Проект "Успех каждого ребёнка"
проект
Выявление и поддержка талантливых детей – это одна из актуальных проблем современного образования, и от ее решения зависит будущее науки, культуры, и страны. Детский сад является первой ступенькой в образовании, где происходит развитие творческих способностей ребенка. Высокая познавательная активность, ярко выражена фантазия, творческое воображение – все это характерно для дошкольников. Задача детского сада - выявить детей с предпосылками одаренности и создать необходимые условия для их развития. Перед дошкольным учреждением стоит вопрос: как распознать таких детей? В любой группе ДОУ есть дети, которые выделяются на фоне других, дети с высоким уровнем творческих способностей. Для решения данной задачи необходимо разработать алгоритм действий, который будет направлен на развитие творческих способностей и на выявление детей с предпосылками одаренности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО: Протокол Педагогического совета № « » _____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад «Радуга» _____________О.В. Синельникова « » _________________2021 г. |
Проект «Успех каждого ребёнка»
в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга»
на 2021 – 2022 учебный год
Составила:
Шляховая Нина Сергеевна
Педагого ДО
п. Тазовский
2021
Содержание
Методический паспорт проекта……………………………………………………………….3
Пояснительная записка………………………………………………………………………...7
Содержание проекта……………………………………………………………………………8
План работы с педагогами……………………………………………………………………10
Планируемые результаты……………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………………………………12
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема | Инновационный проект «Успех каждого ребёнка» |
Руководитель проекта | Шляховая Н.С., педагог дополнительного образования МБДОУ детский сад «Радуга» |
Разработчики инновационного проекта (Ф.И.О. должность) | Шляховая Н.С., педагог дополнительного образования МБДОУ детский сад «Радуга» |
Функциональный заказчик | Департамент образования Администрации Тазовского района |
Исполнители инновационного проекта |
|
База реализации инновационного проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» |
Типовые особенности проекта | Вид проекта: фронтальный. Тип проекта: практико - ориентированный. Продолжительность: долгосрочный (1 год). |
Цель и задачи проекта | Цель данного проекта: выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей. Задачи проекта:
|
Идея инновационного проекта | Обращаясь к Федеральному собранию 01.12.2016 г., В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России!» В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование». В его рамках предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка», который направлен на выявление и развитие творческого потенциала ребенка. Данный проект осуществляется в рамках дополнительного образования и рассчитан на детей, педагогов и родителей. |
Актуальность | Выявление и поддержка талантливых детей – это одна из актуальных проблем современного образования, и от ее решения зависит будущее науки, культуры, и страны. Детский сад является первой ступенькой в образовании, где происходит развитие творческих способностей ребенка. Высокая познавательная активность, ярко выражена фантазия, творческое воображение – все это характерно для дошкольников. Задача детского сада - выявить детей с предпосылками одаренности и создать необходимые условия для их развития. Перед дошкольным учреждением стоит вопрос: как распознать таких детей? В любой группе ДОУ есть дети, которые выделяются на фоне других, дети с высоким уровнем творческих способностей. Для решения данной задачи необходимо разработать алгоритм действий, который будет направлен на развитие творческих способностей и на выявление детей с предпосылками одаренности. |
Основания для разработки проекта Нормативно-правовые документы |
|
Этапы реализации инновационного проекта | I Этап Подготовительный Аналитико-организационный сентябрь-октябрь 2021 года
II этап Основной Практико-ориентированный ноябрь 2021- апрель 2022
III этап Заключительный май 2022
|
Срок начала и окончания проекта | сентябрь 2021 года – май 2022 года |
Основные участники проекта | Дети дошкольного возраста, педагоги, родители ДОУ |
Необходимые условия для проведения работ | Проблема: необходимость формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Пути решения:
|
Значимость инновационного проекта для системы образования Тазовский район | Увеличить охват детей дополнительным образованием на базе ДОУ и внедрить системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании. |
Продукт деятельности инновационного проекта | Портфолио воспитанников |
Ожидаемые результаты | Обогащение социального, речевого, познавательного и художественно-эстетического опыта воспитанников ДОУ |
Основные потребители результатов | Воспитанники ДОУ детский сад «Радуга» |
Распространение опыта и внедрение результатов проекта в массовую практику |
|
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обращаясь к Федеральному собранию (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России!»
Выявление и поддержка талантливых детей – это одна из актуальных проблем современного образования, и от ее решения зависит будущее науки, культуры, и страны. Детский сад является первой ступенькой в образовании, где происходит развитие творческих способностей ребенка. Высокая познавательная активность, ярко выражена фантазия, творческое воображение – все это характерно для дошкольников. Задача детского сада - выявить детей с предпосылками одаренности и создать необходимые условия для их развития. Перед дошкольным учреждением стоит вопрос: как распознать таких детей? В любой группе ДОУ есть дети, которые выделяются на фоне других, дети с высоким уровнем творческих способностей. Для решения данной задачи необходимо разработать алгоритм действий, который будет направлен на развитие творческих способностей и на выявление детей с предпосылками одаренности.
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование». В его рамках предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка», который направлен на выявление и развитие творческого потенциала ребенка. Данный проект осуществляется в рамках дополнительного образования и рассчитан на детей, педагогов и родителей.
