Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО
консультация
Консультация для воспитателей
«Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО»
В ФГОС ДО под термином «Развивающая Предметно Пространственная Среда» (далее – РППС ДОО) понимается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org_pps.docx | 91.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Требования к развивающей предметно – пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО»
Дата проведения 12 сентября 2022г
Присутствовало 10 воспитателей
Организовала старший воспитатель Пилюкова В.Г.
В ФГОС ДО под термином «Развивающая Предметно Пространственная Среда» (далее – РППС ДОО) понимается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»
Предметно-пространственная среда
В программе «От рождения до школы»
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» развивающая предметно- пространственная среда является одним из элементов пространства дет- ской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации разви- вающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициа- тивы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).
При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея да- же скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, ор- ганизуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы в первую оче- редь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов1.
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («цен- тры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Разделение пространства в помещении группы на центры активно- сти способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и заня- тий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
Количество и организация Центров варьируется в зависимости от воз- раста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО. В Про- грамме дается приблизительный перечень центров активности (см. Табл. 4).
Основные принципы организации центров активности
Выделение центров активности. Центры активности должны быть четко выделены. Игры наиболее эффективны, если детей, находящихся в том или ином центре, не отвлекают проходящие через центр люди. Поэтому при планировании центров активности нужно заранее предусмотреть места для проходов, которые не будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей можно при помощи низких стел- лажей, столов или с помощью ковровых покрытий, мольбертов и пр.
Таблица 4 Примерный перечень центров активности
№ | Центры активности | Комментарий |
1 | Центр строительства | Обычно это самый популярный у детей, осо- бенно у мальчиков, центр. Важно хорошо зонировать (выделить) этот центр, чтобы про- ходящие мимо не разрушали постройки. |
2 | Центр для сюжетно-ролевых игр | Эти центры можно поставить рядом или объединить. Если в этом центре есть мягкая детская (кукольная) мебель, то центр может послужить и местом отдыха. |
3 | Уголок для театрализованных (драматических) игр | |
4 | Центр (уголок) музыки | |
5 | Центр изобразительного ис- кусства | Лучше располагать недалеко от раковины. |
6 | Центр мелкой моторики | При нехватке пространства эти центры можно разместить в спальной комнате, кроме того, их можно объединить или совместить. |
7 | Центр конструирования из дета- лей (среднего и мелкого размера) | |
8 | Уголок настольных игр | Эти центры лучше расположить рядом, и при нехватке места их можно объединить или со- вместить. |
9 | Центр математики | |
10 | Центр науки и естествознания | |
11 | Центр грамотности и письма | Эти центры часто размещают в спальной ком- нате, и при нехватке места их можно объеди- нить или совместить. |
12 | Литературный центр (книжный уголок) | |
13 | Место для отдыха | |
14 | Уголок уединения | Можно организовать в любом тихом уголке на 1–2 человек. |
15 | Центр песка и воды | Лучше располагать рядом с умывальной ком- натой. Этот центр не постоянный, его ставят И убирают, в зависимости от задач программы. |
16 | Площадка для активного отдыха (спортивный уголок) | |
17 | Место для группового сбора | Обычно в детском саду нет достаточного пространства для полноценной организа- ции этих трех центров, поэтому эти центры объединяют в один многоцелевой полифунк- циональный центр. В этом случае особо важна трансформируемость среды. Наличие легких штабелируемых столов и стульев позволяет с участием детей бысто преобра- зовывать пространство и освобождать место для группового сбора, либо переставлять мебель для целей занятий, либо для приема пищи и т.д. |
18 | Место для проведения группо- вых занятий | |
19 | Место для приема пищи (детское «кафе») |
Места для отдыха. Люди любят окружать себя мягкими предметами, свя- зывая с ними понятие уюта и комфорта. Мягкая мебель присутству- ет в большинстве домов, она помогает людям расслабиться. Дети до- школьного возраста не являются исключением. Для удовлетворения этой потребности в помещении группы размещают место для отдыха, оснащая его мягкой мебелью и делая максимально уютным. Это место, где ребенок сможет побыть один, если площадь ограничить так, чтобы в нем помещалось не больше двух человек. Однако такое место может занимать и относительно большое пространство, став частью, напри- мер, литературного центра. И в первом, и во втором случае здесь долж- ны быть запрещены любые активные игры, нарушающие покой отды- хающих детей. Малыши должны хорошо понимать назначение места для отдыха. Если они забудут, как надо себя здесь вести, их следует мяг- ко переместить в другой центр, более подходящий для активных игр.
В одном помещении может быть несколько мест для отдыха. Кроме того, мягкую мебель можно поставить в тех или иных центрах активности. Например, в центре ролевых игр вполне уместны мягкое детское кресло или диван. Дети могут здесь просто отдохнуть, а могут поиграть (в том случае, если игры не становятся слишком активными и шумными).
