Наставничество в ДОУ
статья

Голикова Светлана Михайловна

В год наставника очень актуальна тема наставничества в ДОУ. Как лучше построить работу по наставничеству?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_nastavnichestvu.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Наставничество в ДОУ»

 

Автор: Голикова Светлана Михайловна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад №234»

             Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного  образования и профессиональный стандарт  педагога предъявляют  совокупность требований к профессионализму педагогических работников. Согласно этим документам,  воспитатель или педагогический специалист детского сада  должен быть компетентным в различных областях: обучении, воспитании, развитии  обучающихся; организации взаимодействия с социальными партнёрами; формировании предметно развивающей  среды; инновационной деятельности. Однако практика показывает, что многие из педагогов ДОУ  испытывают  образовательные  дефициты, спектр которых весьма широк. Они возникают независимо от образования и стажа работы. «Самонавигация» таких воспитателей и специалистов, начинающих свой  путь в образовании теряются  в огромном океане возможностей. Для исключения эффекта  дезориентации в образовательной и социальной среде возникает необходимость наставника. По мнению и ученых,  специалистов профессионального образования и практиков, наставничество является наиболее эффективной формой  сопровождения педагогов в целях их профессионального развития и психологического здоровья.

            Безусловно, что молодой педагог, который  приходит в детский сад впервые после учебного заведения нуждается в сопровождении более опытного коллеги. За  плечами вчерашнего выпускника ВУЗа или колледжа  багаж  с теоретическими  знаниями и желанием применить их, но что ждёт воспитателя или специалиста  на  тернистом профессиональном пути он не знает. С первых шагов, которые он делает в профессии, для молодого педагога важно понять останется он  здесь на этом месте  или уйдет в поисках другого пути. Поэтому очень важно, чтобы его  поддержал во всём его  наставник или группа наставников.

            Наставничество - перспективный способ восполнения дефицитов наставляемого. Неотъемлемым компонентом системы индивидуального сопровождения педагогов детского сада на всех этапах  является диагностика имеющихся у них образовательных  дефицитов. В этих целях используются методы:

 -диагностики (опрос, наблюдение, анализ продуктов профессиональной деятельности и документации);

 -самоанализа и самооценки профессиональной деятельности (анкетирование, карты самооценки, карты затруднений);

 -экспертной оценки и анализа профессиональной деятельности (тесты, профессиональные задачи, кейсы);

-мониторинга профессиональной деятельности (карты наблюдения, посещения занятий, диагностические работы с использованием оценочных инструментов);

 - задания в автоматизированной системе для диагностики дефицитов в области различных компетентностей.

          Наставник оказывает педагогическую поддержку в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно человек не способен преодолеть. Неготовность педагога самостоятельно преодолеть этот барьер, названа «образовательным дефицитом». Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности человека. В качестве внешнего барьера может выступать дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов. Когда внутренний образовательный дефицит будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Соответственно конечным результатом деятельности наставника является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т.д. Таким образом, сущность деятельности наставника в образовании включает педагогическую поддержку и устранение внутренних образовательных дефицитов сопровождаемых, т.е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем. Исходя из выявленных дефицитов, строится маршрут индивидуального сопровождения педагога по типу профессионального развития или проблемы адаптации в новом коллективе.

      Наставник – педагог с  профессиональным опытом, оказывает помощь наставляемому  в определенный период времени, излагая теоретические положения и демонстрируя затем пример, образец действий. Потом выполняет задание и получает соответствующую обратную связь. При этом  наставник не просто сообщает необходимую информацию, а мотивирует своего подопечного, используя определенные ключевые фразы. Например, «Я говорю, а делаете вы сами», «Я показываю вам, а вы смотрите», «Я знаю, как это сделать, но давайте вместе поищем решение для Вашего случая», «Давайте вместе подготовим, а вы проведёте», «Вы покажете, а я посмотрю». Важно то, что такой диалог оказывается взаимовыгодным и для наставника, и  наставляемого. Эти фразы в практике становятся этапами работы в наставнической паре, которые можно представить в виде дорожной карты.

Дорожная карта- план индивидуального сопровождения педагога по преодолению образовательного дефицита.

Этапы работы в дорожной карте:

  1. «Я расскажу, а ты послушай»
  2. «Я покажу, а ты попробуй»
  3. «Сделаем вместе»
  4. «Сделай сам- я подскажу»
  5. «Сделай сам и расскажи, что сделал»

               Анализ работы показывает, что, кто из молодых педагогов занимает активную позицию в педагогическом коллективе, а кто нуждается в постоянной методической поддержке. Это поможет выстроить поэтапную работу с ними в виде дорожной карты. Если педагоги занимают пассивную позицию в коллективе детского сада, значит, они не развиваются профессионально.

               Цель  работы наставника  – создать условия, в которых молодые  педагоги смогут реализовать свои профессиональные компетенции, устранить образовательные дефициты. Достижение цели наставничества связано с преодолением образовательного дефицита. В связи с этим практика «прикрепления» наставника во времени не эффективна и не может быть применена.

             Одной из форм наставничества является работа в наставнической паре, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Одна из форм в паре «педагог-педагог» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Целью наставничества такой пары является успешное закрепление на месте работы и в должности молодого педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Ожидаемый результат работы наставника - высокий уровень включенности молодого педагога в педагогическую работу, культурную жизнь организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Вариант программы наставничества это взаимодействие «новичок – мастер», где стоит в приоритете  приобретение молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Результатом работы в наставнической паре становится серия открытых занятий педагога с демонстрацией необходимых профессиональных навыков и компетенций. Наставляемый педагог прошёл успешно адаптацию, закрепился на новом месте работы, повышает свою квалификацию, способен творчески подойти к профессии. Наставник получает уважаемый статус «ментори» и опыт работы в наставничестве.

            Наставничество является эффективным инструментом развития кадрового потенциала образовательной организации и становится необходимо в каждом учреждении.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Положение о наставничестве.

Положение о наставничествемуниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 181. Общие положения1.1. Настоящее положение разработано для муниципального дошкольногообразователь...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...