Игровые технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) по теме


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Жукова Н. Г.

старший воспитатель МБДОУ д/с №26

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Социализация  наших дедушек и бабушек проходила во дворах, где они гоняли мяч, играли в «казаков – разбойников», «салочки». Наши мамы и папы уже не настолько сильно были вовлечены в дворовую субкультуру: так как появилось телевидение. А если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах  ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). Но если рассматривать современную ситуацию, то можно констатировать, что это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.

Можно выделить основные причины нарушений:

  • Непонимание взрослыми важности игры
  • Отсутствие безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)
  • Отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру
  • Давление образовательных задач и приоритет обучающих действий
  • Полное отсутствие игры в школе
  • Жесткое программирование свободного времени детей
  • Технологизация и коммерциализация детской игры.

Отсюда главная причина – право на игру признается, но не обеспечивается педагогами, родителями.

ФГОС ДО вернули педагогам, а главное детям, право на игру.

Перед нами  встали основные вопросы:

  • Как обеспечить достаточное время для свободной самостоятельной творческой игры в течение дня?
  • Каким игровым технологиям отдать предпочтение в совместной деятельности?
  • Как обеспечить баланс свободной игры и обучения?
  • Как поддержать игру, а не управлять ею?
  • Как убедить родителей детей в том, что играя, ребенок учится не менее эффективно?

В условиях введения ФГОС  ДО и для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе? 

Мы понимаем, что освоение педагогами новых игровых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка.

Поэтому в ДОУ прошла большая работа по обновлению знаний педагогов о применении игровых технологий в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО.

Консультация «Игровые технологии в Доу»

Педагогический диспут «Игра – ведущий вид деятельности детей.»

Деловая игра «Игры нашего детства»

Обучающий семинар «Современные педагогические технологии в ВОР ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Неделя педагогического мастерства «Игры – это не забава!» (взаимопосещение)

Выставка развивающих игр «Игры в развитии детей»

Круглый стол  «Игровая технология в моей работе. За и против»

Педагогический совет «Развитие творческих способностей» (на основе использования игровых технологий»

Проделанная работа помогла обновить знания и определить важное в понятии и определении игровой технологии как эффективной педагогической технологии дошкольного образования

1. Очень важны личностные качества педагогов : искусство общения, импровизация, доброжелательность, активность, кругозор, артистизм и другие.

2.Принципы организации игры: отсутствие принуждения, углубление содержания игровых заданий, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, от подражания - к игровой инициативе, переход от простейших игр к сложным, поддержание игровой атмосферы, развитие игровой динамики

•        Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности: игровая ситуация должна подбираться под материал, а не предметный материал под ситуацию. При этом она должна быть такой, чтобы воспроизводимые детьми игровые действия выявляли свойства материала и способы деятельности с ним.

•        Принцип адекватности используемого предметного содержания: игровая деятельность должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, их усвоение в процессе игры. Но к сожалению, часто получается, что педагоги придумывают сначала игровую ситуацию, а потом отбирают учебный материал. Организованный такой образовательный процесс не только не формирует у ребенка адекватных знаний и представлений, но закрепляет в его сознании искаженные представления о предметном мире.

•        Принцип интерактивности: педагогу важно помнить, что только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Данный принцип предполагает участие в деятельности каждого ребенка.

          3. Функции игры: социокультурная ,коммуникации, самореализации, диагностическая, игротерапевтическая, коррекции, развлекательная

В настоящее время ребенок перенасыщен информацией, которую он получает из Интернета, телевидения, просмотра видеопрограмм. Но этот материал пассивен для восприятия. И важной задачей педагогов становится развитие у детей умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать такие умения помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.

Отмечая влияние игры на развитие и воспитание ребенка А.П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». 

Основные идеи игровой технологии:

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий ребенка. Введение тщательно продуманной игровой ситуации в образовательный процесс помогает не только сконцентрировать внимание детей, но и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Игровая ситуация не самоценна при построении образовательного процесса, она выступает как способ организации детей в совместной деятельности с педагогом.

Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.

                Для развития игровой деятельности необходимы определенные условия:

В связи с этим  при введении игровых технологий в образовательный процесс следует считать, что  игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и представляют огромный интерес для педагогов, как главный метод обучения дошкольников. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Таким образом,  игровая образовательная технология в детском саду – способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию.  Сегодня мы покажем,  как  воспитатели используют на практике данную технологию, её важность и результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

"Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека" Гиппократ...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются информацией, з...

Использование квест – игр, как одну из современных игровых технологий в развитии и обучении детей дошкольного возраста.

  В дошкольном возрасте главная роль принадлежит игровой деятельности.    В игре дети познают окружающий мир, развивают социально- коммуникативные способности, обмениваются ...

«Использование игровых технологии в воспитание и обучении детей дошкольного возраста»

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...