консультация для педагогов: Игровые обучающие ситуации, как форма речевой работы с дошкольниками
консультация

Кольченко Нина Викторовна
Игровые обучающие ситуации позволяют  решать такие задачи, как: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_obuchayushchie_situatsii_kak_forma_rechevoy_.docx198.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые обучающие ситуации, как форма речевой

работы с дошкольниками.

(Консультация для воспитателей)

Речь – это важнейшая психическая функция. Отклонение в её развитии отрицательно отражается на формировании всей жизни человека. Исследования учёных  показывают, что в современном мире наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в показателях здоровья. Чрезвычайно актуальной проблемой является рост речевых нарушений. Дефекты речи серьёзно сказываются на  развитии детей. В настоящее время особенностью дошкольников является медленный темп развития и обучения, потребность в длительном повторении одного и тоже задания. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=49a1935d402bce646052a56de2e4d7bdd2b8e63b-8182686-images-thumbs&n=13&exp=1

        Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

 Известно четыре вида игровых обучающих  ситуаций:

- ситуации-иллюстрации,

- ситуации-упражнения,

- ситуации-проблемы,

- ситуации-оценки.

1.Ситуации-иллюстрации.  Взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации-упражнения. В них ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС   используется со средней группы.

3. Ситуации-проблемы.  Способствует усвоению детьми   основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций. Этот вид ситуации используется  в старшем дошкольном возрасте.

4. В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.

        Сценарий активизирующего общения- составляют  основу игровой обучающей ситуации.  Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).  https://tacon.ru/wp-content/uploads/b/0/d/b0da247d5cc5dc48ffddf98879ab894c.jpeg

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать нам следующие задачи:  

  • обогащение и активизация словаря,
  • воспитание звуковой культуры речи,
  • формирование грамматического строя языка,
  • развитие связной речи.

Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, необходимо при составлении сценариев активизирующего общения стараемся подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

      Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений.

     Таким образом, игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными речевого развития детей: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые обучающие ситуации нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Сценарий активизирующего общении для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»

Образовательные задачи: Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда». Развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой.Совершенствовать грамматический строй речи.Развивающ...

«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»

В докладе описан процесс  использования игровых  ситуаций  для развития речи детей дошкольного возраста....

Игровые обучающие ситуации нетрадиционной формы речевой работы с дошкольниками

Как сделать скучное интересным…? Выполнила : учитель-логопедЕфременко Елена Геннадьевна Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений...

Консультация для педагогов "Игровая обучающая ситуация"

Автором представлен материал по применению игровых обучающих ситуаций для решения различных программных задач по развитию и воспитанию дошкольников....

Консультация для педагогов "Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками"

В материале для педагогов предлагаются игровые ситуации способствующие развитию речи дошкольников....

Консультация " Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками."

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».Для разви...