пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов (с учетом темы);
  • составление плана-графика контроля.

На 2 этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей:

  • разработка индивидуальных тем самообразования;
  • апробация новых методов и приемов (членами творческих микрогрупп);
  • новые формы повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, круглые столы, коллективное обсуждение докладов, выступлений и т.д.);
  • реализация плана-графика контроля (изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы).

На 3 этапе осуществляется сбор и обработка полученной информации:

  • сбор обработанной информации (заведующая, старший воспитатель, узкие специалисты ДОУ);
  • обработка информации для дальнейшего управления;
  • принятие конкретных решений и разработка конкретных рекомендаций на основе полученной информации;

4-й этап: обобщение и оценка результатов опыта.

На этом этапе идет активное внедрение результатов педагогических исследований, использование передового опыта коллег.

В этот период рекомендуются следующие формы работ:

  • творческие отчеты;
  • проведение открытых занятий и мероприятий;
  • оформление выставки, лабораторий, материалов, наработанных педагогическими работниками по теме;
  • самообобщение опыта и его  рецензирование

5-й этап работы над темой включает:

  • анализ работы педагогического коллектива над единой методической темой (педсовет, методсовет, научно-практические конференции);
  • организация тематических выставок;
  • оценка уровня профессионального мастерства педагогов;
  • сбор и накопление материалов из опыта работы педагогов (картотека педагогической, методической литературы, образцы планов самообразования и конспекты-разработки открытых мероприятий). Собранный материал пополняет и дополняет содержание методического кабинета.
  • определение перспектив дальнейшего развития.

Реализация единой методической темы.

Одной из задач реализации ФГОС ДО стоит задача обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром – одна из главных функций деятельности ДОУ.

 Для успешной реализации единой методической темы  разработан план работы на 2017-2019 учебные годы «Овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение новых технологий обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка зависит от педагога. Поэтому для успешной реализации единой методической темы каждым педагогом определены оптимальные темы на 2016 - 2018 годы с использованием различных педагогических технологий в образовательном процессе.

Примерный перечень научно-методических тем.

МАДОУ г. Мурманска № 151 предлагает примерные методические темы для работы над совершенствованием содержания и качества образовательного процесса:

- Патриотическое воспитание детей 3-5 лет на основе проектно-исследовательской деятельности.

- Электронный образовательный комплекс «Предшкола нового поколения» - модель современной образовательной среды в работе с детьми с ОНР»

- Использование игровых тематических комплексов с детьми раннего возраста в адаптационный период.

- Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми 5-7 лет с ОНР.

- Организация интегрированной образовательной деятельности детей 3-7 лет с использованием тренажёров «Разноцветные окошки» в условиях реализации ФГОС ДО

- Использование техник детского дизайна в процессе художественно-продуктивной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

  1. Результат работы над единой методической темой.
  1. Создана единая информационная, организационная, методическая учебно-воспитательная среда в ДОУ.

В методическом кабинете  организовано рабочее место педагога, которое оснащено современными техническими средствами: ноутбук, цветной принтер, сканер, принтер, ламинатор, подключен интернет, создана медиатека с подборками электронных рабочих материалов по планированию и организации образовательного процесса. Методический кабинет стал лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом.

  1. Оптимизировали  и модернизировали  формы, методы работы с воспитанниками  на основе инновационных технологий.
  2. Создали комплекты  педагогических разработок, в том числе разработали пакет стандартного планирования  (технологические карты) по группе тем.

Планирование работы над единой методической темой

Овладение эффективными педагогическими технологиями, внедрение новых технологий обучения и воспитания

в условиях реализации ФГОС ДО на 2017-2019 учебный год

Этапы, цели, задачи каждого этапа

Содержание работы

Педагогический совет

Учебно-методическая деятельность

Деятельность педагога

Контрольные мероприятия

1

2

3

4

5

1 этап

Организационная работа

Задачи:

-повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства педагога;

-изучение новых форм, методов и приемов.

