Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)
учебно-методический материал (средняя группа)

Мальцева Фируза Николаевна

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области Ранняя профориентация дошкольников младшего возраста (из опыта работы) Презентацию подготовила Мальцева Ф. Н., воспитатель средней группы Р. п. Арья , 2022

Слайд 2

это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей ребенка для оказания ему помощи в выборе профессии, которая соответствует его индивидуальным возможностям. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Здесь дети получают общее знакомство с миром профессии с совместным обсуждением мечты ребенка и опыта, который они приобретают в каких-то видах трудовой деятельности. Ранняя профориентация в ДОУ -

Слайд 3

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Актуальность

Слайд 4

П редпосылки формирования профессиональной ориентации ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Слайд 5

Цель Расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых

Слайд 6

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры). 2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда). 3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления. 4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. 5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни. 6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. Задачи

Слайд 7

Методы обучения и воспитания Наглядные Словесные Практические Игровые экскурсии наблюдения дидактические пособия рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, фотографий просмотр видеозаписей художественное слово рассказ воспитателя беседы малые фольклорные формы проблемные ситуации высказывания и сообщения трудовые поручения, дежурство обучение отдельным способам выполнения трудовых операций игровые обучающие ситуации сюжетно-ролевые игры дидактические игры игровые упражнения игры с правилами словесные игры игры-воображения игры-шутки сюжетно-ролевые игры, театрализация, спортивные мероприятия сюрпризные моменты

Слайд 8

Экскурсии по детскому саду Знакомство с профессией «повар»

Слайд 9

Знакомство с профессиями «швея, кастелянша»

Слайд 10

Знакомство с профессией «медсестра»

Слайд 11

Д етская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» А.Г. Асмолов

Слайд 12

Сюжетно-ролевые игры «Магазин»

Слайд 13

«На приеме у врача»

Слайд 14

«У нас гости»

Слайд 15

«Парикмахерская»

Слайд 16

«Инспектор ДПС»

Слайд 17

«Строим сказочный город»

Слайд 18

«Мы - строители»

Слайд 19

Театрализованная деятельность

Слайд 20

Трудовая деятельность

Слайд 23

Логическая игра «Профессии» Дидактические игры

Слайд 24

«Профессии»

Слайд 25

«Знаю все профессии»

Слайд 26

Чтение художественной литературы

Слайд 27

Продуктивная деятельность

Слайд 28

Просмотр познавательного мультфильма «Профессии» Создание фотоальбома «Моя мама на работе» Сотрудничество с родителями Создание фотоальбома «Мой папа в армии служил»

Слайд 29

Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.



Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области

Ранняя профориентация

детей дошкольного возраста

(из опыта работы)

                                                                                       Подготовила:

                                                           Воспитатель: Мальцева Ф. Н.

Арья, 2022

1 слайд (титульник)

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

2  слайд

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. 

ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Здесь дети получают  общее знакомство с миром профессии с совместным обсуждением мечты ребенка и опыта, который они приобретают  в каких-то видах трудовой деятельности.

3-4  слайд

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).  Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том  числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

5 слайд

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

6 слайд

Для формирования устойчивого представления у детей ценности труда и профессиональной деятельности человека, ставлю для себя следующие задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной 
деятельности свои впечатления.

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни.

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. 

7 слайд

В практике с дошкольниками по ранней профориентации используются разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:

● Наглядные (живые образы), к которым относятся:

− экскурсии

− наблюдения

− дидактические пособия

− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

− просмотр видеозаписей

● Словесные, которые включают:

− художественное слово

− рассказ воспитателя

− беседы

− малые фольклорные формы

− проблемные ситуации

− высказывания и сообщения

● Практические – это:

− трудовые поручения, дежурство

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− игровые обучающие ситуации

− сюжетно-ролевые игры

● Игровые, к которым относятся:

− дидактические игры

− игровые упражнения

− игры с правилами

− словесные игры

− игры-воображения

− игры-шутки

− сюжетно-ролевые игры, театрализация, спортивные мероприятия

− сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

− показ

− объяснение

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− обсуждение труда и его результатов

− оценка

8-10 слайд

В своей работе по данной проблеме я использую следующие  формы и методы:


Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (пока внутри детского сада).

11 слайд

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» 

                                                                                                              А.Г. Асмолов 

12-18 слайд

Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.

19 слайд

Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

20-22 слайд

Одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни является раннее трудовое воспитание и профориентация.  У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

23-25 слайд

Дидактические игры, наглядные пособия. Мною подобраны дидактические игры, пособия, которые способствуют развитию речевых и мыслительных способностей, выполняют воспитательную функцию, способствуют расширению и закреплению знаний об особенностях разных профессий.

26 слайд

 Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, учу с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формирования ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, например: «Научим мыть чашку»«Веселые поварята» и т. д.

27 слайд

Продуктивная деятельность (работа с раскрасками). Работа с раскрасками позволяет закрепить с детьми  полученные знания по данной теме, они самостоятельно  выбирают раскраску с той профессией, которая им нравится, рассказывают о ней, называют предметы, необходимые для данной профессии.

28 слайд

Взаимодействие  с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему. Использование ИКТ технологии дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.                                                                                                            Совместное оформление фотоальбомов «Моя мама на работе», «Мой папа в армии служил».
29 слайд

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит...

Роль семьи в воспитании детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие а атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, обучением со сверстникам...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка. Василий Сухомлинский...

Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

АктуальностьЭмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, ...