Отчет по самообразованию педагога Мухамадеевой Л.Р.
материал на тему

Отчет по самообразованию за 2014-2015 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muhamadeeva_otchet_samoobr.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию Мухамадеевой Л.Р.

Тема моего самообразования на 2014-2015 г. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста  посредством нетрадиционных методов рисования»

Актуальность темы заключается в следующем:

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Работу проводила поэтапно:

1) Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других. подобрала презентации для использования на занятиях, наглядный материал.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

2) – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

3) – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

•        Созданию уголка эстетического восприятия.

•        Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи: это портрет;

—памятники;

—сказочно-былинный жанр;

—натюрморт;

 — книжная графика;

- пейзаж.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Пальчиковая живопись

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование ладошкой

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Прижми и отпечатай

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Рисование углем

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

Монотипия

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Кляксография

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Набрызг

Радость творчества знакома каждому малышу.

Трафарет

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

Рисование по мокрому

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

— «Моя любимая мамочка»;

— «Ярмарка»;

— «Морозные узоры»,

— «Лебеди», «Тюльпаны»;

— «23 февраля»;

— «Мамина улыбка» (8 марта)

-«Сыны Отечества» День Победы

-«День защиты детей»

Устраивая различные выставки работ, родители знакомятся с достижениями и умениями каждого ребенка за прошедшее время обучения. Дети принимали участие в различных конкусах: Всероссийский творческий конкурс - «Страна Детсадия» победитель Шошина Анна 1 место, «Страна Мультляндия!» Савчук Наталья 1 место, Турпитко Даниил 1 место, Сардина Вероника 1 место, «Мозаика творчества» Иксанов Радмир 1 место, Умарова Марьям 1 место; Городской конкурс рисунков «В царстве снега и льда 2015» Халикова Лиза  2 место.

Учавствовала в городских, окружных, Всероссийских конкурсах: Всероссийский конкурс «Воспитатель года» 18.05.15г.; Всероссийский конкурс оформления помещений образовательных учреждений «Мой край Югра» 1 место 18.05.15г.; Благодарность за результативное участие

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию, провела открытое занятие с использованием документ-камеры  на тему «Золотые краски осени».

Перспектива:

1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  (В. А. Сухомлинский).

Считаю, что  положительными результатами можно считать следующее:

- активное участие  родителей  в жизни дошкольного учреждения;

- участие

- участие

- совершенствование  ИКТ- технологии, компьютерных навыков  и презентация своего опыта работы в электронном виде;

- распространение опыта  в  проектной деятельности;

- создание своего информационного ресурса в  информационном образовательном пространстве;

- распространение опыта работы  в МАДОУ  в сети интернет  и взаимодействие  с родителями   через сайт.

Результаты  деятельности   были тщательно проанализированы, сделаны  выводы  о том, что в  целом работа  проводилась  целенаправленно и эффективно.

В планах на следующий год:

1. На занятиях с детьми:

•        Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;

•        Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;

•        Ввести ранее не используемый материал для рисования;

•        Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;

•        Использовать занятие на улице;

•        Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;

2. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями

3. Продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и всероссийском уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».

Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает  развиватьв детях познавательный интере...

Отчет по самообразованию педагога

Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста».Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности сре...

Отчет по самообразованию педагога детского сада за 2017-2018 учебный год

Отчет по самообразованию на тему "Всестороннее развитие дошкольников через продуктивные виды деятельности" (использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя)...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание  дошкольников  в различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...