Форма и методы реализации проекта:
- групповая и индивидуальная работа с детьми;
- участие во всероссийских и муниципальных творческих конкурсах;
- участие в культурно – массовых и спортивных мероприятиях различного уровня;
- консультации, семинары, семинары – практикумы для педагогов;
- консультации для родителей;
- публикация информации в социальных сетях и на сайте ДОУ;
- оформление предметно-окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
№ | Мероприятия проекта | Продукты реализации проекта | Участники реализации проекта |
1 | Подготовка программного обеспечения: - поиск и применение инновационных и современных образовательных технологий, форм и методов работы; -разработка программ дополнительного образования; - поиск или разработка педагогических диагностик по выявление и развитию способностей детей | Перечень технологий, форм и методов, актуальных для реализации в ДОУ Программы дополнительного образования Комплекс диагностических методик по выявлению развитию способностей у дошкольников | Педагоги творческой группы |
2 2 | Повышение квалификации педагогов по тематике проекта | План мероприятий с педагогами | Шляховая Н.С. |
3 3 | Внесение необходимых изменений в развивающую предметно-пространственную среду ДОУ | Объекты РППС | Педагоги, воспитатели, специалисты |
44 | Разработка и проведение мероприятий с детьми и родителями, направленных на раннюю профориентацию в различных формах: проекты, беседы, экскурсии, чтение литературы, организация сюжетно-ролевых игр, дежурство, трудовая деятельность | Программы проектов, материалы мероприятий: буклеты, плакаты, программки, сценарии и др. | Воспитатели |
5 | Ведение дневников достижений и интересов детей, оформление портфолио воспитанников | Дневники достижений и портфолио детей | Педагоги, воспитатели, специалисты |
56 | Организация конкурсного движения среди детей при непосредственном педагогическом сопровождении воспитателей и специалистов ДОУ (муниципальные и дистанционные конкурсы различного уровня). Создание фото и видеоархива с участием воспитанников | Дипломы, фото и видеоархив | Педагоги, воспитатели, специалисты |
77 | Организация участия детей в культурно – массовых и спортивных мероприятиях различного уровня с привлечением родителей, законных представителей | Грамоты, благодарности, фото и видеоархив | Педагоги, воспитатели, специалисты |
88 8 | Предоставление информации о достижениях и успехах детей в рамках реализуемой программы родителям | Статьи в социальной сети и на сайте МБДОУ | Педагоги, воспитатели, специалисты |
69 | Анализ результативности выбранной стратегии ранней профориентации и развитию способностей воспитанников
| Результаты анализа, отчёт | Старший воспитатель |
ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
№ | Содержание работы | Форма проведения | Дата | Ответственные |
1 | Тема: «Задачи творческой группы по реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» | Консультация | Ноябрь | Шляховая Н.С. |
2 2 | Тема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Проектирование индивидуальной образовательной траектории» | Семинар-практикум | Декабрь | Шляховая Н.С. |
3 3 | Тема: «Как определить творческий потенциал ребёнка?» | Семинар | Февраль | Шляховая Н.С. |
44 | Тема: «Педагогические технологии, способствующие развитию творческого потенциала детей» | Семинар-практикум | Март | Шляховая Н.С. |
55 | Тема: «Методы и технологии организации учебно – творческой деятельности» | Консультация | Апрель | Шляховая Н.С. |
66 | Итоги работы за год. Презентации участников творческой группы «Успехи и достижения моих воспитанников!» | Итоги работы за год | Май | Участники творческой группы |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
- обогащен социальный, речевой, познавательный и художественно-эстетический опыт воспитанников в процессе реализации проекта;
- развиты творческие способности;
- развиты инициативность и самостоятельность.
Для педагогов:
- знает идеологию и задачи национального проекта «Успех каждого ребёнка»;
- знает содержание и задачи федеральных проектов;
- разрабатывает различные образовательные мероприятия и дидактические материалы в рамках реализуемого проекта;
- усовершенствованы методы и способы взаимодействия с воспитанниками и родителями;
- сформированы профессиональные компетенции, необходимые для выполнения задач проекта.
Для родителей:
- приобретён педагогический опыт активного участия в обучении, воспитании и развитии своего ребенка;
- обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;
- развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- установлены доверительные, партнерские отношения с педагогами ДОУ и единство в вопросах образования и развития своего ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО. Издательство «Учитель», 2016.
2. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. – Волгоград: Учитель, 2018.
3. Дерновский, И. Д. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / И. Д. Дерновский. — М. : Академия, 2004. — 352 с.
4. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
5. Микляева Н. В. Содружество детей и взрослых. Методический комплекс для детского сада. В 2-х книгах. – М.: Сфера, 2013.
6. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
7. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей. – М.: Просвещение, 2015.
8. Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка – Пресс, 2008.
9. Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.
10. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2016.
11. Фадеева Е. И. Семья и ДОО. Развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2015.
12. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Под ред. Л. В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации Тазовского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
ПРИНЯТА на заседании: педагогического совета № от « » 20 г. Протокол № | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад «Радуга» _____________О.В.Синельникова « » 20 г. |
_
Программа деятельности
по реализации проекта
«Успех каждого ребёнка»
в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга»
на 2021 – 2022 учебный год
Разработчик:
Шляховая Нина Сергеевна
педагог дополнительного образования
п. Тазовский
2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………3 |
|
1.1. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность…………………………3 | |
1.2. Цель и задачи реализации Программы............................................................................3 | |
1.3. Формы реализации Программы……………………………………....................3 1.4.Ожидаемый результат …………………………………………………………………..3 | |
2. Содержание программы…………………………………………………. 4 2.1.Этапы реализации Программы…………………………………………………..4 2.2. План мероприятий с педагогами………………………………………………..5 | |
3. Список использованной литературы……………………………………6 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
Обращаясь к Федеральному собранию 01.12.2016 г., В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России!»
В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование». В его рамках предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка», который направлен на выявление и развитие творческого потенциала ребенка. Данный проект осуществляется в рамках дополнительного образования и рассчитан на детей, педагогов и родителей.
Выявление и поддержка талантливых детей – это одна из актуальных проблем современного образования, и от ее решения зависит будущее науки, культуры, и страны. Детский сад является первой ступенькой в образовании, где происходит развитие творческих способностей ребенка. Высокая познавательная активность, ярко выражена фантазия, творческое воображение – все это характерно для дошкольников. Задача детского сада - выявить детей с предпосылками одаренности и создать необходимые условия для их развития. Перед дошкольным учреждением стоит вопрос: как распознать таких детей? В любой группе ДОУ есть дети, которые выделяются на фоне других, дети с высоким уровнем творческих способностей. Для решения данной задачи необходимо разработать алгоритм действий, который будет направлен на развитие творческих способностей и на выявление детей с предпосылками одаренности.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: повышение квалификации педагогов по тематике проекта.
