Игровые технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
опыт ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Жукова Н. Г.
старший воспитатель МБДОУ д/с №26
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Социализация наших дедушек и бабушек проходила во дворах, где они гоняли мяч, играли в «казаков – разбойников», «салочки». Наши мамы и папы уже не настолько сильно были вовлечены в дворовую субкультуру: так как появилось телевидение. А если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). Но если рассматривать современную ситуацию, то можно констатировать, что это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.
Можно выделить основные причины нарушений:
- Непонимание взрослыми важности игры
- Отсутствие безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)
- Отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру
- Давление образовательных задач и приоритет обучающих действий
- Полное отсутствие игры в школе
- Жесткое программирование свободного времени детей
- Технологизация и коммерциализация детской игры.
Отсюда главная причина – право на игру признается, но не обеспечивается педагогами, родителями.
ФГОС ДО вернули педагогам, а главное детям, право на игру.
Перед нами встали основные вопросы:
- Как обеспечить достаточное время для свободной самостоятельной творческой игры в течение дня?
- Каким игровым технологиям отдать предпочтение в совместной деятельности?
- Как обеспечить баланс свободной игры и обучения?
- Как поддержать игру, а не управлять ею?
- Как убедить родителей детей в том, что играя, ребенок учится не менее эффективно?
В условиях введения ФГОС ДО и для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?
Мы понимаем, что освоение педагогами новых игровых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка.
Поэтому в ДОУ прошла большая работа по обновлению знаний педагогов о применении игровых технологий в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО.
Консультация «Игровые технологии в Доу»
Педагогический диспут «Игра – ведущий вид деятельности детей.»
Деловая игра «Игры нашего детства»
Обучающий семинар «Современные педагогические технологии в ВОР ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»
Неделя педагогического мастерства «Игры – это не забава!» (взаимопосещение)
Выставка развивающих игр «Игры в развитии детей»
Круглый стол «Игровая технология в моей работе. За и против»
Педагогический совет «Развитие творческих способностей» (на основе использования игровых технологий»
Проделанная работа помогла обновить знания и определить важное в понятии и определении игровой технологии как эффективной педагогической технологии дошкольного образования
1. Очень важны личностные качества педагогов : искусство общения, импровизация, доброжелательность, активность, кругозор, артистизм и другие.
2.Принципы организации игры: отсутствие принуждения, углубление содержания игровых заданий, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, от подражания - к игровой инициативе, переход от простейших игр к сложным, поддержание игровой атмосферы, развитие игровой динамики
• Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности: игровая ситуация должна подбираться под материал, а не предметный материал под ситуацию. При этом она должна быть такой, чтобы воспроизводимые детьми игровые действия выявляли свойства материала и способы деятельности с ним.
• Принцип адекватности используемого предметного содержания: игровая деятельность должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, их усвоение в процессе игры. Но к сожалению, часто получается, что педагоги придумывают сначала игровую ситуацию, а потом отбирают учебный материал. Организованный такой образовательный процесс не только не формирует у ребенка адекватных знаний и представлений, но закрепляет в его сознании искаженные представления о предметном мире.
• Принцип интерактивности: педагогу важно помнить, что только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Данный принцип предполагает участие в деятельности каждого ребенка.
3. Функции игры: социокультурная ,коммуникации, самореализации, диагностическая, игротерапевтическая, коррекции, развлекательная
В настоящее время ребенок перенасыщен информацией, которую он получает из Интернета, телевидения, просмотра видеопрограмм. Но этот материал пассивен для восприятия. И важной задачей педагогов становится развитие у детей умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать такие умения помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.
Отмечая влияние игры на развитие и воспитание ребенка А.П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы».
Основные идеи игровой технологии:
Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий ребенка. Введение тщательно продуманной игровой ситуации в образовательный процесс помогает не только сконцентрировать внимание детей, но и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Игровая ситуация не самоценна при построении образовательного процесса, она выступает как способ организации детей в совместной деятельности с педагогом.
Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.
Для развития игровой деятельности необходимы определенные условия:
В связи с этим при введении игровых технологий в образовательный процесс следует считать, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и представляют огромный интерес для педагогов, как главный метод обучения дошкольников. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Таким образом, игровая образовательная технология в детском саду – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Сегодня мы покажем, как воспитатели используют на практике данную технологию, её важность и результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
"Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека" Гиппократ...
Русских Людмила Николаевна «Здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Доклад по здоровьесбережению детей дошкольного возраста Русских Л.Н....
Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности. В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...
Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности. В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...
Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности. В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются ...
Семинар-практикум "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум...
«Использование игровых технологии в воспитание и обучении детей дошкольного возраста»
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...