Развитие профессиональной компетентности педагогов по проблеме здоровьесбережения
статья
Профессиональная компетентность педагога – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональной компетентности педагогов по проблеме здоровьесбережения
Подготовила Борискова Н.В.,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1»
Результативность профессиональной деятельности любого человека зависит от ряда факторов, одним из которых является подготовка к ее осуществлению. Подготовка человека к осуществлению профессиональной деятельности находится в плоскости его мотивации и намерения. Способности человека не означают их обязательного использования, поэтому профессиональная компетентность не означает их использование в своей трудовой (педагогической) деятельности. Следует отметить, что именно профессиональная компетентность позволяет проследить степень использования формируемых педагогом компетенций в своей деятельности. Структурно-содержательные особенности дефиниции «компетентность».
Профессиональная компетентность педагога – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся.
Воспитатель дошкольного учреждения должен обладать определенным набором компетенций, задекларированных на федеральном уровне. Он должен быть компетентен в вопросах организации и содержания деятельности в следующих областях: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.
Рисунок 1
Структурно-содержательная характеристика «компетенции»
Эти навыки необходимы педагогам для эффективности и продуктивности их профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога определяется свойствами его личности, а ее ключевыми компонентами являются обучение и субъектный опыт. Если педагог не обладает навыками, требуемыми современным обществом в целом и профессиональным стандартом в частности, то он не сможет справиться с задачами, поставленными перед ним современным ФГОС ДО и Законом об образовании.
В Профессиональном стандарте педагога в подразделе «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» определена модель профессиональной компетентности педагога, выступающая единицей его теоретической и практической подготовки.
Успешное развитие профессиональной компетентности педагогов возможно в условиях творческого, проблемного и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении на всех уровнях: индивидуальном (местном, уровне самого воспитателя), институциональном (уровень образовательное учреждение), муниципальные (городской уровень), региональные (областной уровень), федеральные (страновой уровень) и педагоги должны стать активными участниками этого процесса.
На данных уровнях, для формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений, применяются следующие формы методической работы:
- обучение в высших учебных заведениях;
- курсы повышения квалификации;
- аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
- конкурсная и выставочная деятельность, научно-практические конференции, конгрессы, форумы;
- самообразование педагогов;
- профессиональные методические объединения;
- тьюторская деятельность, создание публикаций;
- педсоветы, семинары-практикумы, мастер-классы;
- теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды педагогов.
Процесс повышения профессиональной компетентности педагога должен носить систематический, постоянный, целенаправленный и осмысленный характер. Это процесс, предполагающий накопление профессионального опыта, сохранение полученной квалификации, а также вывод ее на новый уровень по отношению к меняющейся среде. Процесс формирования профессиональной компетентности сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
С введением ФГОС ДО, охране и укреплению здоровья, воспитанию привычки к здоровому образу жизни, стали уделять повышенное внимание. Для этого организуется разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Эта деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
• создание оптимальных педагогических условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении;
• лечебно-профилактическая направленность;
• обеспечение психологической безопасности личности ребенка;
• организация здоровьесберегающего пространства;
• оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса;
• формирование основ ЗОЖ у детей;
• комплексное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом;
• формирование подходов к взаимодействию с родителями, как участниками процесса здоровьесбережения, и развитием социального партнерства;
• повышение профессионального мастерства педагогов.
Важным средством совершенствования системы подготовки профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений является разработка ее модели. При разработке модели были выделены следующие части: целевая, процессуальная, организационная и результативная.
Рисунок 2
Модель формирования профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников
Работа с педагогами по совершенствованию их профессиональной компетентности, через их непрерывное саморазвитие, осуществляется через систему методической работы, которая базируется на системном анализе и проводится в три этапа.
Рисунок 3
Этапы развития профессиональной компетентности педагогов
На основе рефлексии (результатов самоанализа, самодиагностики, самонаблюдения) и с учетом приоритетных задач ДОУ, конкретной группы, которую ведет педагог, разрабатываются программы самообразования на текущий учебный год. Методист оказывает содействие в ее построении с учетом этапов и компонентов профессионального саморазвития педагога. Кроме того, ежегодно педагоги заполняют карту профессиональной компетентности, где указывают направления, по которым испытывают затруднения или могут поделиться опытом.
Приоритетными направлениями организационно-методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов являются:
- организация опытно-экспериментальной работы;
- педагогических тренингов, семинаров;
- консультативная, коррекционная работа с педагогами;
- конкурсы профмастерства;
- обобщение педагогического опыта.
Грамотно выстроенная система методической работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов в области охраны здоровья является важным звеном непрерывной профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения, позволяющим им быть эффективным в своей профессии в соответствии с реалиями нашего времени. Эффективность работы определяется тем, в какой мере она обеспечивает превосходные результаты - укрепление здоровья детей, формирование сознательного отношения дошкольника к пониманию смысла и значения здоровья, накоплению знаний о нем и развитию умения беречь, поддерживать и сохранять его. Это позволяет интегрировать свои знания в развитие общества.
ЛИТЕРАТУРА
- Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ/Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 112 с.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода)/ В. И. Байденко//Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 34–38.
- Бикеева, Т.В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (139) – С. 468-470.
- Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособ. / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. – 204 с.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т.С. Яковлевой. – 91 с.
- Майер, А А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. –2007. –№1. – С.8-14.
- Николаева, Е. И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие / Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е. Ю. Захарина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015. – 240 с.
- М. : Школьная пресса, 2006.
О. В. Вашечкина. // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 1 (21). – С. 18 - 22.
- Введенский, В.Н. Эволюционное развитие профессионального образования [Текст] / В. Н. Введенский. // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 61 – 66.
- Введенский, В.Н. Высшее профессиональное образование в условиях необратимой глобализации [Текст] / В. Н. Введенский. // Alma Mater. – 2013, № 2. – С. 35 – 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.
В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результато...
«Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок» как условие развития профессиональной компетентности педагогов»
Достичь эффективного результата методической деятельности способен высокопрофессиональный педагогический коллектив. Поэтому необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы к форме организации и содержанию...
Развитие профессиональной компетентности педагогов
Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования. Новые ФГОСы предъявляют новые требования к профессиональной компетентности п...
Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»
Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...
«Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ»
Методическое сопровождение деятельности педагогов по речевому развитию воспитанников...
«Необходимость профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников»
Цель:совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в работе по сохранению и укреплению здоровья детей, используя современные педагогиче...