Задачи программы:
- разработка эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей дошкольного возраста;
- организация и поддержка конкурсного движения среди детей при непосредственном педагогическом сопровождении воспитателей и специалистов ДОУ (муниципальные и дистанционные конкурсы различного уровня).
1.3. Формы реализации Программы
- консультации, семинары, семинары – практикумы для педагогов;
- консультации для родителей;
- публикация информации о результатах участия воспитанников ДОУ в конкурсах различного уровня в социальных сетях и на сайте ДОУ.
1.4. Ожидаемый результат
Формирование в ДОУ эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Этапы реализации Программы
I Этап Подготовительно-организационный
сентябрь-октябрь 2021 года
- Обсуждение и утверждение инновационного проекта на Педагогическом совете и заседании Управляющего совета.
- Разработка пакета локальной нормативной документации для реализации инновационного проекта.
- Определение состава участников инновационной деятельности.
- Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с локальной нормативной документацией по реализации инновационного проекта.
- Изучение спроса родителей на реализацию инновационного проекта.
- Информационное оповещение родителей на Управляющем совете и общественности через сайт дошкольного учреждения.
II этап Практико-ориентированный
ноябрь 2021- апрель 2022
- Организация деятельности рабочей группы по реализации инновационного проекта на региональном уровне.
- Проведение мероприятий с педагогами с целью повышения их квалификации по тематике проекта.
- Организация конкурсного движения среди детей при непосредственном педагогическом сопровождении воспитателей и специалистов ДОУ (муниципальные и дистанционные конкурсы различного уровня).
- Создание фото и видеоархива с участием воспитанников.
- Оформление и пополнение портфолио воспитанников.
- Размещение в социальных сетях и на сайте ДОУ информационных материалов о деятельности в рамках инновационного проекта.
- Публикация информации о результатах участия воспитанников ДОУ в конкурсах различного уровня в социальных сетях и на сайте ДОУ.
III этап Аналитический
май 2022
- Обсуждение работы и подведение итогов по реализации проекта на региональном уровне.
- Диссеминация опыта работы участников инициативной группы.
- Размещение в социальных сетях и на сайте ДОУ информационных материалов о деятельности участников инновационного проекта.
- Анализ, оценка и представление результатов деятельности инновационного проекта в ДОУ на мероприятиях муниципального уровня.
- Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
2.2. План мероприятий с педагогами
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные | Формы представления результата |
1 | Консультация Тема: «Задачи творческой группы по реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» | Ноябрь | Шляховая Н.С. | Печатные материалы, презентация |
2 2 | Семинар-практикум Тема: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Проектирование индивидуальной образовательной траектории» | Декабрь | Шляховая Н.С. | Печатные материалы, памятки, презентация |
3 3 | Семинар Тема: «Как определить творческий потенциал ребёнка?» | Февраль | Шляховая Н.С. | Печатные материалы, памятки, презентация |
44 | Семинар-практикум Тема: «Педагогические технологии, способствующие развитию творческого потенциала детей» | Март | Шляховая Н.С. | Печатные материалы, памятки, презентация |
55 | Консультация Тема: «Методы и технологии организации учебно – творческой деятельности» | Апрель | Шляховая Н.С. | Печатные материалы, памятки, презентация |
66 | Подведение итогов работы за год Презентации участников творческой группы «Успехи и достижения моих воспитанников!» | Май | Участники творческой группы | Презентации |
3. Список используемой литературы
1. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО. Издательство «Учитель», 2016.
2. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. – Волгоград: Учитель, 2018.
3. Дерновский, И. Д. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / И. Д. Дерновский. — М. : Академия, 2004. — 352 с.
4. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
5. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
6. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей. – М.: Просвещение, 2015.
7. Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка – Пресс, 2008.
8. Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.
9. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2016.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350
тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru.
Заседание № 1
Консультация
«Задачи творческой группы по реализации национального проекта «Успех каждого ребенка»
в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга»
на 2021 – 2022 учебный год
Составила:
Шляховая Нина Сергеевна
п. Тазовский
2021
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
(Слайд № 2)
Цель: познакомить членов творческой группы с целью и задачами реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга» на 2021 – 2022 учебный год.
Основная часть.
Тема нашей консультации: «Задачи творческой группы по реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга» на 2021 – 2022 учебный год. (Слайд № 3)
Обращаясь к Федеральному собранию (01.12.2016 г.), В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России!». Выявление и поддержка талантливых детей – это одна из актуальных проблем современного образования, и от ее решения зависит будущее науки, культуры, и страны. Детский сад является первой ступенькой в образовании, где происходит развитие творческих способностей ребенка. Высокая познавательная активность, ярко выражена фантазия, творческое воображение – все это характерно для дошкольников. Задача детского сада - выявить детей с предпосылками одаренности и создать необходимые условия для их развития. Перед дошкольным учреждением стоит вопрос: как распознать таких детей? В любой группе ДОУ есть дети, которые выделяются на фоне других, дети с высоким уровнем творческих способностей. Для решения данной задачи необходимо разработать алгоритм действий, который будет направлен на развитие творческих способностей и на выявление детей с предпосылками одаренности. В связи с этим, в ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого и предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка». В большей степени данный проект осуществляется в рамках дополнительного образования и рассчитан на детей, педагогов и родителей.
Цель его реализации: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. (Слайд № 4)
Задачи:
1. Реализация проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Качественное обновление содержания программ ДПО.
2.Раскрытие и развитие способностей и талантов у подрастающего поколения.
3. Реализация образовательных программ в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры и спорта.
4. Создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.
5. Предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития.
6. Применение современных образовательных технологий.
7. Обеспечение качественного сопровождения реализации обновленных образовательных программ.
8. Реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности для детей программ базового уровня в сфере культуры, искусств, спорта.
9. Создание условий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.
10. Реализация проекта по созданию детских технопарков «Кванториум» для знакомства детей с современными технологиями. (Слайд № 5)
Основания для разработки проекта
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
- Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). (Слайд № 6)
Таким образом, перед ДОУ стоит проблема: необходимость формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Пути её решения: разработка эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей дошкольного возраста; реализация программ дополнительного образования; индивидуально-личностный и деятельностный подход к развитию ребенка и к организации развивающей образовательной среды. (Слайд № 7)
Цель нашей с Вами деятельности заключается в выявлении, поддержки и развитии способностей и талантов у детей. (Слайд № 8) Для её реализации необходимо: увеличить охват детей дополнительным образованием на базе ДОУ и внедрить системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании; изучить нормативно-правовую документацию; обновить содержание дополнительного образования всех направленностей; обеспечить качественное сопровождение реализации обновленных образовательных программ; применение современных образовательных технологий; раскрытие и развитие способностей и талантов у подрастающего поколения; создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ; поддерживать организационные и методические условия в ДОУ для развития конкурсного движения среди детей на различных уровнях; организовать систему мониторинга развития способностей дошкольников.
Задача педагогического коллектива ДОУ по реализации данного нацпроекта заключается и в создании ситуации успеха для отдельно взятой личности и детского коллектива в целом. Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. (Слайд № 9) Ситуация успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности. Это:
- создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:
- мотивация благополучия;
- положительная оценка достижений ребенка;
- недопущение отрицательной оценки;
- уважение к идеям и мыслям ребенка;
- обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;
- выработка индивидуальных эталонов или относительных норм;
- индивидуализация степени трудности заданий;
- включение внутренних активизаторов ребенка;
- осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;
- обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм. (Слайд № 10)
При организации работы необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя) и на разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.
Установлено, что в возрасте 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.
Педагоги и психологи выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам: признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей и признание личности ребенка в целом. Поэтому деятельность воспитателей и педагогов по созданию ситуации успеха должна быть направлена на:
- создание комфортности для ребенка;
- погружение каждого ребенка в творческий процесс;
- опору на внутреннюю мотивацию;
- постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;
- вариативность;
- индивидуальный подход;
- комплексное развитие всех психических процессов. (Слайд № 11)
Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
- снятие страха;
- внесение мотива;
- авансирование успешного результата;
- персональная исключительность;
- мобилизация активности, педагогическое внушение. (Слайд № 12)
Огонек в глазах, улыбка на лице и занятие любимым делом - это и есть успех! (Слайд № 13)
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.
Упражнение «Что я приобрел?» (участники консультации передают мяч по кругу и высказывают своё мнение о представленном материале и о том, что нового и полезного они для себя узнали.
приложение 1
План мероприятий по реализации проекта «Успех каждого ребенка» на базе МБДОУ детский сад «Радуга» на 2021 – 2022 учебный год
Участие в муниципальных конкурсах с детьми
№ | Название мероприятия, конкурса | Дата |
1 | ||
2 | ||
Участие в дистанционных конкурсах с детьми
№ | Название мероприятия, конкурса | Дата |
Международные | ||
1 | ||
2 | ||
Всероссийские | ||
1 | ||
2 | ||
Региональные | ||
1 | ||
2 | ||
Муниципальные | ||
1 |
Участие педагога в конкурсах
№ | Название мероприятия, конкурса | Дата |
Международные | ||
1 | ||
2 | ||
Всероссийские | ||
1 | ||
2 | ||
Региональные | ||
1 | ||
2 | ||
Муниципальные | ||
1 |
Методическая работа педагога
№ | Название работы | Форма | Диссеминация (где представлена работа) |
1 | |||
2 | |||
3 |
План отчетных мероприятий с детьми
№ | Название | Форма проведения | Группа |
1 | |||
2 | |||
3 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350
тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru.
Заседание № 2
Семинар-практикум для педагогов
«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Проектирование индивидуальной образовательной траектории»
в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга»
на 2021 – 2022 учебный год
Составила:
Шляховая Нина Сергеевна
п. Тазовский
2022
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Упражнение «Умные мысли».
Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их. (Слайд № 1)
1. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.
А. Г. Асмолов, А. В. Петровский
2. В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все!
Видья Балан
3. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.
Марлон Брандо
Основная часть
Тема нашего семинара «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Проектирование индивидуальной образовательной траектории» в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга» на 2021 – 2022 учебный год. (Слайд № 2)
Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуальность, а теперь давайте вместе рассмотрим различия двух понятий: индивидуальный подход и индивидуализация. Неправильно отождествлять эти два понятия!
Индивидуальный подход – это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. А индивидуализация – это процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. (Слайд № 3)
В настоящее время ФГОС ДО, сохраняя индивидуальный подход, смещает акцент образования на индивидуализацию. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы (примера, модели, образца) ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной» активной педагогике развития.
Задание № 1.
Давайте сравним эти два понятия и выберем характеризующие их параметры. Свой выбор надо будет обосновывать. (приложение 1)
Итак, теперь можно подвести общий вывод: (Слайд № 4)
- индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы), подготовить для занятия разноуровневые задания;
- индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.
В общих положениях ФГОС ДО в пункте 1.4. раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация образовательного процесса тесно связана с личностно-ориентированным образованием. Цель индивидуализации – сохранить и развить индивидуальность ребенка, создать условия для формирования такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. (Слайд № 5) В личностно-ориентированном образовании ученик – это главное действующее лицо всего образовательного процесса. Цель личностно-ориентированного образования – создать условия для полноценного становления основных функций индивида;
– способности к выбору;
– умения рефлектировать, оценивать собственную жизнь;
– поиска значения жизни;
– способности к творчеству;
– личной ответственности.
