Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего - конструирование»
рабочая программа

Дополнительная  общеразвивающая программа  технической направленности  «Лего - конструирование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

 

                         

                                                               

Дополнительная

общеразвивающая программа

технической направленности

 «Лего - конструирование»

Возраст детей, на которых рассчитана программа, 3-4 года.

Срок реализации программы 1 год.

Разработчик программы:

Кобыльняк Алёна Викторовна,

воспитатель

г. Нижневартовск

2020 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование дополнительной образовательной  услуги

Проведению занятий по развитию интеллектуальных способностей детей  "Лего - конструирование"

Наименование программы

Программа дополнительной образовательной услуги - предоставления услуг интеллектуальной направленности по проведению занятий по развитию интеллектуальных способностей детей "Лего - конструирование"

Основание для разработки Программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Программа развития МБДОУ ДС  №79 "Голосистое горлышко"

- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 « Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.; 

Заказчик Программы

МБДОУ города Нижневартовска ДС № 79 «Голосистое горлышко», родители (законные представители) воспитанников

Основные разработчики Программы

Воспитатель Кобыльняк Алёна Викторовна

Целевая группа

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Сроки реализации Программы

2020-2021 учебный год

Цель Программы

2020-2021 учебный год.  Развитие конструкторских способностей детей.

Задачи Программы

- формировать у детей познавательное и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

- приобщить детей к миру технического изобретательства;

- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

Ожидаемые результаты

-формируется у детей познавательная и исследовательская активность

-будет проявится интерес к миру технического изобретательства

-сформируется конструктивные умения.

Система организации контроля за исполнением программы

Заведующий МБДОУ Слисаренко Н.Г., заместитель по заведующему по методической работе Абрамовская Е.В.

Пояснительная записка.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Такими играми нового типа являются магнитные конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.  Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.  Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

Актуальность

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Использование магнитного конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность магнитного конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Магнитное конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому.

  Магнитный конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Повышается самооценка через осознание «я умею, я могу», происходит настрой на позитивный лад, снимается  эмоциональное и мышечное напряжение.

Педагогическая целесообразность

программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель

Развитие конструкторских способностей детей.

Задачи:

  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,

          стремление к умственной деятельности;

  • приобщить детей к миру технического изобретательства;
  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

Отличительные особенности 

Магнитное конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Программа рассчитана на возраст детей 3-4 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятий во второй младшей группе – 15 минут.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма организации занятий:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их

в руке или на столе.

Информационно-

рецептивный

Обследование  деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности.

Форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Планируемые результаты

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
  • ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
  • ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
  • ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
  • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
  • знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. 

Оценочные материалы

Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике используются специальные  таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.

Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится

в таблицу (Приложение 1).

Критерии оценок результативности определяются на основании содержания программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

  1. Побуждение:
  • интерес к данному виду деятельности.

2.  Знание представления:

  • название цвета детали;
  • название формы детали.
  1. Умения:
  • группировка деталей по цвету, по форме;
  • скрепление деталей разными способами;
  • построение элементарных построек  по образцу, по условиям,  по творческому замыслу;
  • -простейший анализ постройки;
  • работа в паре, в группе;
  • обыгрывание постройки.
  1. Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Сентябрь

1.

Знакомство с магнитным конструктором

1

2.

Башенка, мост

1

3.

Мы в лесу построим дом

1

4.

Разные домики

1

Октябрь

5.

Мебель для комнаты Незнайки

1

6.

Мебель для кухни куклы Маши

1

7.

Волшебная печка

1

8.

Конструирование по замыслу

1

Ноябрь  

9.

Утята в озере

1

10.

Волшебные рыбки

1

11.

Мостик через речку

1

12.

Конструирование по замыслу

1

Декабрь

13.

Построим загон для жеребят

1

14.

Грузовая машина для Лёвы

1

15.

Домик Машеньки

1

16.

Мельница

1

Январь

17.

Машина с прицепом

1

18.

Пожарная машина

1

19.

Кораблик

1

20.

Конструирование по замыслу

1

Февраль

21.

Детская площадка

1

22.

Горка для ребят

1

23.

Каша+ Маша

1

24.

Конструирование по замыслу

1

Март

25.

Животные в зоопарке

1

26.

Вольер для тигров и львов

1

27.

Крокодил

1

28.

Конструирование по замыслу

1

Апрель

29.

Ракета

1

30.

Луноход

1

31.

Космонавты

1

32.

Конструирование по замыслу

1

Май

33.

Цветы

1

34.

Башня

1

35.

Дом моей мечты

1

36.

 Конструирование по замыслу

1

Итого

36

Содержание дополнительной образовательной программы

Тема

Цели

Основные формы работы

Знакомство с магнитным конструктором

Познакомить с магнитным конструктором

(кирпичик, лапка, клювик).

Закреплять знания цвета и формы.

Беседа.

Практическая работа.

Башенка, мост

Учить строить простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору.

Беседа.

Практическая работа.

Мы в лесу построим дом

Развивать творческое воображение.

Учить подражать звукам и движениям персонажей: медведя, лисы, зайца.

Учить строить дом из магнитного конструктора.

Беседа.

Практическая работа.