Педагогический совет по теме: «Использование инновационных технологий в ДОО».

1. Анализ затруднений.

2.Изучение документации, подбор методической литературы.

3.Подготовка рекомендаций и тем для самообразования.

4.Определение состава творческих микрогрупп.

1.Обзор-презентация  литературы по методике самообразования.

2. «Педагогический ринг» - пропаганда материалов и разъяснение преимущества новых подходов и методов по использованию инновационных технологий в ДОО.

1.Составление плана-графика контроля.

2 этап

Оказание помощи по внедрению новых идей

Задачи:

-апробация новых форм, методов и приемов по использованию инновационных технологий в ДОО;

-оказание методической помощи по внедрению новых идей.

Тематический педагогический совет:

«Использование игровых тематических комплексов – модель эффективного взаимодействия педагогов с детьми».

1.Годичный семинар «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов». 

1.Разработка индивидуальных тем самообразования.

2.Разработка и апробация  системы занятий с использованием новых форм и методов обучения и воспитания в рамках  игровых тематических  комплексов (членами творческих микрогрупп).

1.Реализация плана-графика контроля: изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы.

3 этап

Осуществление сбора и обработка полученной информации

Задачи:

-разработка методических рекомендаций.

1.Сбор обработанной информации (заведующая, старший воспитатель, руководители творческих микрогрупп).

2. Обработка информации для дальнейшего управления

3.Принятие конкретных решений и разработка конкретных методических рекомендаций на основе полученной информации.

4 этап

Обобщение и оценка результатов опыта

Задачи:

-внедрение результатов педагогических исследований, использование педагогического опыта коллег

Тематический педагогический совет: «Технологическая карта – современный подход в планировании образовательной работы с детьми»

1.Открытые мероприятия с использованием новых форм и методов обучения и воспитания.

2.Творческие отчеты педагогов  по разработанным методическим темам.

1.Апробация разработанных технологических карт в образовательном процессе ДОО.

1.Проверка тематического планирования, практической деятельности с использованием технологических карт.

2.Участие в конкурсах.

5 этап

Анализ работы педагогического коллектива над единой педагогической темой

Задачи:

-дополнение содержания методического кабинета;

-определение перспектив дальнейшего развития

Итоговый педагогический совет: «Организация интегрированной образовательной деятельности детей дошкольного возраста – модель эффективного взаимодействия педагогов с детьми»

1. Сбор и накопление материалов из опыта работы педагогов (картотеки технологических карт, конспекты-разработки практической деятельности с детьми).

2. Оформление стендовых докладов по разработанным методическим темам.

1.Оценка уровня профессионального мастерства педагогов

Мастер-класс из опыта работы МАДОУ г. Мурманска № 151

«Педагогический ринг по внедрению

передового педагогического опыта»

Таранченко Виктория Николаевна,

 воспитатель МАДОУ г. Мурманска  № 151

Цель: поиск новых форм и методов организации методической работы, которые способствуют созданию  эффективной модели управленческой деятельности.

Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства

участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами образования детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта,

новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук,

новых педагогических технологий;

4) развитие в ДОУ инновационных процессов.

  1. Предварительная работа: создание творческой микрогруппы для освоения передового педагогического опыта.

Что такое творческие микрогруппы.

Творческие микрогруппы возникли в результате поиска новых, более эффективных форм методической работы; создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею; объединяются несколько педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один – два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов. Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изучение дополнительной литературы. Особое внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности. Совместное творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Как только поставленная цель достигнута – группа распадается. С результатами знакомится весь коллектив детского сада.

  1. Правила  проведения педагогического ринга.

Педагогический ринг будет проведен с участие педагогов МАДОУ г. Мурманска  № 151. Итог проведения педагогического ринга оценивают по предложенным критериям участники семинара (старшие воспитатели).

Участники педагогического ринга по сценарию: «новатор, сподвижник, консерватор, критик, сомневающийся».

