Организация исследовательской проектной деятельности
консультация
Предназначен материал для воспитателей ДОО. Знакомит с содержанием деятельности с воспитанниками и родителями по организации исследовательских проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация исследовательской проектной деятельности»
Выделяют 3 основных вида проектной деятельности: творческая, исследовательская и нормативная. Каждый вид обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется её целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему, как и зачем?
Исследовательские проекты носят индивидуальный или групповой характер и способствует вовлечению ближайшего окружения детей в сферу их интересов. Индивидуальные проекты чаще со старшего дошкольного возраста.
Примерная тематика исследовательских проектов:
Зачем людям нужны вилки?
Предпосылки к определению цели детьми: исчезновение вилок в группе
Цель детей: возвращение вилки (узнать, как можно больше интересного о вилке)
Что такое ветер? Почему кусаются собаки? Почему опадают листья?...
В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания дошкольников, стимулируется познавательная активность, расширяется содержание сюжетно- ролевых игр, дошкольники начинают добывать знания самостоятельно.
Важно, как начать проект, как заинтересовать детей. Сталкиваемся с проблемой мотивации. С.Г.Якобсон и Т.Н.Доронова выделяют типы мотивации:
- Исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребёнок может реализовать, помогая игрушкам, персонажам. Это игровая мотивация.
- Мотивация общения в условиях помощи взрослому.
- Мотивация созидания и личной заинтересованности (когда конечный продукт нужен самому ребёнку)
Этапы исследовательской проектной деятельности:
- Создание ситуации, в ходе которой ребёнок или дети приходят к формулировке исследовательской задачи.
Возможные стратегии поведения педагога:
-педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос; (Например, вопрос о том, откуда берётся электричество, обсуждается всей группой)
-наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Затем создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу; (Например, девочку, которая любит играть в куклы подвести к вопросу «Как выглядели куклы раньше?»…)
-привлечение родителей, которые совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта.
Со временем дети начинают сами формулировать исследовательскую задачу.
Этот этап заканчивается формулировкой вопроса.
- Планируем вместе. Совместное составление плана действий.
- к кому обратиться за помощью
- в каких источниках можно найти информацию
-какие предметы, принадлежности, оборудование использовать
-что нужно сделать в первую очередь
В качестве фиксации плана деятельности можно составить информационную карту проекта (на ватмане, магнитной доске, с помощью картинок, изображений, придуманных вместе с детьми).
На этом этапе в соответствии с особенностями воспитанников планируются задачи в рамках сформулированной темы. Планирование строится на основе интеграции усилий специалистов, родителей, воспитанников, воспитателей, социальных партнёров.
Планирование на основе 3 вопросов:
Что мы об этом знаем?
Что хотим узнать?
Как будем узнавать?
- Оформление проекта.
Организатор проекта- ребёнок. А взрослые (родители, педагоги) помогают дошкольнику, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал проект.
1-ая страница проекта – формулировка основного вопроса исследования. Представляет красочный заголовок, создаваемый общими усилиями (например, взрослый пишет, ребёнок украшает).
2-ая часть проекта- раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения опрошенных сверстников, родителей, знакомых и самого себя. Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого проводит опрос и рисует иллюстрации, изображающие ответы. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько точек зрения, одна из них собственная.
3-я часть проекта- выбор ребёнком наиболее правильного ответа. Надо не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.
4-ая часть проекта- проверка предложенного ребёнком ответа. Способ проверки информации отображается (обращение ко взрослому, сверстнику, книга, TV…) и обосновывается его преимущество (обсуждается с ребёнком).
5-ая часть проекта- отображается результат проверки правильности ответа. Ребёнок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ.
6-ая часть проекта- ребёнок показывает, где можно применить проект: может рассказать о проекте в группе, организовать игру…
- Защита проекта. Взрослые помогают ребёнку подготовить рассказ о проделанной работе. Ребёнок, выступая, опирается на рисунки, записи на страницах проекта.
- Выставка проектов.
Примерная форма записи проекта для воспитателя.
- Тема проекта
- Участники
- Сроки проведения
- Итоговое событие
- Предпосылки к определению цели детьми (1-3 предложения, что сделал педагог, чтобы дети захотели узнать, помочь, принять участие)
- Цель детей (конкретная, детская- найти, помочь, поздравить, тесно связанная с темой и итоговым событием)
- Заполнение задач по образовательным областям
Образовательные области | Задачи |
Физическое развитие | |
Социально- коммуникативное | |
Познавательное | |
Художественно- эстетическое | |
Речевое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...
Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...
Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников
Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Организация исследовательской проектной деятельности в ДОУ
Данный материал предлагаю воспитателям дошкольных учреждений. В консультации представлены условия, требования, методика, возможные ошибки. Надеюсь, он будет интересен моим коллегам. к орга...
Консультация для воспитателей "Организация исследовательской проектной деятельности"
Консультация поможет воспитателям овладеть методикой организации и проведения исследовательской проектной деятельности....
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...