Методические рекомендации «Отчет по самообразованию педагога»
методическая разработка

Чернова Мария Юрьевна

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду – это подведение итогов самостоятельной работы, которую проводил сотрудник в течение года. Отчет составляется в виде документа, где воспитатель отражает и анализирует достигнутые задачи и цели, информацию о методах и результатах освоения выбранной для самосовершенствования темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7

муниципального образования Усть-Лабинский район

Методические рекомендации

для педагогов ДОУ

«Отчет по самообразованию педагога»

Подготовила:

старший воспитатель

Чернова М. Ю.

Ст. Ладожская, 2023 г.

Методические рекомендации

«Отчет по самообразованию педагога»

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду – это подведение итогов самостоятельной работы, которую проводил сотрудник в течение года. Отчет составляется в виде документа, где воспитатель отражает и анализирует достигнутые задачи и цели, информацию о методах и результатах освоения выбранной для самосовершенствования темы.

Самообразование – целенаправленная работа воспитателя по совершенствованию педагогических навыков и тактик, расширению и углублению теоретических знаний.

Начинается процесс самообразования с выбора темы – их помогает выбирать старший воспитатель или методист. Но воспитатель вправе и сам делать свой выбор, опираясь на пробелы в своих навыках и оценивая перспективы профессионального роста. Ежегодно тему обновляют или расширяют ту, которую реализовали в минувшем году. На выбор влияет то, насколько тема актуальна для конкретного детского сада, а также опыт воспитателя.

Молодые специалисты отдают предпочтение развитию педагогического мастерства, формированию конструктивных способностей, особых педагогических навыков, освоению личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.

Педагоги с опытом работы более 5 лет развивают теоретические знания, навыки работы с научно-методической литературой, овладевают методами проектирования образовательного процесса. Опытные, творчески настроенные воспитатели делают упор на исследовательскую деятельность, стараются пропагандировать свои достижения. Воспитатели, у которых отсутствует специальное образование, овладевают базовыми методиками работы с воспитанниками, стремятся адаптироваться к педагогической деятельности.

Отчет по теме самообразования воспитателя детского сада помогает систематизировать выполненную работу, провести анализ достигнутых целей, чтобы при необходимости корректировать дальнейшую педагогическую деятельность.

Результатом аналитической работы воспитателя становятся конкретные продукты:

  • интерактивные и мультимедийные пособия; дидактические материалы;
  •  рекомендации по совершенствованию форм и методов воспитательной работы;
  • материалы, которые успешно применяются другими педагогами для повышения квалификации;
  • конспекты тренингов, мастер-классов, семинаров;
  •  методические разработки, сценарии, пособия и другие материалы.

Этап

Деятельность воспитателя

Обязанности старшего воспитателя

Форма предоставления результатов

Диагностический

Воспитатель осознает потребность в самообразовании, оценивая собственный уровень подготовки. Исходя из этого он ставит цели и задачи, анализирует затруднения, с которыми сталкивается, формулирует проблему, а для ее решения изучает научно-методическую литературу.

Старший воспитатель диагностирует и анализирует степень подготовки коллеги, оценивать уровень мотивации педагога на работу над собой. Проводит анкетирование и беседу. 

Собеседование и консультирование с руководителем, старшим воспитателем.

Прогностический

После определения темы работы называют цели и задачи, составляют план работы по самообразованию, а также методы и приемы, необходимые для решения проблемы. Обязательным на этом этапе является прогнозирование результатов. 

Консультирует коллегу, дает ему методические рекомендации и советы по выбору и разработке темы самообразования.

Выступление на педагогических мероприятиях ДОУ.

Практический

Воспитатель на практике использует комплекс методов и приемов, определенный им для решения проблемы. Выборочно анализирует полученные результаты, проводит самооценку деятельности. Делает промежуточные выводы по текущим результатам.

Оказывает всестороннее содействие в самообразовании, способствует созданию необходимых для этого условий. 

Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ.

Обобщающий

Педагог активно внедряет в свою практику успешно апробированные навыки и знания, выпускает пособия, методические наработки, составляет отчет по самообразованию воспитателя в детском саду.

Работу воспитателя над темой оценивают и анализируют, изучая методические материалы, использованные педагогом, посещая мероприятия

Выступление на заседании педагогического совета

Внедренческий

Педработник не только использует, но пропагандирует полученный опыт, распространяя его среди коллег и воспитателей из других ДОУ.

Старший коллега помогает воспитателю правильно оформить результаты работы по самообразованию, просматривает его работу, консультирует.

Реферат, индивидуальный творческий отчет и др.

Формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада

Воспитатели вправе представлять результаты самообразования в любой форме – она не ограничивается созданием отчетов.

Это могут быть также:

  1. Заседание педагогического совета и методического объединения.  Итоги работы оформляют в виде презентации. Для повышения наглядности используют таблицы, диаграммы, рисунки.
  2. Тренинги, мастер-классы. На них педагоги делятся опытом и полученными в результате самообразования навыками с коллегами. Для презентации собственных наработок используют игровые технологии, моделируют практические ситуации.
  3. Рефераты. Одна из форм годового отчета, в которой педагог обобщает результаты выполненной работы по самообразованию, делает краткий обзор изученной методической литературы.
  4. Статьи в журналах. Форма отчетности, которую используют опытные воспитатели. Демонстрируя эффективность собственных наработок и подкрепляя их весомыми аргументами, педагоги предоставляют коллегам возможность воспользоваться результатами своего труда.
  5. Записки о самообразовании от первого лица. Редкая, но эффективная форма отчетности, в ходе которой педагог проводит самоанализ выполненной работы.
  6. Школа передового опыта. Эту форму используют воспитатели, владеющие собственными методическими и практическими наработками. Выступая в роли руководителя школы, педагоги консультируют коллег, подробно рассказывают об применении различных педагогических приемов, способах организации воспитательной деятельности.