У каждого участника педагогического ринга цели и обязанности.

Правила проведения педагогического ринга:

- выступают в следующем порядке: «новатор – консерватор – сподвижник - критик-сомневающийся – сподвижник».

На каждое выступление отводится до 5 минут  минуты.

Итог проведения педагогического ринга: оценить по предложенным критериям предложенный опыт работы и целесообразность его дальнейшего использования.

Критерии оценки предложенного опыта:

новация будет использоваться полностью;

- будет использоваться с коррекцией;

- ринг натолкнул на новую идею;

- новация представляет практический интерес;

- представляет познавательный интерес;

- не представляет интереса из-за отсутствия новизны;

- не представляет интереса по другим причинам.

  1. Ход проведения педагогического ринга.

 Мотивационная подготовка педагогов на успешную работу - «Квик - настройка»:

  1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
  4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Портрет новатора

Обязанности: защита своего опыта в освоении инновации. При выступлении новатор имеет право:

- выбирать форму своего выступления и иллюстрации к нему, отстаивать свою точку зрения;

- вступать в конфликт с критиком и консерватором.

Портрет сподвижника новатора

Этот участник проникся идеей новатора, помогает ему подготовить и оформить выступление.

Его цель – обратить внимание на возможность практического использования новации. В дискуссии он пользуется личным опытом или опытом, который ему известен.

Права сподвижника: защитить новатора, подготовить вместе с ним выступление и оформление, выступать вместе с новатором.

Портрет консерватора

Консерватор радует на «старые добрые традиции», привычные методы, утверждая, что в данной ситуации они более эффективны. Он находит слабые стороны старого метода. Консерватор проявляет осторожность, приверженность к старому, нетерпимость к новому.

Обязанности: подвергать все сомнению, вступать в спор с новатором и его сподвижником.

Портрет критика

Критик действует по принципу:

Подвергай все сомнению. Выявляй слабые стороны передового опыта. В выступлении он демонстрирует научное и обоснованное предвидение положительных и отрицательных последствий внедрения опыта новатора.

Структурные выступления:

- выявление положительных сторон новшества;

- выявление недостатков;

- конструктивные предложения.

Портрет сомневающегося

Конформист действует по принципу флюгера. Конформист – это игрок без твердой собственной позиции. Он легко меняет свою точку зрения в зависимости от ситуации: то поддерживает, то отрицает новшество. Каждым выступлением он подчеркивает сильную сторону критика, новатора, консерватора.

Обязанности конформиста: выражать свое согласие с точкой зрения каждого члена группы, аргументировать свое согласие, вызвать у членов группы желание противодействовать.

Игровые тематические комплексы как средство эффективного взаимодействия педагогов и детей с ОНР.

Петрова Анна Сергеевна,

учитель-логопед МАДОУ № 151 г. Мурманска

Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.

Решение проблемы повышения эффективности коррекционного обучения детей и формирования у них таких важных свойств личности, как мыслительная и речевая активность, может быть продуктивным только когда устранение пробелов в развитии осуществляется как вид учебной деятельности.

Поэтому поиск новых путей повышения результативности  логопедической работы является одним из  наиболее актуальных вопросов.

Целью совместной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей является создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет достижение целей образовательной программы через основной вид детской деятельности – игру, охватывая все  образовательные области развития и образования детей.

Главная задача взрослого – дать правильное направление игре.

В процессе поиска форм усовершенствования организации коррекционно-развивающего процесса наше внимание привлекла система работы с использованием методического комплекса «Дары Фребеля».

Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей.  Он рассматривал игру как средство обучения и воспитания детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметнопространственная среда является частью образовательной среды, представленной специально организованным пространством, оборудованием и инвентарём в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует ФГОС ДО.  Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта (дерево), что безопасно для применения ребенком. С его помощью легко создать условия для организации как совместной работы взрослых и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской детской деятельности.

