консультация для педагогов: Игровые обучающие ситуации, как форма речевой работы с дошкольниками
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые обучающие ситуации, как форма речевой
работы с дошкольниками.
(Консультация для воспитателей)
Речь – это важнейшая психическая функция. Отклонение в её развитии отрицательно отражается на формировании всей жизни человека. Исследования учёных показывают, что в современном мире наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в показателях здоровья. Чрезвычайно актуальной проблемой является рост речевых нарушений. Дефекты речи серьёзно сказываются на развитии детей. В настоящее время особенностью дошкольников является медленный темп развития и обучения, потребность в длительном повторении одного и тоже задания.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».
Известно четыре вида игровых обучающих ситуаций:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
1.Ситуации-иллюстрации. Взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
2. Ситуации-упражнения. В них ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.
3. Ситуации-проблемы. Способствует усвоению детьми основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций. Этот вид ситуации используется в старшем дошкольном возрасте.
4. В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.
Сценарий активизирующего общения- составляют основу игровой обучающей ситуации. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать нам следующие задачи:
- обогащение и активизация словаря,
- воспитание звуковой культуры речи,
- формирование грамматического строя языка,
- развитие связной речи.
Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, необходимо при составлении сценариев активизирующего общения стараемся подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений.
Таким образом, игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными речевого развития детей: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»
Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

Круглый стол для педагогов "Игровые обучающие ситуации как форма речевой активности детей"
Соответствует ФГОС ДОО....

«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»
В докладе описан процесс использования игровых ситуаций для развития речи детей дошкольного возраста....

Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками
Как сделать скучное интересным…? Выполнила : учитель-логопедЕфременко Елена Геннадьевна Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений...

Консультация для педагогов "Игровая обучающая ситуация"
Автором представлен материал по применению игровых обучающих ситуаций для решения различных программных задач по развитию и воспитанию дошкольников....

Консультация для педагогов "Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками"
В материале для педагогов предлагаются игровые ситуации способствующие развитию речи дошкольников....

Консультация " Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками."
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».Для разви...