Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
методическая разработка (старшая группа)

Самадова Абаханум Шугабутдиновна

Форма проведения: деловая игра.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

 1 часть. Разминка.

 2 часть. Коллоквиум.

3 часть. Игра «Ассоциации».

4 часть. «Конфликты в работе педагога с семьей и пути выхода из них». Подведение итогов.

Рефлексия впечатлений участников.

Раздача памяток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_pedagogov_dou.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов ДОУ

«Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка. 2 часть. Коллоквиум. 3 часть. Игра «Ассоциации». 4 часть. «Конфликты в работе педагога с семьей и пути выхода из них». Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников. Раздача памяток.

1 часть. Разминка

Приветствие участников, объявление темы.

Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: педагог-психолог предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.

2 часть. Коллоквиум

Задание «Определим степень сложности»: участники получают карточки со списком основных направлений работы воспитателя детского сада. В предложенном списке перечисленным направлениям присваиваются порядковые номера в соответствии со степенью сложности: самый сложный – 1, чуть менее сложный – 2 и т.д. Карточки собираются.

Старший воспитатель зачитывает и анализирует, какое из направлений самое сложное, предлагает обсудить – почему. Участники высказывают свои суждения. Ведущий подводит итог.

Содержание карточки (раздаточный материал):

Уважаемые коллеги!

Перед Вами список некоторых основных направлений работы современного педагога детского сада. Присвойте каждому из них порядковые номера в соответствии со степенью сложности: самому сложному - первый номер, чуть менее сложному – второй и т. д.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

Проведение воспитательно-образовательной работы на прогулке.

Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников.

Проведение с детьми специально организованных занятий.

Организация игровой деятельности детей в группе.

3 часть. Игра «Ассоциации»

Ведущий поясняет, что сложности в налаживании взаимодействия с семьей связаны с уникальностью каждой семьи, особенностями построения межпоколенных, супружеских, детско-родительских отношений.

Кроме того само восприятие и понимание семьи как социального института – у каждого сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Чтобы помочь осознать это, ведущий предлагает сыграть в «Ассоциации». После игры проходит совместное обсуждение: предлагаемые понятия неосознанно ассоциируются с собственной семьей, понимание педагогом специфики каждой семьи поможет ему строить доверительные партнерские отношения с семьей.

Игра «Ассоциации»

Педагог-психолог: Я буду начинать фразу о том, с чем у меня ассоциируется понятие «семья», а вы будете продолжать ее. Правила просты: не искать слишком правильных и красивых ответов, произносить то, что первым придет на ум; можно выкрикивать, но не хором, а по очереди. Например, я говорю: «Если семья – это постройка, то она…» (а вы продолжаете: «Крепость, общежитие…»), итак…

если семья – это постройка, то она… (квартира, только не дача, шалаш на двоих);

если семья – это цвет, то она… (серо-буро-малиновая; и цветов-то таких в природе не существует; нежно-розовая; черно-белая, как зебра; серая и унылая; кроваво-красная);

если семья – это музыка, то она… (скрипка; фуги Баха; тяжелый металл; цыганщина; романтическая баллада; задушевная песня у костра; «Взвейтесь кострами, синие ночи!»; мелодия, которая не кончается; «форте»);

если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг, вектор, треугольник, зигзаг удачи, точка, многоточие, спираль);

если семья – это название фильма, то она… («Фантомас разбушевался»; «Розыгрыш»; «Богатые тоже плачут»; «Рабыня Изаура»; «Отверженные»; Семь невест ефрейтора Збруева»; «Красавица и Чудовище» и др.);

если семья – это настроение, то она… (радость, тоска смертная, постоянный стресс, блаженство, детский смех, праздник со слезами на глазах).

Анализ:

- Вы сейчас приводили ассоциации из своего жизненного опыта или выбирали принятые в нашем обществе ассоциации?

- Удалось ли Вам через призму шуточных ассоциаций выявить какие-либо личные проблемы или противоречия?

- Насколько важно, на Ваш взгляд, понимать восприятие человеком своего состояния, чтобы общаться, взаимодействовать с ним?

4 часть. «Конфликты в работе педагога с семьей

и пути выхода из них»

Вначале воспитателям предлагается выполнить упражнение «Яблочко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто Вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблочко, которое живописно висит на веточке. Все любуются Вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к Вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы Вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Педагог-психолог: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно. Причины конфликта различны: различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Конфликт «педагог – родитель», как правило, предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивную реакцию даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Условия применения, сущность и недостатки каждого стиля описаны в таблице (раздаточный материал).

Теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, давайте проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!».

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!».

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!».

Приспособление: «Такая видно уж у меня доля тяжкая!».

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!».

Способы регулирования конфликтов (раздаточный материал):

Стиль:

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому

Заинтересованность в победе.

Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта

Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения

Уклонение:

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен.

Отсутствие власти. Желание выиграть время

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

Приспособление:

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.

Отсутствие власти:

Нерешенность конфликта

Компромисс:

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть.

Наличие взаимоисключающих интересов.

Необходимость срочного разрешения конфликта.

Неэффективность других стилей

Получение только половины ожидаемого.

Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество:

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта.

Заинтересованность обеих сторон.

Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

 Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Раздача памяток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка (5 минут) 2 часть. Коллокв...

Круглый стол для педагогов на тему: «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленько...

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Данный материалп предназначен для заместителей заведующих по УВР, старших воспитателей. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями ...

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

      Цель:  повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с        семьями воспитанников....