Индивидуализация образовательного процесса ярко проявляется в продуктивном образовании. Оно формирует личность с помощью индивидуальных практических заданий, содержание которых зависит от субъективного опыта ребёнка и его образовательных предпочтений. Предлагаю Вам рассмотреть пример, как проявляется индивидуализация образовательного процесса в рамках продуктивного образования. Возьмём, например, дополнительное объединение по художественному и декоративно – прикладному творчеству. При работе с глиной ребёнок сначала знакомиться с теоретической информацией. Он узнает: об условиях образования глины в природе, ее составе, свойствах, видах, расположении в почве; об изделиях, которые из нее можно сделать; о декоративно-прикладном творчестве; о процессе обжига глины и так далее. Затем приобретенные ребенком теоретические знания подкрепляются практической работой с глиной. Ученик создает свой индивидуальный «шедевр»: фигурку животного, тарелку, кувшинчик и другое. Ценность такого продукта измеряется главным критерием – «Я сам!». При оформлении поделок у каждого ребенка развивается собственный художественный вкус, трудолюбие и усидчивость, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Таким образом, продуктивное образование нацелено на приобретение жизненных умений, которые инициируют личностный рост и индивидуальное развитие детей. В рамках продуктивного образования педагог выстраивает для каждого ученика индивидуальный путь с определенной последовательностью шагов для достижения личного результата.
Основные методы индивидуализации образования – это разработка и реализация индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута, что помогает обеспечить индивидуальный темп продвижения детям с любым уровнем интеллектуального развития: одаренным детям; детям с ОВЗ, детям с ослабленным здоровьем и так далее. (Слайд № 6) Все эти категории ребят требуют индивидуализации образовательного процесса. Давайте вместе рассмотрим, какие факторы влияют на выбор индивидуального маршрута. (Слайд № 7)
Что такое индивидуальный образовательный маршрут? Развитие детей может проходить по нескольким индивидуальным образовательным маршрутам одновременно или последовательно. Индивидуальный маршрут создается в рамках одной программы. Его сроки определяют сроки прохождения данной программы или сроки изучения каких-либо ее отдельных тем. Маршрут имеет достижимую в реальном будущем цель, может корректироваться в соответствии с динамично меняющимися обстоятельствами. В основе разработки индивидуального образовательного маршрута лежит уровень освоения программы:
– стартовый: используются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность содержания программы;
– базовый: используются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают целостную картину в рамках содержательно-тематического направления программы;
– продвинутый: используются формы организации материала, которые обеспечивают углубленные знания и доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывают в семь этапов, каждый из которых предполагает определённые действия. (Слайд № 8)
На слайде Вы видите пример того, как может выглядеть индивидуальный образовательный маршрут в разных вариантах. (Слайд № 9, 10)
Что такое индивидуальная образовательная траектория? Индивидуальная образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями. Траектория в отличие от маршрута может быть длительной по времени. Она учитывает меньшее количество ситуативно-действующих факторов и больше ориентирована на индивидуальные условия конкретного ученика. Проектирование индивидуальной образовательной траектории можно представить в четыре этапа. (Слайд № 11)
При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог создает для ребёнка возможность выбора, выступая в качестве консультанта, советчика. Совместными усилиями, педагог и ребенок определяют значимые цели и направления деятельности, подбирают необходимые для этого программы и сроки их прохождения, оценивают полученный результат. Особенно актуальны индивидуальные образовательные траектории, когда в организации есть воспитанники с ярко выраженными индивидуальными особенностями. Например, одаренные или с ограниченными возможностями здоровья и т. д. Таким детям трудно «вписаться» в общепринятые рамки. Для максимального раскрытия потенциала, им требуется своя индивидуальная траектория, которая позволит выстраивать образовательный процесс с максимальной результативностью и пользой. Индивидуальная образовательная траектория может охватывать несколько программ и рассчитываться на длительный срок. Какие компоненты включает в себя структура индивидуальной траектории развития, Вы видите на слайде. (Слайд № 12)
Универсального рецепта разработки индивидуальной траектории развития в настоящий момент нет. Невозможно сразу определить эту траекторию на весь период обучения ребенка по той или иной дополнительной образовательной программе. Наиболее оптимальным считается составление индивидуальной траектории развития на один учебный год. На слайде Вы видите, как может выглядеть карта индивидуальной образовательной траектории учащегося. (Слайд № 13)
Подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что модель индивидуализации образования может выглядеть так. (Слайд № 14)
1. Диагностика.
2.Планирование.
3. Реализация индивидуальных маршрутов развития.
4. Развивающая среда.
А сам процесс индивидуализации обучения приводит к стремительному личностному росту ребёнка, развитию его умений, которые необходимы в современном обществе!
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.
Упражнение «Что я приобрел?» (участники семинара - практикума передают мяч по кругу и высказывают своё мнение о представленном материале о том, что нового они для себя узнали.)
приложение 1
Индивидуальный подход | Индивидуализация образования | |
Цель: | Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии | Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности |
Способы общения: | прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата | признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности |
Тактика: | диктат и опека | сотрудничество и партнерские отношения |
«Хороший ребенок» | следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия | инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий |
Убеждение: | ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития | ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта |
Вывод: | Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы), подготовить для занятия разноуровневые задания | Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма |
приложение 2
Пример индивидуального образовательного маршрута в разных вариантах.
приложение 3
Пример карты индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350
тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru.
Заседание № 4
Семинар-практикум для педагогов
«Педагогические методы и технологии, способствующие развитию творческого потенциала детей»
в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга»
2021 – 2022 учебный год
Составила:
Шляховая Нина Сергеевна
п. Тазовский
2022
Цель: продолжать повышать профессиональную компетентность педагогов, позволяющую им осуществлять развитие творческого потенциала дошкольников, через организацию продуктивной деятельности.
I. Основная часть
Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.
