ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
статья
Статья представленна на Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика детства: Векторы взаимодействия»
Игровые технологии – это тщательно отобранный игровой материал, который выстраивается в систему игр, и совокупность игровых приемов для получения конечного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии в детском саду | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
Каштанова Ю.А.,
МБДОУ № 18, г. Канск
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… » – писал А.С. Макаренко [по 1].
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов [1].
Игровые технологии – это тщательно отобранный игровой материал, который выстраивается в систему игр, и совокупность игровых приемов для получения конечного результата. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создает необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности – в игре.
Педагог должен быть не только профессионалом в своем деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают.
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребенок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Игровая деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению детьми информации и формированию навыков, мотивирует на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе. Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать ее средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать ее способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала. С помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы в деятельности [2].
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия
Для детей З-х лет возможна организация игровых ситуаций различных типов:
– «Что катится?» (воспитанники при этом организованы в веселую игру);
– соревнование: «Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?». Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: «Шарик катится, а кубик – нет». Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному [1].
Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, в том числе используя игровые приемы.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было» и др.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка, в том числе речь идет о развитии творческого мышления и воображения. При использовании игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает сущностными признаками: четкость обучения и соответствующий педагогический результат, – которые в явном виде характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства;
- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Цели и задачи игровых технологий
Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребенку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основываясь на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС), можно свести к следующим.
Мотивация ребенка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
Самореализация. Именно через игру ребенок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и с взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
В обучении и воспитании детей младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребенка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности [5].
В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность детей усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель все больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Методист М. Непова отмечает, что они могут различаться по целям:
- дидактические: расширение кругозора, организация познавательной деятельности, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике;
- воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляции, обучение общению [5].
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей [4]. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.
Другой вид педагогических технологий для занятий с дошкольниками – социоигровые, способствующие повышению воспитательного потенциала занятия. Их главная задача состоит в том, чтобы обучение ребенка строилось не на принуждении со стороны взрослого, а на личной увлеченности и мотивации. Социоигровая технология меняет подход к ребенку: дошкольник становится не объектом, а субъектом своего обучения в атмосфере взаимопонимания и уважения; благодаря ей ребенок перестает бояться совершить ошибку и задать глупый вопрос, учится эффективно поддерживать коммуникацию с людьми различного возраста. Важной частью социоигровой технологии являются коммуникативные игры [3].
Еще один вид игровой технологии – проблемно-игровая. Ребенок от природы любопытен, ему интересно экспериментировать, находить ответы на свои вопросы. Наиболее эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в том, чтобы перед ребенком была поставлена задача, решить которую он сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на правильный путь [6].
Таким образом, реализация игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует от воспитателя методической и поисковой деятельности, разработки новых идей и некоторого экспериментаторства. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка, поэтому очень важно уметь поддерживать игровой интерес ребенка, творчески подходить к организации игрового процесса и уметь заинтересовать малыша игровым сюжетом.
Библиографический список
1. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. М., 1997. С. 5–6. URL: https://e-libra.ru/read/512538-glavnoe-o-vospitanii-detey-m-montessori-ya-korchak-l-vygotskiy-a-makarenko-e-erikson.html (дата обращения: 12.02.2020).
2. Давай с тобой поиграем / И. Елистратова // Мой ребенок. № 11. 2006. С. 22–30. URL: https://victoriya82-pdds40.edumsko.ru/articles/post/
1643933 (дата обращения:13.02.2020).
3. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет / Н. Губанова. URL: https://iknigi.net/avtor-natalya-gubanova/72280-igrovaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-programma-i-metodicheskie-rekomendacii-dlya-detey-3-7-let-natalya-gubanova/read/page-1.html (дата обращения:18.02.2020).
4. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. М.: Дрофа, 2010. № 2. С. 174.
5. Непова М. Игровые технологии в детском саду. URL: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/igrovye-tehnologii-v-detskom-sadu-po-fgos.html (дата обращения: 26.02.2020).
6. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами» // С.Н. Николаева, И.А. Комарова. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ГНОМ и Д, 2005. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в детском саду
игровые технологии...
Презентация "Игровые технологии в детском саду"
Игровые технологии в ДОУ«Игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себеи около себя, мир с миром»Фридрих ФребельИгра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы...
Игровые технологии в детском саду
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность...
Игровые технологии в детском саду
В структурном подразделении « Родничок» воспитываются дети и с речевыми нарушениями. Эти нарушения влекут за собой сенсомоторные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой ...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Консультация "Игровые технологии в детском саду".
Консультация "Игровые технологии в детском саду"для педагогов....