Уголки уединения. Постоянно быть частью большой группы сверстни- ков — большая нагрузка для дошкольника. Поэтому в помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уедине- ния, которые помогут ребенку избежать стресса. У ребенка должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается.
Уголок уединения может стать и местом для игры одного или двух де- тей. В нем может находиться стол с одним или двумя стульями. Соот- ветственно, любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения. Необходимо только следить, чтобы другие дети не беспокоили нахо- дящихся в нем одногруппников.
Важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много людей, а также уважать потребность в уединении, возни- кающую у других. Нарушителей следует мягко переместить в другие, более подходящие для активных игр места.
Ограничение количества детей в центрах активности. Иногда воз- никает необходимость ограничивать количество детей, желающих играть в одном центре. Конечно, если речь идет о всеми любимом центре, многие дети могут расстроиться из-за невозможности нахо- диться в нем столько, сколько они хотят. В этом случае педагогам сто- ит задуматься о его расширении. Если из-за ограниченной площади это не представляется возможным, нужно создать систему, которая позволяла бы каждому ребенку понимать, что данный центр уже за-
Полнен, и знать, когда подойдет его очередь поиграть в нем. И надо помнить, что правила призваны создать более комфортные для детей условия, а не ограничить их свободу — важно, чтобы дети видели, что все находятся в равных условиях.
Оптимальное использование пространства. Следует стремиться к максимальной реализации образовательного потенциала простран- ства детского сада, группы, а также территории детского сада и для организации детской деятельности использовать не только игровую комнату, но все возможное пространство — спальню, рекреации, до- полнительные помещения детского сада, территорию детского сада. Для этого можно использовать различные приемы, в том числе:
- Освободить пространство в спальне, частично или полностью заменив обычные кровати выдвижными, двухъярусными, складными, штабе- лируемыми и пр., либо поставив вместо кроватей специальные по- диумы. Это позволит перенести один или несколько тихих центров активности, например литературный центр, зону отдыха, центр гра- мотности и письма, центр настольно-печатных игр, центр мелкой мо- торики и пр., в спальную комнату;
- Использовать рекреации, коридоры и другие свободные пространства детского сада для различных целей:
- Для проведения кружков и занятий по интересам (англий- ский язык, шахматы, библиотека и пр.);
- Для физической активности (классики на полу, кегли, физ- культурные тренажеры, детский настольный футбол и т. Д.);
- Для выставки детских достижений (рисунки, фотографии, по- делки, стенгазеты, коллективные работы и пр.);
- Для информационных целей (стенды, объявления и т.д. Для родителей и детей);
- Организовать в отдельных помещениях детского сада различные клу- бы, мастерские, студии, лаборатории: компьютерный клуб, зону ро- бототехники и лего-конструирования, живописную мастерскую, теа- тральную студию, мультстудию и пр.;
- Максимально использовать территорию детского сада, не ограничи- вая детскую деятельность рамками групповой площадки и создавая условия для разновозрастного общения.
Основные принципы оформления пространства
В групповом помещении всегда есть специальное место для размеще- ния различных плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и пр., так называемый «групповой стенд» (один или несколько). Правильно
Оформленные групповые стенды являются эффективным средством раз- вития детей. Стенд станет незаменимым помощником воспитателей в об- учении детей, если он отвечает перечисленным ниже требованиям.
Материал стенда нужен и интересен детям. Материалы, размещен- ные на стендах, должны быть интересны и нужны детям. От стенда не будет никакой пользы, если размещенные на нем материалы ни- кто не будет разглядывать и обсуждать. Например, на стенде можно разместить меню на день, написанное крупными печатными буква- ми, текст новой песенки, кто сегодня дежурный, у кого сегодня день рождения, новости дня и т.д. Особый интерес у детей вызывают их собственные поделки и фотографии.
Часть стендов может занимать так называемый справочный матери- ал. Он будет помогать детям в их занятиях или информировать их. На- пример, на стенде недалеко от центра грамоты и письма может быть размещен алфавит, около центра математики — плакат с числами.
Материалы регулярно обновляются. Не только дети, но и взрослые при- выкают к неизменяющимся вещам, со временем человек просто пере- стает замечать их. Зато каждого интересует новое. Поэтому чтобы мате- риалы стенда приносили максимальную пользу, привлекали внимание, вызывали желание обсуждать, они должны регулярно обновляться. Эле- мент новизны хорошо стимулирует познавательный интерес.
Материалы соответствуют возрастным возможностям детей. Мате- риалы стенда должны показывать то, что дети могут понять. Главное назначение стенда — побуждать детей обсуждать представленные ма- териалы, получать информацию, размышлять и, как следствие, разви- вать у детей речь, мышление, познавательный интерес.