Каждый педагог пытается найти ответы на важнейшие вопросы: «Как научить творчеству каждого ребёнка?», «Как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?» Решить эти вопросы педагогам помогают педагогические методы и технологии. Они стимулируют продуктивную самостоятельную деятельность детей, «открытие» и конструирование ими знаний и способов деятельности. Поэтому сегодня поговорим о технологиях и методах, которые педагоги могут применяют для развития творческих возможностей своих воспитанников.
Что же влияет на развитие творческого потенциала?
Динамику развития творческого потенциала детей определяют способности:
– генерировать идеи, «открывать» новые знания;
– находить новые мотивы, цели учебной деятельности;
– овладевать новыми способами деятельности;
– расширять поля интеллектуальной активности;
– проявлять креативность, то есть плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Развить творческие способности у своих воспитанников педагог сможет, если будет использовать специальные педагогические технологии и методы. На слайде смотрите, какие педагогические технологии способствуют целенаправленному развитию творческого потенциала детей.
Какие педагогические технологии помогают развивать творческий потенциал детей
(Слайд № 2) Давайте разберём некоторые из них.
1.Технология эвристического обучения как способ открытия нового
Эвристическая технология сочетает в себе творческую и познавательную деятельность ребёнка. Педагог не дает детям готовые знания. Он предоставляет им объект, знаниями о котором должны овладеть они сами. Существует три правила использования технологии эвристического обучения.
Правило 1. Формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой детей. Ребёнок участвует в эвристической беседе, если:
– задает встречные, проблемные вопросы;
– отвечает на проблемные вопросы;
– решает познавательные задачи.
Правило 2. Педагог преднамеренно создает проблемные ситуации. Задача детей – анализировать их и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы.
Правило 3. Деятельность ученика оценивается:
– за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска;
– умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их;
– овладение способами деятельности.
Развитие личности ученика происходит в процессе создания им образовательной продукции:
– материализованных продуктов деятельности;
– духовных продуктов деятельности.
Материализованными продуктами деятельности ребёнка могут быть:
– литературные произведения (рассказ, сказка, загадки и др.);
– произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, поделка из природных материалов, песня, инсценировка и др.);
– произведения технического творчества (макет, действующая модель какого-либо устройства и др.);
– результат научного исследования (творческий отчет, практические рекомендации, и др.);
– дидактические продукты (кроссворд, ребус, ролевая игра, дидактический спектакль и др.).
Технология эвристического обучения ориентирует педагога и ребёнка на достижение неизвестного им заранее результата. Поэтому применение этой технологии зависит от уровня обученности и развития воспитанников.
2.Технология творческого развивающего обучения
И. П. Волков разработал и внедрил технологию творческого развивающего обучения. Цель данной технологии – выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора внеурочной деятельности. В качестве концептуальной выступает идея обучения по двум равноценным магистральным направлениям. Первое состоит в изучении единой для всех дополнительной программы. Второе – в творческой деятельности детей, ориентированной на создание конкретного продукта. Таким продуктом может стать изделие, литературное, художественное или музыкальное произведение, изобретение, исследование. В рамках технологии можно использовать различные развивающие методы обучения. В отличие от репродуктивных, познавательные задачи ориентируют на «открытие» новых знаний, способов деятельности. Педагоги подбирают познавательные задачи в соответствии с общими дидактическими требованиями и учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В старшем дошкольном возрасте активно используется технология моделирования, разработанная JI.A. Венгером. Модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста и ориентир для самостоятельного составления рассказа, описания игрушки, предметов, времён года. Обучая детей связной речи, на первом этапе своей работы, педагоги используют в практике схематические изображения персонажей и выполняемые ими действия, затем строят модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. Использование этой технологии, например, на занятиях по развитию речи способствует развитию воображения, умению придумывать различные ситуации и сюжеты.
Также существует технологии развивающего обучения с дошкольниками В. Воскобовича. Основные принципы технологии заключаются в том, что это игровое обучение, в процессе которого происходит взаимодействие взрослого и детей, через реализацию определенного сюжета игры или сказки. При построении детской игровой деятельности развиваются у детей психические процессы: внимание, речь, воображение, мышление, творческие способности. Интерес ребёнка постоянно поддерживается при помощи постоянного усложнения игр, необычных сказочных персонажей, игрового пространства. В конце каждого занятия ребёнок видит результат своей работы.
Для развития творческого потенциала учеников в рамках указанных технологий и вне их педагоги используют различные методы обучения. Эти методы предполагают как индивидуальную, так и групповую работу. Их использование позволяет повысить мотивацию, эмоциональность, активность и самостоятельность всех субъектов образовательного процесса. На слайде смотрите, какие методы применяют педагоги для развития творческих способностей своих воспитанников.
3. Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ТРИЗ - технология дает толчок развитию интеллектуально-творческих способностей маленького ребёнка. В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формирования диалектического способа мышления дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста сочиняют сказки, загадки при помощи приемов фантазирования. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Теперь давайте поговорим о методах, способствующих развитию творческого потенциала детей. (Слайд № 3)
Разберем эти методы подробнее.
Метод «Мозговой атаки» - коллективное генерирование идей. Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда дети погружаются в выдуманную ситуацию, где какому-либо герою, обязательно положительному, якобы требуется помощь, совет, спасение, рекомендация и прочее (поможем Алёнушке, котенку, Незнайке, Красной Шапочке …»). Пример заданий для «Мозговой атаки» на занятиях в объединении прикладного творчества:
– Предложите модели одежды без ниток и клея. (Ответы используются для создания коллекций одежды из нетрадиционного материала)
Основными правилами МШ являются:
- исключение серьезной критики;
- поощрение максимально неординарных и невероятных предложений;
- возможность модернизации чужих идей;
- наличие совместных обсуждений, посредством которых из всех ответов группа выбирает самые оптимальные и позволяющие решить проблему с минимальными потерями.
Участники обсуждения высказывают как можно большее количество идей и вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Это способствует освобождению от инерции и шаблонности мышления при решении творческой задачи. Критика предложенных участниками идей полностью запрещается. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы.
Педагог в ходе мозгового штурма регулирует процесс и занимается его общей организацией:
– готовит заранее необходимые задания;
– формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах;
– даёт консультации;
– контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Для лучшего закрепления опыта итоги, полученные в ходе мозгового штурма, следует облечь в форму практической деятельности и создать какой-либо продукт, напоминающий о проведенной игре: рисунок, поделку и прочее.
Чтобы работа шла слаженно и быстро, необходимо соблюдать ряд правил. (Слайд № 4)
Со стороны педагога нежелательна критика мнений и предложений. Если группа нарушает правила работы, педагог в тактичной и доброжелательной форме помогает группе вернуться в «рабочее состояние».
Метод эвристических вопросов. Его используют для «открытия» новых знаний детьми в процессе занятия. С помощью вопросов участники занятия в процессе решения творческих задач собирают дополнительную информацию или упорядочивают уже имеющуюся. На слайде вы можете увидеть, как правильно применять на занятии метод эвристических вопросов. (Слайд № 5)
Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Пример, какие эвристические вопросы может подготовить педагог дополнительного образования.
– Как вы считаете, кто более успешен в мире моды, дизайнер интерьера жилого дома (офисного помещения) или дизайнер одежды? С чем это может быть связано?
– Можно ли утверждать, что в определенных условиях каждый – модельер? Почему?
– С какого возраста можно проектировать интерьер или одежду? Приведите пример.
Метод синектики.
Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий. Виды связей между объектами могут быть разными:
1.Личностные (эмпатические). Здесь дошкольнику обычно предлагается представить себя в образе какого-либо предмета или явления внутри проблемной ситуации. Порой задания оказываются более конкретными и легкими («изобразить кошку, которой не понравился купленный корм»), порой – более абстрактными и сложными («изобразить нежелание Чунги-Чанги питаться одними кокосами и бананами»).
2.Прямые. Ребята находят такие пары из разных областей знаний, в основе которых лежат одни и те же закономерности. Например, подводная лодка похожа на рыбу, вертолет – на стрекозу, самолет – на птицу, каски и шлемы – на панцири черепах, улиток и других существ.
3.Фантастические. Фантастическая аналогия – это «творческий бред». Решение проблемы, задачи происходит как в волшебной сказке, то есть игнорируются все существующие законы. Здесь воспитателем и его подопечными создаются свои собственные правила и нормы, которые игнорируют существующую рациональность. Например, ребятам предлагается подумать, на что похожа любовь, радость, счастье, волнение и нарисовать это. В результате аналогии, которые обретут воплощение на бумаге, окажутся абсолютно разными: кто-то нарисует растение, кто-то – человека, кто-то – животное и т.д. Таким образом, этот метод обучает метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление. Пример задания педагога для проведения учениками фантастической аналогии:
– Мы начинаем постановку нового театрализованного представления. Выберите одного, наиболее яркого и любимого вами сказочного персонажа. Представьте, что он попал в наше время. Как он будет себя вести? В какие истории и приключения может попасть? Какие у него могут быть друзья в современном мире, и какие враги?
Метод Робинзона. Метод формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету, развивает творческое видение, снимает ситуацию «зажатости». Метод Робинзона в большей степени можно использовать педагогам дополнительного образования. Пример, какое задание по методу Робинзона может предложить педагог детям: представить себя на пустынном острове, где есть только… (Возможные варианты места: заблудились в лесу; уплыли на плоту без весла; оказались в пустыне и т. п. Возможные варианты предметов: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д.).
– Представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где есть только жвачки. Необходимо выжить на этом острове при условии, что использовать вы можете только этот предмет.
– Как, используя только жвачки, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища…
Дети придумывают варианты одежды из жвачки, строят дома из жвачек и пр.
Метод фокальных объектов. Направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Пример, как можно применить данный метод. Тема «Волшебные сказки». Из книги на любой странице дети выбирают 10 первых попавшихся существительных, которые педагог записывает на доске. Напротив каждого существительного записываются прилагательные, которые ассоциируются с этими существительными. Затем существительные стираются, остаются только прилагательные. Сначала предложение, в котором есть первое прилагательное, придумывает педагог. Далее дети предлагают свои предложения с последующими прилагательными. Таким образом, составляется сказка, создается новый продукт творческой деятельности.
Деловая игра. Этот метод способствует возникновению интереса к обучению и развивает творческие способности учеников. В игре дети моделируют возможные взаимоотношения, которые характерны для определенной бытовой или профессиональной деятельности. Ученики включаются в конкретную ситуацию и могут творчески проявить себя. В процессе деловой игры, дети не только знакомятся с требованиями, правилами деятельности, но и «пробуют» себя в ней. Пример, деловой игры «Я б в дизайнеры пошел, пусть меня научат…»
Метод сказкотерапии. Для развития эмоционально-нравственной, творческой сферы ребёнка в ДОУ используется метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребёнка. Сказка дает возможность побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет, и не может быть в окружающем мире, необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Таким образом, в ДОУ можно широко использовать методы проблемного обучения: вопросы, игры и упражнения на развитие логического мышления, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков использовать комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.
II. Практическая работа
Творческое задание «Друдлы»
Цель: Развивать навыки анализа и синтеза, творческое воображение, фантазию.
Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.
Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.
. (Слайд № 6)
III. Итог
Таким образом, Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения и дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Педагогические методы и технологии стимулируют продуктивную самостоятельную деятельность детей, развивают их творческий потенциал. Развить творческие способности у своих воспитанников педагог сможет, если будет использовать специальные педагогические технологии и методы.
Рефлексия: творческое задание «Реклама»
Цель: творческое воображение, фантазию.
Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
приложение 1
Памятка № 1
приложение 2
Памятка № 2
приложение 3
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
микрорайон Геолог, д. 15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный
округ, 629350
тел. 8(34940)2-09-50, raduga-taz@mail.ru
Заседание № 3
Семинар-практикум для педагогов
"Развитие творческих способностей у ребенка"
в рамках инновационной деятельности МБДОУ д/с «Радуга»
2021 - 2022 учебный год
Составила:
Шляховая Нина Сергеевна
Тазовский
2022
«Ребенок, испытавший радость
творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других...»
Б. Асафьев (Слайд № 2)
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития творческого потенциала детей.
I. Основная часть
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя». Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделяться как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности.
Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности - результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
В 1980 году вышла книга профессора Гарвардского университета Говарда Гарднера, автора теории множественного мышления, «Рамки ума». По утверждению Гарднера существует великое множество различных способностей, которыми может обладать человек. Это: (Слайд № 3)
Вербально (словесно) - лингвистические способности. Такими способностями наделены журналисты, писатели, юмористы, учителя. Это очень важные способности, потому что в основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею.
Логико-математические способности, естественно, характерны для математиков. К примеру, высоко - квалифицированный инженер должен обладать одновременно словесно-лингвистическими и логико-математическими способностями.
Пространственные способности присущи многим творческим людям-художникам, дизайнерам.
Все перечисленные выше способности необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словом, цифрами и творческими навыками. Физические. Ими наделены многие великие спортсмены и танцоры. Кроме того, есть очень много людей которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действий, и это называется «практическим» обучением. Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, способность заключается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении.
Личностные, или «эмоциональные».
Межличностные. Такими способностями обладают люди, которые умеют свободно общаться с другими. Они часто становятся великими актёрами, певцами, проповедниками.
Окружающей среды. Есть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными и землёй. Это великие земледельцы, дрессировщики, егеря.
В 1999 году Роберт Фишер издаёт книгу «Как развить ум вашего ребёнка», в которой он на основе классификации Гарднера создаёт более полную классификацию способностей. В свою очередь, он выделяет уже девять способов мышления, которыми может пользоваться ребенок. У каждого человека присутствуют все способности. Одни могут быть более выражены, чем другие, но они есть и их можно развивать. Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Что такое творческие способности? (Слайд № 4)
Творческие способности - комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
- стремление к познанию;
- умение познавать новое;
- живость ума;
- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
- стремление к открытиям;
- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
- свободное воображение;
- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Какие качества человека образуют его творческий потенциал? (Слайд № 5)
Готовность учащегося развивать свой творческий потенциал включает четыре основных компонента. Разберем их подробнее.
Мотивационно-целевой компонент. Отражает личностное отношение к деятельности. Он предполагает наличие у воспитанников интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков.
Компонент представлен двумя видами мотивации:
- внешней мотивацией, которая обеспечивает желание посещать дополнительные занятия во внеурочное время;
- внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности.
Содержательный компонент. Включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, которые способствуют решению творческих задач. Это могут быть:
- знания о закономерностях творческого процесса;
- системные знания о мире и представления о месте человека в нем;
- знание методов творческой деятельности и т. п.
Операционно-деятельностный компонент. Основан на организации творческой деятельности. Он включает:
- способы умственных действий и мыслительных логических операций;
- формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности детей в создании чего-то нового. Он направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент. Он включает:
- внутренние процессы осмысления и самоанализа;
- самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов;
- оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве. Творческим потенциалом обладает любой ребенок, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития.
Как провести диагностику развития творческого потенциала детей?
Главная задача педагога - выявить скрытые таланты у каждого воспитанника и дать ему возможность дальнейшего развития. Это можно сделать с помощью разных диагостических методик: метода наблюдения, тестов, анкет, творческих заданий.
Например, можно использовать тест творческого мышления Торренса, предназначенный для детей старшего дошкольного (5-6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Задание «Закончи рисунок» - наиболее распространённый тест и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат. (Слайд № 6)
Диагностическая методика Торренса не является единственной и универсальной. Педагогу необходимо использовать весь накопленный на сегодня банк психолого-педагогических диагностик творческих способностей, уровня креативности, инициативности и др..
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то - в большей степени, у кого-то - в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция - все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому педагоги должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Давайте подумаем, какие условия для детей необходимо создавать нам, педагогам, чтобы развивать их творческие способности. Обсуждение (3-5 минут).
Вывод: успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. (Слайд № 7)
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача педагогов и родителей - не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
II. Практическая работа
Что же способствует развитию творческой активности у ребенка? На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности: (Слайд № 8)
- Окружающий мир.
- Развивающие игры и игрушки.
- Рисование.
- Чтение.
- Музыка.
- Аппликация.
- Лепка.
Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л..Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Предлагаю вам несколько таких игр.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Педагогам предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача - используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
«Хорошо-плохо»
Педагог называет предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что - плохо. Например, утюг: хорошо - белье будет поглажено, плохо - можно обжечься, ветер: хорошо - не будет жарко в солнечный день, плохо - можно простыть.
«Нестандартные задачки»
Ребёнку необходимо находить предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки. Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители?
III. Итог
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». (Слайд № 9) Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании и развитии ребенка. Не забывайте, что у каждого из детей свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого - целую картину вокруг нее.
Рефлексия: упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
приложение 1
Тест Торренса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Каждый ребёнок - музыкант
Не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах, могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой...
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОМ, СЕМЬЮ, НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ.
Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому, что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задават...
Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".
Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...
Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Каждый ребёнок имеет право»
Каждый обладает определённым набором прав от рождения. Они всегда принадлежат человеку. Никому передавать их гражданин не может и отказаться от них тоже нельзя. То есть правоспособность - это способно...
Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в рамках реализации ФГОС ДО"
Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала в рамках реализации ФГОС ДО"...
Каждый ребёнок талантлив от рождения
Консультация для родителей детского сада...
"Индивидуализация педагогического взаимодействия-важное средство формирования психологической защищённости каждого ребёнка"
Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС дошкольного образования....