Помимо этих форм, воспитатели проводят педагогические выставки, участвуют в творческих лабораториях, эстафетах передового опыта, разрабатывают портфолио. Но наиболее популярной формой считается творческий отчет. Он представляет собой краткое выступление перед коллегами на заседании педсовета или методического объединения.

 По итогам выступления коллеги и рецензенты оценивают проведенную работу педагога, задают уточняющие вопросы. При этом во внимание принимаются актуальность выбранной темы, умение ставить цели и задачи, применять для их достижения существующие методические наработки. Отдельно оценивают новизну педагогического и творческого подхода, а также насколько аргументированно применение нововведений.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду: примерная структура документа Единой унифицированной формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада не существует. В каждом дошкольном учреждении структуру отчетной документации разрабатывают самостоятельно: в расчет принимают профиль учреждения, территориальные или региональные особенности. Обычно отчет оформляют в виде реферата или презентации, используя для этого специальные компьютерные программы.

При оформлении желательно придерживаться стандартных норм, используя:

  • документ формата А4;
  • шрифт Times New Roman 14;
  •  расстояние между строками 1,15;
  • интервал 10 пт с обязательным форматированием по ширине.

Страницы необходимо последовательно пронумеровать, в конце отчета указать список использованной литературы. Текстовая часть может быть представлена в виде таблиц. Структура отчета произвольная, но должна содержать характеристику следующих компонентов:

  • Тема. Необходимо обосновать целесообразность ее выбора, ее практическую ценность. Важно разъяснить, на какие программы и методики опирался воспитатель при выборе темы и как это связано с его текущей работой.
  •  Задачи и цели. От того, насколько четко они обозначены, зависит ценность знаний, полученных в результате самообразования. Главная цель – повышение профессионального мастерства, развитие творческих способностей, оптимизация образовательного процесса в детском саду.
  • Актуальность работы. При описании можно опираться на результаты диагностики эффективности воспитательной работы или педагогического мониторинга.
  • Методическая база. Составляя перечень использованной литературы, необходимо вносить в него профильные издания, а также публикации по детской психологии, социологии.
  • Список мероприятий, которые были организованы для достижения поставленных целей. Особого внимания требуют используемые методы работы и педагогические приемы – их нужно описать подробно. Это могут быть кружки, конкурсы, спортивные и игровые мероприятия, экскурсии, мастер-классы. Если при оформлении отчета приходится использовать фотоснимки с детьми, важно избежать их попадания в интернет без согласия родителей. Нарушения чреваты административной и уголовной ответственностью.
  • Итоги работы над темой. Важно провести тщательный анализ своей деятельности, оценить значение созданных наработок, пояснить, какое значение эти результаты оказали на воспитательный процесс.

Планирование на следующий год. Подводя итоги, важно наметить перспективы на будущее. В отчете важно наметить план работы, направленной на устранение пробелов в знаниях, недочетов в работе, вызванных недостатком опыта. Достичь поставленных целей позволят консультации, тренинги, семинары, мастер-классы.

Отчет по самообразованию воспитателя: методическая помощь молодому специалисту

 Особое значение работа по самообразованию имеет для начинающих педагогов. Как правило, выбрать тему им помогает заведующий ДОУ. Он же предоставляет образец отчета и оценивает проделанную работу. Главная задача молодого воспитателя – продемонстрировать ответственный подход к выполнению задания. Ошибки способны нанести урон профессиональной репутации – если в первый раз дело обойдется замечанием, то регулярные недочеты могут привести к выговору и даже увольнению. Достижению успеха способствует правильный выбор тема: она должна быть новой для педагога, но при этом вызывать его интерес. Для разработки темы можно использовать результаты наблюдения за воспитанниками, обязательно учитывая возраст детей. Например, при выборе темы отчета по самообразованию воспитатели детского сада, работающие в старшей группе, могут выбрать тему, касающуюся экологии, нравственного воспитания. Для воспитателей средней группы подойдут такие варианты, как развитие речи, познавательная математика, а для младшей – природа, устное народное творчество. Составляя отчет по самообразованию, воспитателю детского сада необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Итоги работы описывать информативно, но лаконично.
  • Демонстрируйте креативность, творческий подход к раскрытию темы.
  •  Обязательно указывайте, какие педагогические наработки помогли достичь успеха, какие новые методики были вами апробированы.
  • Строго соблюдайте сроки подачи отчета о самообразовании.

В процессе работы потребуется проанализировать большое количество тематической литературы, будет полезна информация, полученная из электронных баз, на профессиональных форумах.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63300-qqq-18-m5-otchet-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию педагога Мухамадеевой Л.Р.

Отчет по самообразованию за 2014-2015 год...

Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».

Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает  развиватьв детях познавательный интере...

Отчет по самообразованию педагога

Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста».Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности сре...

Отчет по самообразованию педагога детского сада за 2017-2018 учебный год

Отчет по самообразованию на тему "Всестороннее развитие дошкольников через продуктивные виды деятельности" (использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя)...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание  дошкольников  в различных видах деятельности»...

Методическая разработка: Отчет по самообразованию по теме:" Лэпбук, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: изучение возможностей использования лэпбука, как средство развития речи  детей дошкольного возраста.Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:Изучить науч...