Рекомендации по созданию специальных условий для ребенка с амблиопией и косоглазием в ДОУ
консультация

Митрохова Ольга Анатольевна

Рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по созданию специальных условий для ребенка с амблиопией и косоглазием в ДОУ

Для детей с нарушениями зрения специальная образовательная среда в ДОУ  должна предусматривать:

  • наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;
  • обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня ребенка и его образовательных потребностей;
  • обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;
  • наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;
  • обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;
  • обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей;
  • наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с учащимися с нарушениями зрения.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно-компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения. При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы в группе с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.
  2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.
  3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.
  4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.

Большое значение имеет организация занятия. Дети с нарушениями зрения быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятии РЭМП можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования и закрепления понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных понятий.

Своевременное введение активного отдыха в занятие позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. непрерывной зрительной нагрузки.

Введение динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перемен и перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с косоглазием как в течение дня, так и всей недели. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение уроков наблюдается при чередовании урока со статическим компонентом и урока с двигательным (физкультурное, музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как с подгруппой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с уроков, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по рисованию и лепке ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.

Рекомендации к учебно-методическому обеспечению и техническому оснащению для осуществления образовательного процесса для детей с нарушениями зрения в ДОУ.

Учебно-наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии (чаще всего сопровождающей косоглазие). При амблиопии высокой степени (vis=0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (vis=0,2 - 0,3) и слабой (vis=0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.

Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени - со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии - без контура.

Необходимо развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.

Гигиенические рекомендации по созданию оптимальных условий

для ребенка с косоглазием:

Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения, правильное цветовое оформление помещений.

Естественное освещение

Коэффициент естественной освещенности в группах и классах должен быть не мене 2% на уровне пола, на глубине 2/3 от наружной стены. Расположение основных светопроемов должно обеспечивать возможность левостороннего естественного освещения. Окна основных помещений групп, классов, зала для физкультурных занятий, помещения медицинского назначения должны иметь солнцезащитные устройства

  • подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, и шторы из хлопчатобумажных тканей. Для максимального использования дневного света и равномерного его распределения в помещении рекомендуется:
  • ограждающие поверхности основных помещений класса и оборудование окрашивать матовыми красками светлых тонов, с коэффициентом отражения потолка - не ниже 0,70, стен - 0,50 - 0,60, пола - 0,25 - 0,30, столов и стульев - не ниже 0,45, классной доски - 0,20;
  • оконные стекла очищать не реже 3 - 4 раз в год снаружи и 1 - 2 раза в месяц изнутри; на подоконниках не расставлять закрывающие свет высокие комнатные растения;
  • деревья сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; наружные фасады соседних зданий, обращенные к групповым комнатам, окрашивать в белый цвет.

Искусственное освещение

В классах и группах для занятий, кабинете врача-окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминесцентные лампы типа "белого" света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 лк. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.

В классах для занятий на рабочих столах рационально устанавливать местное освещение светильниками прямого света на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту с доведением общего уровня освещенности до оптимального в зависимости от формы патологии:

 

Рекомендуемые уровни освещенности на рабочей поверхности во время зрительной работы детей с косоглазием.

  • Форма патологии Уровень освещенности, (лк)
  • Косоглазие + амблиопия высокой степени 1500 - 2000
  • Косоглазие + амблиопия средней степени 1000 – 1500
  • Косоглазие + амблиопия слабой степени 700-1000
  • Рекомендации к подбору мебели и оборудования

Помещения должны комплектоваться мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей. Классы и группы для детей с косоглазием и амблиопией - двухместными столами. Наклон крышки стола должен быть регулируемый от 10 до 30 град. При расстановке оборудования и мебели в помещениях необходимо руководствоваться требованиями действующих «Санитарных норм и правил» и следующими рекомендациями:

  • столы устанавливаются вдоль окон в три ряда так, чтобы свет падал слева; при этом расстояние между столами в ряду должно быть не менее 80 - 100 см, а расстояние от первого стола до классной доски (меловой, магнитной, наколочной) должно обеспечивать угол рассматривания (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего за первым столом, направленным на удаленную вертикальную кромку доски, и горизонтальной линией на плоскости, проведенной на уровне глаз ребенка) не менее 45 градусов;
  • столы для детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера следует ставить ближе к учителю и доске,
  • классные доски размером 1,5 x 0,75 м на высоте 0,75 - 0,8 м от пола (нижний край) должны иметь регулируемый наклон.