Материалы снабжены надписями. Материалы, вывешенные на стенде, обязательно нужно подписывать крупными печатными буквами, хотя большинство дошкольников еще не умеют читать. Тем самым педагог знакомит детей с печатным текстом, стимулирует интерес к чтению, а также помогает им понять, что благодаря подписям люди могут больше узнавать о представленных картинках и фотографиях.
Стенд с фотографиями. Стенд с фотографиями обычно вызывает боль- шой интерес у всех детей группы. Фотографии детей, занимающихся той или иной деятельностью, а также фотографии их семей, разме- щенные на стенде, помогут каждому ребенку чувствовать себя полно- ценным членом группы. При этом если такой стенд организуется, то на нем должны быть представлены фотографии всех детей группы. Это очень важно.
Фотографии также можно сопроводить печатными подписями или высказываниями детей по поводу изображенных на них эпизодов.
Это позволит детям соотносить напечатанный текст с их собственным опытом, особенно если подробно обсудить с детьми изображенное на фотографии и прочитать подписи вслух.
Выставка детских работ правильно оформляется. Размещение на стенде детских рисунков и поделок означает признание их значения, а также стимулирует детей ответственно относиться к своим работам. Если мы хотим, чтобы дети гордились тем, что они делают, важно вы- вешивать на стенде творческие, самостоятельные работы детей, а не раскраски или рисунки, сделанные на групповых занятиях, когда все дети выполняют рисунок строго по заданию педагога. Возможно, детские работы и не будут сильно отличаться друг от друга, однако к каждой нужно относиться с уважением и вниманием.
Детские работы и необходимые материалы следует выставлять на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.
Важно помнить, что наиболее интересны для детей именно те материа- лы, которые, с одной стороны, используются в жизни детей достаточно ре- гулярно, а с другой — к созданию которых дети непосредственно причастны. Использование проектной деятельности, в результате которой рождаются такие материалы, является оптимальным в жизни детского сада.
Мебель
Для центров активности
Мебель в центрах активности должна максимально способствовать детской игре и обеспечивать доступность для детей и удобство размеще- ния игровых материалов.
Мебель в группе должна быть мобильной (легко передвигаемой), что позволит легко трансформировать (изменять) пространство. Например, когда столы и стулья легкие и штабелируемые, тогда дети сами смогут, по мере необходимости, легко освобождать и заполнять пространство группы столами и стульями. Хорошо, когда есть легкие ширмы и низкие стеллажи на колесиках, тогда можно изменять пространство, создавая, убирая и трансформируя центры активности.
Обустройство группы должно быть безопасным, например, мебель на колесиках — снабжена замками-блокираторами, стеллажи — устойчи- вые и не могут упасть и т.д. Мебель и оборудование в группе и на участке нужно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность пере- движения детей.
От подбора и расстановки мебели во многом зависит удобство при- смотра за детьми. Именно поэтому лучше всего использовать низкие шкафчики или стеллажи без задних стенок, а высокую мебель лучше всего ставить вдоль стен.
В группе необходимо предусмотреть специальное место для хранения детских портфолио. Портфолио должны быть легко доступны детям.
Материалы
Для центров активности
Очень важен правильный подбор и оснащение центров активности игровыми развивающими материалами. Чтобы самостоятельные занятия детей в центрах активности несли максимальный развивающий и обуча- ющий эффект, должны соблюдаться неокторые основные условия.
Упорядоченность материалов. У каждого материала должно быть свое определенное место. Весь материал должен быть хорошо классифициро- ван, сгруппирован и находиться в соответствующих центрах активности. Оснащение должно соответствовать характеру занятий в центре актив- ности, чтобы дети всегда знали, что где находится. В центрах активности не следует хранить предметы, не соответствующие их назначению.
Достаточность материалов. Материалов должно быть достаточно для всех желающих ими воспользоваться, чтобы у детей не возникало излиш- ней конкуренции и опасения, что более не будет возможности вос- пользоваться этими материалами.
Разнообразие материалов. Материалы должны быть максимально раз- нообразны, чтобы любой ребенок смог найти себе занятие по инте- ресам, и полифункциональны, чтобы побуждать детей к творчеству и инициативе.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Мате- риалы должны быть разного уровня сложности, отвечать возрастным и индивидуальным возможностям детей. Учебные материалы следует подбирать таким образом, чтобы работа с ними не была слишком лег- кой, но и не вызывала у детей серьезных затруднений.
Доступность и удобство использования. Все материалы для игр и самостоя- тельных занятий должны быть доступны детям (храниться на доступной детям высоте, в понятном им порядке). Центры активности и материа- лы следует помечать ярлыками (рисунками, пиктограммами) и снабжать четкими надписями крупными печатными буквами. Материалы, пред- назначенные для активной детской деятельности, должны быть разме- щены в открытые пластмассовые контейнеры (коробки, корзины, банки и т.д.). При этом контейнеры, легкие и вместительные, должны распола- гаться на полках таким образом, чтобы ими было легко и удобно поль- зоваться. Их необходимо систематизировать и снабдить необходимыми надписями и символами (слова + пиктограммы-картинки/фотографии).
Автодидактика. Во всех центрах активности должно быть много матери- алов, с которыми дети могут работать без помощи воспитателя, а так- же материалы с элементами автодидактики.
Регулярное обновление. Учебные и игровые материалы должны регуляр- но обновляться в соответствии с Программой и интересами детей. Желательно, чтобы новый материал появлялся не реже чем 1 раз в не- делю. При этом появление нового материала должно быть объявлено (например, на утреннем круге), а дети с новым материалом ознаком- лены и, при необходимости, обучены, как им можно пользоваться.
Привлекательность для детей. Материалы центров должны быть инте- ресны детям как по содержанию, так и по оформлению, тогда дети с увлечением и по собственной инициативе работают с материалами, проявляют интерес к новинкам, стараются научиться ими пользо- ваться. Надо помнить — то, что ребенку-дошкольнику не интересно, то для него в плане обучения практически бесполезно.
Прочность и безопасность. Все материалы должны обладать определенным запасом прочности, чтобы дети не боялись сломать или испортить их.
В таблице 5 дан примерный перечень оборудования и материалов для центров активности, причем в таблице нет разбиения по возрастам. Важно помнить, что этот перечень действительно примерный, и нет необходимости пытаться его полностью воспроизвести. С одной стороны, этот перечень для обычного детского сада явно избыточен, так как из-за нехватки пространства и финансирования его просто невозможно полностью выполнить. С другой стороны, недостаточен, так как в каждом регионе есть своя специфика и ре- гиональный компонент должен присутствовать в оснащении центров.
Главная задача, которая решается предъявлением данной таблицы, состоит в том, чтобы у воспитателей было ясное понимание предназначе- ния каждого центра активности и чтобы воспитатель смог оснастить эти центры исходя из реальных условий своего детского сада. При этом воспи- татель должен обеспечить соответствие материалов центров возрастным возможностям детей исходя из содержания образования для соответству- ющей возрастной группы (см. Содержательный раздел).
Таблица 5 Примерный перечень материалов для центров активности
Центры активности | Оборудование и материалы |
Центр строительства | Оборудование
Материалы
|
Продолжение таблицы 5
Центры активности | Оборудование и материалы |
Центр для сюжетно-ролевых игр | Для игры в семью:
Наборы и аксессуары для игр в профессию:
|
Уголок для театрализованных (драматических) игр | Оснащение для игр-драматизаций (театрализованных представлений)
Оснащение для малых форм театрализованных представлений (кукольный театр, настольный театр и прочее)
|
Центр (уголок) музыки |
|
Продолжение таблицы 5
Центры активности | Оборудование и материалы |
Центр изобразительного искусства | Оборудование
Материалы Все для рисования:
Все для лепки:
Все для поделок и аппликации:
|
Центр Мелк | Оборудование
Материалы
|
Продолжение таблицы 5
Центры активности | Оборудование и материалы |
Центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера) | Оборудование
Материалы
|
Уголок настольных игр | Оборудование
Материалы
|
Центр математики | Оборудование
Материалы
|
Продолжение таблицы 5
Центры активности | Оборудование и материалы |
Центр науки и естествознания | Оборудование
Материалы
|
Центр грамотности и письма | Оборудование
Материалы
|
Литературный центр (книжный уголок) | Оборудование
Материалы
|
Окончание таблицы 5
Центры активности | Оборудование и материалы |
Место для отдыха |
|
Уголок уеди- нения |
|
Центр песка и воды |
|
Спор- тивный уголок |
|
Место для группового сбора |
|
Место для проведения групповых занятий |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к РППС в условиях введения ФГОС
Содержание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ...
Круглый стол на тему: Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями,...
Требования к РППС в соответствии с ФГОС
Организация педагогами предметно пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС (презентация)...
Презентация"Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ : "ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО -РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СРЕДЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...
Педсовет на тему" Развивающая предметноо-пространственная среда ДОУ - это система условий, обеспечивающая воспитание любознательности у дошкольников". Выступление на тему "Требования к РППС в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает разнообразную деятельность воспитанников и повышает уровень их познавательного развития....
«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...
Консультация "требования к РППС в соответствии с Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольной образовательной организации" от 13.02.2023г.
Настоящие Рекомендации рвзработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента РФ от 16 марта 2022г. Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность , материально-техни...
- Мне нравится (1)