Консультация для воспитателей "Организация исследовательской проектной деятельности"
консультация на тему

Консультация  поможет воспитателям овладеть методикой организации и проведения исследовательской проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskie_proekty.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация и проведение исследовательских проектов в ДОУ»

Старший воспитатель

Бычкова Г.В., 2018 г.

Согласно ФГОС ДО ребёнок на выходе из ДОУ должен обладать навыками коммуникации, творческим мышлением, владеть способами исследования предметов и явлений и уметь выразить словесно свои мысли.

 На наш взгляд, именно проектная деятельность является необходимым  педагогическим средством для решения поставленных задач.

  Ещё в 20-е годы прошлого века отечественные учёные и педагоги уделяли внимание методу проектов, но, наверное, не были достаточно разработаны механизмы внедрения  проектирования в образовательный процесс.

  Существуют разные подходы к классификации проектной деятельности (далее ПД). Мы будем придерживаться классификации по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации.

 В основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 35», разработанной на основе Программы «От рождения до школы», серьёзное внимание ПД уделяется со средней группы. Дети осваивают три типа ПД: исследовательские, творческие, нормативные.

 Основной целью любой  ПД является выдвижение гипотезы и поиск по её доказательству или опровержению.

  Задачи исследовательских проектов отражают постепенное овладение детей культурой ведения ПД, оформления и представления результатов, а также необходимо уделять внимание рефлексии деятельности, в частности, насколько информативным был источник.

 Любая деятельность, организуемая педагогом, имеет предварительную работу. В данном случае важно наметить примерный план проекта, обговорить его с родителями. А самое главное – создать необходимую среду.

 Организуя уголок экспериментирования в группе, важно учитывать следующие моменты: размещение, опознавательный знак, наличие методических материалов, материалов для самостоятельной фиксации результатов наблюдения, знаков безопасной работы в уголке.

          В ходе основного этапа педагог организует ПД с детьми, придерживаясь следующей последовательности: целеполагание, разработка совместного плана, практическая часть, презентация проекта, определение новых проблем с выходом на новый проект.

          Надо помнить, что отправной точкой любой ПД является или  какая-то проблема, или какой-то вопрос детей. Воспитателю важно услышать это при общении с воспитанниками. Когда воспитатель привлечёт внимание группы к конкретному вопросу и заинтересует их, тогда у детей возникают предположения и догадки, то есть гипотезы. Причём, обстановка во время обсуждения должна быть свободная.

 Упорядочить «поисковый диалог» и чётко себе представлять пути решения обозначенной проблемы воспитателю поможет «Модель трёх вопросов» : Что мы знаем?,

 Основная функция взрослого в этот момент: слушать, запоминать, фиксировать, задавать вопросы, переадресовывать вопросы тем детям, которые знают ответ, подсказывать варианты действий, но не диктовать. Получив табличку с именными вопросами и гипотезами, если есть необходимость, то можно объединить детей в подгруппы, если нет – то обсуждается задание по проверке своей версии, предложенным  им способом.

 Сразу же можно детям предложить изобразить свою версию выдвинутой гипотезы.

 В итоге получается чётко сформулированный план мероприятий по проверке гипотез.

 Далее наступает непосредственно практический этап проекта. Конкретные дети выполняют конкретно сформулированные задания по проверке гипотез, материалы поиска оформляются приемлемым и доступным детям способом. Это могут быть рисунки, книжки-малышки, газеты, буклеты и т.д. Конечно, в случае необходимости дети обращаются к родителям или воспитателям.

 Постепенно в группе или холле детского сада появляется и пополняется выставка, отражающая работу детей в ходе ПД. Это так называемая «Копилка» проекта.

 Когда все пункты плана выполнены, становится понятно: в какой форме и кому презентовать проект. Его можно представить либо детям другой группы, либо воспитателям других групп, либо родителям. Формы могут быть самые разнообразные: досуг, праздник, КВН, деловая игра, образовательное событие. В качестве побочных продуктов появляются всевозможные книжки-малышки, фотоотчёты, видеофильмы, рисунки, «сочинялки» и т.д.

 Наверное, самым сложным как для детей, так и для воспитателя является процесс рефлексии, то есть анализа проведённой деятельности. Воспитатель для себя анализирует: уровень проявления инициативы детей, эффективности педагогических действий, формулировки деты, готовности детей к планированию, степень заинтересованности и участия родителей. Детей педагог ориентирует на степень информативности тех или иных источников информации, а также умение реализовывать задуманное.

 Любой продукт педагогической деятельности должен быть соответствующе оформлен. ПД представляется портфолио проекта, которое состоит из паспорта проекта и приложений (планы выполнения, промежуточные отчёты группы, собранная информация по теме, результаты исследования, эскизы, чертежи, наброски,  материалы для презентации.

 Паспорт проекта включает следующие разделы: название (тема),  сроки, цель, задачи (план),  аннотация (предыстория). ХОД проекта:  проблематизация, целеполагание,  планирование,  реализация плана, презентация, применение продуктов проекта или выход на новый проект

 Хотелось бы предупредить от некоторых ошибок, которые выделила Ермолова Н.В. в своей статье в журнале «Старший воспитатель» № 1, 2015 года. Это – представление в виде проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу, привлечение к участию одних и тех же детей, немедленное реагирование на ответы детей в ходе обсуждения, прямое руководство деятельностью детей, невостребованность или запрет на использование продуктов проектной деятельности, затягивание проекта, формальный подход к презентации продукта, отсутствие отражения работы по реализации  проекта в  плане образовательной работы.

Грамотно организованная исследовательская проектная деятельность способствует тому, что  ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, овладевает умением выбирать, активно взаимодействовать, договариваться,  выражать свои мысли и желания, проявлять волевые усилия,  самостоятельно придумывать объяснения,  принимать собственные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Консультация для воспитателей "Исследовательская проектная деятельность в ДОУ"

Консультация для воспитателей  "Исследовательская проектная деятельность  в ДОУ"...