«Дары Фребеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

В процессе использования игрового набора «Дары Фребеля» нами был применен метод игровых тематических комплексов. Это результат комплексной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми  5-7 лет с ОНР.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:

  1. Коррекция речевых нарушений через: развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики; формирование лексико-грамматических категорий; коррекция связной речи; овладение навыками фонематического анализа.
  2. Развитие коммуникативных способностей и умений.
  3. Формирование математических представлений.
  4. Развитие познавательных способностей.
  5. Обучение  овладению способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР.

 Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС  ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Модель коррекционно-развивающего воздействия разработана на основе содержания адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ОНР  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Мурманска № 151.

Основные направления:

  1. Речевое развитие.
  2. Развитие познавательных способностей: сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер); интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация); творческое развитие (воображение); математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения); элементы подготовки к обучению грамоте (звуковой анализ и синтез).
  3. Социально-коммуникативное развитие.
  4. Физическое развитие.

С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени мы разработали и систематизировали практический материал и представили его к использованию в виде технологических карт.

Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности с указанием действий, средств, времени на реализацию и предполагаемых результатов.

Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми, так и для ее активизации.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников.

Педагогами группы совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт.

 В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами.

Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала,  занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8.

Учитель-логопед и воспитатели на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи.

В игровые тематические комплексы включены:  артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики;  игры с набором «Дары Фребеля» и  комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.  

Работа с игровым методическим комплексом осуществляется в течение дня на индивидуальных и подгрупповых занятиях, на совместных мероприятиях с родителями и тесно взаимосвязана с образовательным процессом в целом.

В ходе практической работы определились следующие принципы организации тематических игровых комплексов.

  1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать  чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
  2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них.
  3. Тематические игровые комплексы не должны быть слишком длительными. Материал одного дня может быть использован как единый комплекс и по отдельности несколько раз в день.
  4.  Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание.
  5. Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое.

В процессе  использования игровых тематических комплексов в течение учебного года была выявлена положительная динамика в развитии детей, наблюдались  позитивные изменения во всех образовательных областях.

К концу учебного года у воспитанников значительно возросла речевая активность в разных видах деятельности, дети стали проявлять  больший  интерес к занятиям,  у них развивается способность к воображению.  

Дети:

  • научились фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • на практическом уровне усвоили лексические грамматические средства языка;
  • овладели элементами грамоты (навыками фонематического анализа и синтеза);
  • повысили свой уровень развития  связной речи;
  • научились  сравнивать и обобщать, анализировать.
  • усвоили элементарные математические представления (форма, размер, количество, пространственные отношения)

Результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации коррекционно-развивающего процесса.

Метод игровых тематических комплексов позволяет:

  • способствовать общему развитию дошкольников с ОРН, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
  • способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

                                             

Технологическая карта (образец)

Игровой комплекс по теме: «Осень. Растения, грибы, ягоды»

Тема: «Осень. Растения, грибы, ягоды»

Игровой комплекс 1

1.Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и щек.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, «улыбнемся друг другу и лесным обитателям». Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

«Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка.

«Язычок в чащобе». Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезаем  через  бурелом». Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

«Почистим зубки». Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

2. Игра с использованием набора «Дары Фрёбеля»

«Осеннее дерево»

Цель: учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже; образовывать  существительные  в родительном падеже; развивать воображение, реализовывать самостоятельную творческую деятельность.

Используемые материалы: наборы №№ 7, 8, 9, 10, Р5.

Описание игры: воспитатель предлагает детям выложить осеннее дерево, потом спрашивает, чего много на дереве.

Затем ребенок берёт кубик из набора Р5, бросает его и называет, то количество листьев (веток, почек, плодов, птиц) какая цифра выпала на кубике.

3. Пальчиковая гимнастика                                                                                                                   Цель: развитие и укрепление ручной моторики и моторики пальцев рук, запоминание серии двигательных актов, синхронизация взаимодействия между движениями и речью.                                                                                                                                                          «Осенние листья»                                                                                                                                                Раз, два, три,  четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)                                       Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки).                                                                          Листья березы (загибают пальчики, начиная с  большого),                                                                Листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем,

 Маме осенний букет отнесем ( пальчики «шагают» по столу).

