Положение о логопедической группе
методическая разработка
Данное положение может быть рекомендовано учителям-логопедам, администрации ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_logopedicheskoy_gruppe_2016.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального образовательного учреждения Красносельской средней школы дошкольной ступени образования в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности
логопедической группы МОУ КСШ дошкольной ступени образования,
в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, утвержденным Министерством просвещения СССР от 25.05.1970 г. и согласованным Министерством здравоохранения СССР; СанПиН2.4.1.3049-13, Уставом организации, положением дошкольных групп « О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения».
1.3. Логопедическая группа создается в МОУ КСШ дошкольной
ступени образования при наличии соответствующих условий для функционирования (наличие материально-технической и кадровой базы).
1.4. Открытие, функционирование и закрытие логопедической группы при дошкольных группах , осуществляется по заключению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, на основании приказа Начальника отдела образования администрации Новоспасского района Ульяновской области.
1.5. Цель организации логопедической группы в дошкольных группах – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
1.6. Основные задачи логопедической группы в дошкольных группах:
– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
– активизация познавательной деятельности детей;
– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
2. Организация логопедической работы
2.1. Содержание образования в логопедической группе определяется «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Н. В. Нищевой и «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическое недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) - в возрасте 5-6 лет (старшая) и 6-7 лет (подготовительная);
- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения полученного по результатам обследования ЦПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.
2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.5 Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю. Учебный период - с 01.09. по 30.05. текущего года.
2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с 5 лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года. Предельная наполняемость логопедической группы в соответствии с СанПином – не более 10 человек.
2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- заикание;
- задержку психического развития;
- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольных групп;
- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.14. Подгрупповые занятия проводятся по сетке занятий по возрастам и периодам.
2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:
- в старшей группе - 20-25 минут;
- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.17. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.18. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.19. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ПМПК образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
2.20. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную ПМПК.
2.21. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением.
3. Руководство логопедической группой
3.1. Непосредственное руководство логопедической группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Директор школы, зам.директора по УВР:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы районного методического объединения учителей-логопедов осуществляет районный методист по коррекционной работе.
3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районном методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.
4. Права и обязанности учителя-логопеда
4.1. В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.
4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.6. Учитель-логопед:
- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;
- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;
- информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе районного методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.7. Учитель-логопед логопедической группы дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска 56 календарных дней, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.
4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).
5. Участники образовательного процесса логопедической группы
Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты дошкольных групп.
4.1. Родители (законные представители):
-имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,
-знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
-принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.
4.2. Педагоги дошкольных групп интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностики и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи.
4.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы.
(см. раздел №4 «Права и обязанности учителя-логопеда»)
4.2.2. Воспитатель логопедической группы:
-закрепляет приобретенные навыки;
-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
-планирует и организует общеобразовательные занятия.
4.2.3. Педагог-психолог:
-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам дошкольных групп, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи.
4.2.4. Музыкальный руководитель:
-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
6. Документация учителя-логопеда.
1. Речевая карта на каждого ребенка.
2. Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.
3. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
4. План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы логопеда.
5. Перспективный план коррекционной работы с детьми (ОНР и ФФН)
6. Индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.
7. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
8. Отчет о результатах проведенной работы за год.
9. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, утвержденная руководителем организации.
10.Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения.
11. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем организации.
7. Материально-техническое обеспечение логопедической группы.
6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении организации.
6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
6.4.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
6.5.Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию.
6.6. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15-20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
(Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4)
(«Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования.»)
6.7. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15-20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о логопедической группе
Положение о логопедической группе...
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Положение регламентирует деятельность логопедической группы МБДОУ № 74...
Положение о логопедическом кабинете ДОУ.
Положение о логопедическм кабинете ДОУ...
Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
Положение о логопедической группе
Положение о логопедической группе...
Положение о логопедическом кабинете
Положение о логопедическом кабинете...
Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.
Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....