ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
I этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
II этап – развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности. Могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
III этап – творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»
Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:
1. Что знаю?
2. Чего хочу узнать?
3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал.
Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:
- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы;
- использования операций сравнения и сопоставления;
- проблемного изложения информации педагогом;
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
Таким образом, проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Последовательность работы над проектом:
- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
- Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу).
- Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей).
- Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт – форум).
- Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада: музыкальному руководителю, руководителю физкультуры и др.
- Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
- Вместе с детьми и родителями составляет план? Схему проведения проекта.
- Собрать информацию, материал.
- Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии - все мероприятия основной части проекта, дать домашние задания родителям и детям.
- Поощрять самостоятельные творческие работы детей и родителей, партнеров (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения).
- Организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция). Составить книгу, альбом, коллекцию и совместно с детьми.
- Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
- Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
"Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека" Гиппократ...
Презентация для воспитателей и родителей "Технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста"
раскрываю методы используемые при воспитании дошкольников, метод-проекта и т.д....
Русских Людмила Николаевна «Здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Доклад по здоровьесбережению детей дошкольного возраста Русских Л.Н....
Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста в игре.
Основное изменение современного образовательного процесса заключается в переходе от авторитарных форм воздействия на ребенка к такой форме общения, которая учитывала бы личностное своеобразие каждого ...
Применение проектной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
В презентации представлен опыт работы по применению проектной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста в дошкольном отделении ГБОУ Школа № 933. Руководитель проектовов старший в...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих и практических задач по любому направ...