Разные домики

Закреплять умение строить домики.

Беседа.

Практическая работа.

Мебель для комнаты Незнайки

Развивать способности выделять в предметах их функциональные части.

Учить анализировать образец.

Беседа.

Практическая работа.

Мебель для кухни куклы Маши

Закреплять умение строить мебель.

Запоминать название предметов мебели.

Беседа.

Практическая работа.

Волшебная печка

Познакомить с русской печкой.

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора.

Беседа.

Практическая работа.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Беседа.

Практическая работа.

Утята в озере

Учить внимательно слушать стихотворение.

Строить из конструктора утят.

Беседа.

Практическая работа.

Волшебные рыбки

Рассказать о рыбках.

Учить строить рыб из конструктора.

Беседа.

Практическая работа.

Мостик через речку

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали.

Беседа.

Практическая работа.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Беседа.

Практическая работа.

Построим загон для жеребят

Закреплять понятия «высокий», «низкий».

Учить выполнять задания по условиям.

Развивать творчество, воображение, фантазию.

Беседа.

Практическая работа.

Грузовая машина для Лёвы

Учить создавать простейшую модель грузовой машины.

Выделять основные части и детали.

Беседа.

Практическая работа.

Домик Машеньки

Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными.

Развивать умение выделять части:

стены, пол, крыша, окно, дверь.

Познакомить с понятием «фундамент».

Беседа.

Практическая работа.

Мельница

Рассказать о мельнице.

Развивать воображение, фантазию.

Беседа.

Практическая работа.

Машина с прицепом

Учить строить машину с прицепом.

Развивать навыки конструирования.

Беседа.

Практическая работа.

Пожарная машина

Познакомить с профессией пожарного.

Учить строить пожарную машину.

Беседа.

Практическая работа.

Кораблик

Рассказать о кораблях.

Учить строить более сложную постройку.

Развивать внимание, навыки конструирования.

Беседа.

Практическая работа.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Беседа.

Практическая работа.

Детская площадка

Показать детскую площадку.

Построить песочницу, лесенки.

Беседа.

Практическая работа.

Горка для ребят

Продолжать знакомить с детской площадкой.

Развивать память и наблюдательность.

Беседа.

Практическая работа.

Каша+ Маша

Познакомить с разными профессиями:

врач, полицейский, дворник.

Учить отличать их по внешнему виду.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Беседа.

Практическая работа.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Беседа.

Практическая работа.

Ракета

Рассказать о космосе.

Учить строить ракету.

Беседа.

Практическая работа.

Луноход

Рассказать о луноходе.

Учить строить из деталей конструктора.

Беседа.

Практическая работа.

Космонавты

Продолжать знакомить с космосом.

Учить строить космонавтов из мелких деталей.

Беседа.

Практическая работа.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Беседа.

Практическая работа.

Животные в зоопарке

Рассказать о зоопарке.

Учить строить утку, слона.

Беседа.

Практическая работа.

Вольер для тигров и львов

Учить всем вместе строить одну поделку.

Беседа.

Практическая работа.

Крокодил

Продолжать знакомить с зоопарком.

Учить строить крокодила.

Беседа.

Практическая работа.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Беседа.

Практическая работа.

Цветы

Уточнение словарного запаса по теме «Садовые цветы». Развитие наглядно-образного мышления.

Беседа.

Практическая работа.

Башня

Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Учить выполнять задания по условиям.

Развивать творчество, воображение, фантазию.

Беседа.

Практическая работа.

Дом моей мечты

Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части: стены, пол, крыша, окно, дверь.

Беседа.

Практическая работа.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Беседа.

Практическая работа.

Приложение 1

Мониторинговая карта по ЛЕГО-конструированию во второй младшей группе в _________ уч. г.

Фамилия имя

ребёнка

Называет цвет

деталей

Называет детали

Скрепляет детали

конструктора

«Дупло»

Строит

элементарные

постройки по

творческому

замыслу

Строит по образцу

Точность

скрепления и

скорость

выполнения

Итого

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно. 

Средний  уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого

                                 все предложенные задания.

Низкий  уровень:   ребенок не может выполнить все предложенные задания,

                                 только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные формы занятий и приемы работы с обучающимися.

  • Беседа
  • Познавательная игра        
  • Задание по образцу
  • Творческое моделирование

Деятельность детей первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия проводится физминутка для снятия локального и общего утомления. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Учебно-методические средства обучения

1. Учебно-наглядные пособия:

  • схемы, образцы и модели;
  • иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
  • мультимедийное сопровождение по темам.

2. Оборудование:

  • тематические наборы конструктора LEGO;
  • компьютер
  • интерактивная доска.

 Список литературы

1. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. - 101 с.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций,  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование в детском саду"

1.Раздел. Комплекс основных характеристик программы1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи программы1.3. Содержание программы1.4. Планируемые результаты2. Комплекс организационно-педагогических у...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности « Лего – конструирование »

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности« Лего – конструирование » Возврат обучающихся 4-5 летСрок реализации 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Де...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лего-конструирование»

1.1. Пояснительная записка. Программа технической направленности. Актуальность программы: Деятельность – это первое условие развития у ребенка дошкольного возраста познавательных процессов. Чтобы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование»

Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантаз...