Создание современных кадровых и психолого - педагогических условий в детском саду
презентация
Педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в ДОО. Следовательно его надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей(законных представителей). В сообщении представлены мероприятия и формы работы по формированию кадрового потенциала в ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на семинаре по теме
«Создание современных кадровых и психолого-педагогических условий в детском саду»
Слайд №1 Одним из непременных условий успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в современных условиях, является эффективность системы управления и, высокий кадровый потенциал персонала образовательного учреждения.
Главной целью разработки эффективной кадровой политики является наилучшее сочетание потребностей учреждения в персонале, учет личного участия каждого из сотрудников в развитии ДОУ. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Улучшить ситуацию могло бы внедрение новых форм работы в систему повышения квалификации сотрудников, поддержка и развитие кадров ДОУ, обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми.
Слайд №2 Как показывает анализ качественного состава педагогов нашего детского сада, более 33% из них достигли пенсионного возраста, что неизменно влечет за собой обновление кадров в течение последующих 3-5 лет. Поэтому актуальной становится организация работы с начинающими, молодыми специалистами, которые придут на замену ушедшим на пенсию. Необходимо учитывать также тот факт, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития.
Адаптация педагога также во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д. Педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в ДОУ. Таким образом, его надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В то же время, как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов дошкольного учреждения обозначились некоторые проблемы.
К ним можно отнести:
- неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
— отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике (особенно у педагогов, которые получили образование в дистанционном формате);
— недостаточная активность педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.
Мероприятия по формированию кадрового потенциала в ДОУ
Повышение квалификации педагогов.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования привело к оттоку наиболее квалифицированных педагогов из дошкольных учреждений в другие учреждения так 3 воспитателя из нашего учреждения, получив высшее образование ушли в школу, т.к. заработная плата там выше, чем в детском саду. Приходят кадры, не имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего профессионального уровня педагогов и кадровой нестабильности.
В современных условиях меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.
Слайд №3 Считаем, что успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.
В детском саду ведутся следующие формы методической работы:
- консультации (индивидуальные и групповые);
- обучающие семинары;
- педагогические советы;
- изучение лучшего опыта педагогов;
- смотры-конкурсы;
- мастер – классы;
- круглые столы;
- работа в секциях;
- взаимопосещения;
- открытые просмотры
На них решаются задачи повышения профессионального мастерства воспитателей, происходит реализация их потребности в самоактуализации.
Оптимальным вариантом методической работы в детском саду являются:
Слайд № 4 Советы педагогов, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ. обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализируются недостатки, принимаются решения для их устранения, организуется обмен опытом работы;
Главным вопросом педагогических советов являются результаты работы педагогов - уровень развития детей, их здоровье. Формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.
Слайд № 5 - 6 Обучающие семинары - являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовке. Педагогам заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развивать педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность.
Мы в детском саду практиковали непрерывно-действующие семинары-практикумы по физическому развитию дошкольников «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в режиме дня» по окончанию которого каждый педагог провел открытый показ одного из видов работы по физическому развитию детей. По окончанию семинара «Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе ДОУ, как средство повышения качества образования дошкольников» медиотека детского сада пополнилась созданными педагогами видео экскурсиями.
Слайд № 7 Консультации заранее планируются и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение её содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.
Слайд № 8-9 Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий.
Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Слайд № 10, 11 Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить ряд вопросов, таких как:
- целенаправленное накопление педагогических материалов;
- анализ результатов деятельности по определённому направлению образовательной работы;
- взаимодействие всех специалистов ДОУ.
Формы распространения педагогического опыта в ДОУ:
- открытые занятия и мероприятия;
- выступления «Из опыта работы» на Совете педагогов;
- семинары;
- конференции;
- участие в конкурсах таких как:
- районные «Воспитатель года» (за последние 5 лет наши педагоги дважды участвовали в них), краевом конкурсе, а также конкурсы в сети интернет на педагогических порталах.
- Педагогические тренинги.
Педагогические тренинги позволяют анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества. В работу тренинга включается не только воспитатели, но и все специалисты ДОУ, что положительно сказывается на результативности педагогического процесса, работают над решением единой проблемы, учатся согласовывать свои действия.
Темы тренингов:
- Взаимодействие с агрессивными детьми.
- Взаимодействие с гиперактивными детьми.
- Смотр-конкурс - это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду традиционно можно проводить конкурсы:
- «На Лучшую приемную к началу учебного года»
- «Огород на окне»
- «Педагогическая документация – лицо педагога»
- «Лучший центр познавательного развития»
- «Лучший центр речевого развития»
- «Лучший проект по экологии» и др.
Слайд № 12, 13 Мастер - класс. С целью создания условий для развития педагогического и методического материала педагогов, организации консультирования педагогических работников детского сада по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий, мероприятий и их учебно-методического и материально - технического обеспечения. Организация опытно-поисковой, инновационной и проектно-исследовательской деятельности образовательного учреждения, направленной на основании новых педагогических технологий, разработку авторских программ. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через эксперементально-исследовательскую деятельность с объектами живой природы», «Использование театрализованных игр и игровых ситуаций с детьми в образовательном процессе в разных возрастных группах», «Использование элементов хатки-йоги в работе с дошкольниками».
- Ещё одна форма методической работы который мы практикуем - организация обучения школы наставничества, адаптации и становления молодых или малоопытных педагогов. За каждым из стажистов закреплен малоопытный воспитатель.
Слайд № 15 Хорошим подспорьем в повышении образовательного уровня педагогических кадров могут послужить материалы Всероссийской контрольной по психологии для воспитателей опубликованы в журналах «Дошкольное воспитание» за 2021год. В цикле материалов описаны для анализа и решения ситуации из образовательных практик. Цель данного цикла- профессиональное саморазвитие педагога дошкольника. О необходимости владениями психологическими компетенциями утверждает профессиональный стандарт педагога, в соответствии с которым у специалиста должны быть в арсенале психологические знания и умение их использовать.
Система работы с педагогическими кадрами также включает:
- Обновление методической библиотеки, обеспечивающей доступ педагогов к профессиональным базам данных, к информационным справочным и поисковым системам, иным информационным ресурсам: печатные учебные издания (методические пособия) и периодические издания, электронные методические пособия;
- Оснащение материально - технической базы детского сада, (приобретение современного оборудования, техники, методической литературы) В распоряжении педагогов имеется 4 ноутбука с возможностью выхода в интернет,2 принтера, сканер, ламинатор, мильтимедийный проектор.
- Размещение педагогами публикаций на образовательных порталах сети Интернет.
- Создание перспективного плана повышения квалификации педагогов. Повышение квалификации на КПК педагогов не менее 1 раза в 3 года (ежегодно до 35% педагогов).
- Организация разных форм обучения и переобучения педагогов (в том числе дистанционного и на базе ДОУ) по индивидуальным планам профессионального развития (ИППР).
- Оказание поддержки и создание мотивации при аттестации педагогов.
- Создание творческих групп в соответствии с годовыми задачами и проблемами ДОУ, групп по интересам.
- Материальное стимулирование педагогических кадров.
- Представление и награждение лучших работников ДОУ государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками отличия.
- Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
- Организация традиционных праздничных мероприятий тематического характера.
- Организация и проведение психологических консультаций, тренингов и других мероприятий.
Разнообразие формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самореализоваться как личность, и педагоги самостоятельно включаются в учебный процесс ДОУ.
Слайд №16 В результате данных мероприятий предполагается качественное изменение организации методической работы, т.е. приведение её в систему:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- изменение форм и стилей общения с детьми;
- изменение предметно - развивающей среды групп и кабинетов;
- качественная организация воспитательно-образовательного процесса;
- активизация работы с родителями;
- разработка и утверждение Рабочей программы воспитания, календарно –тематического плана и Образовательной программы ДОУ;
- повышение имиджа ДОУ;
- создание партнерских отношений с учреждениями поселка.
Таким образом, работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности должна обеспечить стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические сопровождение в детском саду
Данный материал можно использовать на педагогическом совете, родительском собрании или в качестве консультации для педагогов....
Психолого-педагогический проект в детском саду "Поделись улыбкою своей..."
Проект содержит материалы по всем образовательным областям (познавательная, речевая, физическая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая) по теме "Улыбка людей". Данный проект направлен ...
психолого-педагогическая гостиная в детском саду
Представляем Вашему вниманию элемент формы работы дети плюс родители - "Психолого-педагогическая гостиная в детском саду"...
Создание в дошкольном учреждении психолого – педагогических условий для выявления и развития способностей и поддержки интересов детей
В статье описывается механизм реализации программы «Ступеньки к успеху», направленной на создание среды успеха для развития личностного и творческого потенциала каждого воспитанника, на ок...
Консультация для педагогов: "Психолого-педагогическая диагностика в детском саду"
В материале содержится информация о психолого-педагогической диагностике в ДОУ, ее видах, описываются принципы взаимодействия педагогов с детьми при проведении диагностического обследования....
Статья "Создание психолого-педагогических условий в детском саду для сопровождения одаренных детей."
В статье рассматриваются условия для сопровождения одаренных детей - наличие программы по развитию одаренности в ДОУ, в которой рассматриваются вопросы подготовки воспитателей по проблеме, создание сп...
Организация работы психолого-педагогического консилиума в детском саду
Цель - познакомить педагогов ДОУ с основными направлениями и задачами работы ППК, отличие в организации работы ППК и ПМПК...