Окраску столов производят светло-зеленой гаммой тонов или цвета натуральной древесины, классной доски - темно-зеленых или коричневых цветов.

Во время уроков по изодеятельности целесообразно использовать мольберты, особенно для детей со сходящимся косоглазием.

Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль) нужно располагать обязательно на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол.

Рекомендуемые игры, упражнения и развлечения в деятельности детей.

Выбор упражнений и игр в значительной степени зависит от характера зрительного нарушения. При сходящемся косоглазии подбирают упражнения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии, наоборот, лечебными являются занятия, вызывающие напряжение аккомодации и конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз на близкое расстояние. В комплексе упражнений для развития бинокулярного зрения у детей со сходящимся косоглазием эффективны групповые специальные игры, в которых внимание ребенка привлекается к далеким и высокорасположенным объектам (деревья, птицы, облака). К этим играм относится также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча, настольный теннис, волейбол и баскетбол. Для выработки глубинного бинокулярного зрения у детей с расходящимся косоглазием необходимы занятия на природе (сбор цветов, трав, разглядывание букашек, лягушек, бабочек, кузнечиков и т. д.). При развитии бинокулярного, а на его основе глубинного зрения особое значение придается физическому развитию и двигательной тренировке, подвижным играм. Для этого применяется ряд упражнений: баскетбол, волейбол, футбол, метание мяча в цель, пионербол, кегли, городки, настольный теннис, бадминтон; организуются спартакиады, прогулки, экскурсии.

 

 

Заключение:

В данной работе представлены рекомендации по созданию специальных образовательных условий для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими косоглазие и амблиопию; освещены основные офтальмо-гигиенические требования к построению комфортной среды для данной категории детей. Одна из задач, которую я ставила перед собой при написании данной работы – это повышение компетентности педагогов, работающих с детьми с амблиопией и косоглазием. Это не означает, что педагог должен уметь ставить диагноз. Он должен:

  1. Грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения, которые имеются в медицинских документах ребёнка.
  2. Знать физиологические и возрастные особенности его развития.
  3. Обращаться за квалифицированным советом или помощью к специалистам: врачу-офтальмологу или тифлопедагогу.
  4. Владеть необходимыми знаниями для создания в образовательной организации специальных образовательных условий для ребенка с амблиопией и косоглазием.

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
  2. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273 ФЗ.
  3. Бондаренко, М. П. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир / М. П. Бондаренко, Н. С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 3. — Странички для занятий с детьми «Мы вместе».
  4. Денискина, В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5.
  5. Демирчоглян Г. «Детское зрение» (Советы по профилактике близорукости у детей), М., 1998 г.
  6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., 1990 г.
  7. Земцова М.И. «Учителю о детях с нарушением зрения», М., 1973 г.
  8. «Современные теоретические, эксперимениальные и методические проблемы тифлологии» межвузовский сборник, С.-П., 1997 г.
  9. Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. -М.: 2000 г.
  10. Малеева З.П. Учение и зрение: Методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения. – Челябинск, “Околица”, 2002 г.
  11. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002 г.
  12. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007 г.
  13. Григорян Л.А.,Кащенко Т.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. М.,1994 г.
  14. Григорян Л.А., Плаксина Л.И. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.,1998 г.
  15. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией . М.,1998г.
  16. Никулина Г.В. Фомичева Л.В., Арткжевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием. С-Петербург,1999г.
  17. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. Методическое пособие. С-Петербург, "Образование",1995 г.
  18. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации эксклюзивного образования и создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в...

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО: создание специальных условий для детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения физического (и) или психического плана, которые обуславливают нарушения общего развития и препятствуют получению обр...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с увеличением количества  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, особую значимость приобретает задача их интеграции в со...

Рекомендации для воспитателей по созданию специальных условий для слабовидящих воспитанников

 Если к вам в группу пришел ребёнок с нарушением зрения, для него необходимо создать специальную адаптированную предметно-пространственную среду, так как у него возникают  особые обра...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации

Рекомендации  по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации...

«Алгоритм создания специальных условий для социальной адаптации ребенка с ОВЗ»

Выступление – презентация на семинаре для педагогов коррекционных ДОУ «Комплексный подход в коррекционно –развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО»...

Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».

Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...