4. Развитие навыков фонематического анализа 

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У),

астра, овощи, улица осень, урожай

Дискуссионная площадка с использованием

матрицы  SWOT - анализа

Лупанова Галина Николаевна,

старший воспитатель МАДОУ г. Мурманска  № 151

Подведение итогов семинара в форме дискуссионной площадки с использованием матрицы SWOT-анализа.

Очень интересный интерактивный метод - Метод SWOT - анализа (strengths - сильные стороны, weaknesses - слабые стороны, opportunities - возможности, threats - угрозы) - это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

SWOT - анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.

Для проведения SWOT - анализа:

  • Сначала необходимо выбрать вопрос для обсуждения, который заносится на отдельный лист и развешивается на стене или доске.
  • Затем педагогам предлагается самостоятельно определиться по рабочим группам для обсуждения той или иной проблемы, вытянув по очереди карточки разного цвета. Таким образом, коллектив будет разделен не по интересам, а по принципу случайной подборки.
  • Каждая группа садится за отдельный стол и обсуждает проблему, используя матрицу SWOT - анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить «сильные стороны», какие «слабые стороны», что можно рассматривать как «возможности», а что будет являться «угрозой и препятствием» для осуществления намеченных целей.
  • После обсуждения в малых рабочих группах их решение выносится на всеобщее обсуждение. После чего руководитель или творческая микрогруппа заполняет общую для всего коллектива матрицу SWOT - анализа, на её основе формируется решение.

Образец матрицы SWOT - анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы и препятствия

Вопрос для обсуждения.

Эффективность применения   системы работы над единой методической темой дошкольной организации при формировании профессиональной компетентности и разработке методической темы педагогами дошкольной образовательной организации.

Участники делятся на  подгруппы, обсуждают проблему с использованием матрицы и подводят  итоги, формируют  решение.

Памятка для педагогов ДОО

«Что такое стендовый доклад»

Стендовый доклад – это одна из эффективных форм оперативного сообщения научных данных с использованием плаката, в том числе представления педагогического опыта. Стендовый доклад – это постерная презентация научного сообщения (от англ. Poster - плакат, афиша).
Постер-доклад – достаточно новая для России, но хорошо себя зарекомендовавшая форма представления результатов научного исследования на крупной конференции. Автор демонстрирует свой материал в письменной форме, коллеги имеют возможность ознакомиться с ним и задать вопросы непосредственно в процессе знакомства с данными.
 У стендового доклада есть и другие преимущества:

  1. Представляя стендовый доклад, вы можете более свободно излагать информацию, не заботясь о времени.
  2. Можно вступить в более тесную коммуникацию с людьми, которых интересует Ваше исследование.
  3. Можно избежать устного доклада, если Вы страдаете дисфункцией речи.
  4. Вы можете использовать этот же постер для других конференций.
  5. Стендовый доклад можно повесить в своем учебном заведении и познакомить со своими исследованием коллег, которые не смогли приехать на конференцию.
  6. Наконец, Вы можете поместить PDF своего доклада в банк постерных докладов, например на www.eposters.net, и тогда больше людей смогут прислать Вам свои
    комментарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольной образовательной организации

Программа развития является обязательным документом любой образовательной организации.  Современные тенденции дошкольного образования также предлагают рассматривать ее как инструмент оценки качес...

Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных организаций

1.1.         Методы ТРИЗ, их характеристика Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической...

Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...

Методическая разработка на тему: "Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием элементов тренажерно-информационной системы «ТИСА»"

Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием элементов тренажерно-информационной системы «ТИСА»...

Методическая разработка на тему: Дистанционные образовательные технологии в ДОУ, как средство взаимодействия с семьями воспитанников.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возмо...