Отчет по самообразованию педагога Мухамадеевой Л.Р.
материал на тему
Отчет по самообразованию за 2014-2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muhamadeeva_otchet_samoobr.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию Мухамадеевой Л.Р.
Тема моего самообразования на 2014-2015 г. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов рисования»
Актуальность темы заключается в следующем:
- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Я определила цели своей работы:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Работу проводила поэтапно:
1) Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других. подобрала презентации для использования на занятиях, наглядный материал.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.
2) – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
3) – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.
• Созданию уголка эстетического восприятия.
• Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи: это портрет;
—памятники;
—сказочно-былинный жанр;
—натюрморт;
— книжная графика;
- пейзаж.
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Пальчиковая живопись
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование ладошкой
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
Прижми и отпечатай
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
Рисование углем
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.
Монотипия
Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.
Кляксография
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Набрызг
Радость творчества знакома каждому малышу.
Трафарет
Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.
Рисование по мокрому
Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
— «Моя любимая мамочка»;
— «Ярмарка»;
— «Морозные узоры»,
— «Лебеди», «Тюльпаны»;
— «23 февраля»;
— «Мамина улыбка» (8 марта)
-«Сыны Отечества» День Победы
-«День защиты детей»
Устраивая различные выставки работ, родители знакомятся с достижениями и умениями каждого ребенка за прошедшее время обучения. Дети принимали участие в различных конкусах: Всероссийский творческий конкурс - «Страна Детсадия» победитель Шошина Анна 1 место, «Страна Мультляндия!» Савчук Наталья 1 место, Турпитко Даниил 1 место, Сардина Вероника 1 место, «Мозаика творчества» Иксанов Радмир 1 место, Умарова Марьям 1 место; Городской конкурс рисунков «В царстве снега и льда 2015» Халикова Лиза 2 место.
Учавствовала в городских, окружных, Всероссийских конкурсах: Всероссийский конкурс «Воспитатель года» 18.05.15г.; Всероссийский конкурс оформления помещений образовательных учреждений «Мой край Югра» 1 место 18.05.15г.; Благодарность за результативное участие
Для родителей подготовила несколько консультаций.
А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию, провела открытое занятие с использованием документ-камеры на тему «Золотые краски осени».
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).
Считаю, что положительными результатами можно считать следующее:
- активное участие родителей в жизни дошкольного учреждения;
- участие
- участие
- совершенствование ИКТ- технологии, компьютерных навыков и презентация своего опыта работы в электронном виде;
- распространение опыта в проектной деятельности;
- создание своего информационного ресурса в информационном образовательном пространстве;
- распространение опыта работы в МАДОУ в сети интернет и взаимодействие с родителями через сайт.
Результаты деятельности были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
В планах на следующий год:
1. На занятиях с детьми:
• Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
• Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
• Ввести ранее не используемый материал для рисования;
• Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
• Использовать занятие на улице;
• Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;
2. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями
3. Продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и всероссийском уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».
Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает развиватьв детях познавательный интере...
Отчет по самообразованию педагога
Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста».Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности сре...
Отчет по самообразованию педагога детского сада за 2017-2018 учебный год
Отчет по самообразованию на тему "Всестороннее развитие дошкольников через продуктивные виды деятельности" (использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя)...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»...
Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание дошкольниковв различных видах деятельности»...