Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)
учебно-методический материал (средняя группа)
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.pptx | 2.28 МБ |
rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov_iz_opyta_raboty.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей ребенка для оказания ему помощи в выборе профессии, которая соответствует его индивидуальным возможностям. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Здесь дети получают общее знакомство с миром профессии с совместным обсуждением мечты ребенка и опыта, который они приобретают в каких-то видах трудовой деятельности. Ранняя профориентация в ДОУ -
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Актуальность
П редпосылки формирования профессиональной ориентации ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Цель Расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры). 2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда). 3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления. 4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. 5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни. 6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. Задачи
Методы обучения и воспитания Наглядные Словесные Практические Игровые экскурсии наблюдения дидактические пособия рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, фотографий просмотр видеозаписей художественное слово рассказ воспитателя беседы малые фольклорные формы проблемные ситуации высказывания и сообщения трудовые поручения, дежурство обучение отдельным способам выполнения трудовых операций игровые обучающие ситуации сюжетно-ролевые игры дидактические игры игровые упражнения игры с правилами словесные игры игры-воображения игры-шутки сюжетно-ролевые игры, театрализация, спортивные мероприятия сюрпризные моменты
Экскурсии по детскому саду Знакомство с профессией «повар»
Знакомство с профессиями «швея, кастелянша»
Знакомство с профессией «медсестра»
Д етская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» А.Г. Асмолов
Сюжетно-ролевые игры «Магазин»
«На приеме у врача»
«У нас гости»
«Парикмахерская»
«Инспектор ДПС»
«Строим сказочный город»
«Мы - строители»
Театрализованная деятельность
Трудовая деятельность
Логическая игра «Профессии» Дидактические игры
«Профессии»
«Знаю все профессии»
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность
Просмотр познавательного мультфильма «Профессии» Создание фотоальбома «Моя мама на работе» Сотрудничество с родителями Создание фотоальбома «Мой папа в армии служил»
Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области
Ранняя профориентация
детей дошкольного возраста
(из опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель: Мальцева Ф. Н.
Арья, 2022
1 слайд (титульник)
Труд строителя всем нужен
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну а ты, кем хочешь стать?
2 слайд
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Здесь дети получают общее знакомство с миром профессии с совместным обсуждением мечты ребенка и опыта, который они приобретают в каких-то видах трудовой деятельности.
3-4 слайд
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
5 слайд
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
6 слайд
Для формирования устойчивого представления у детей ценности труда и профессиональной деятельности человека, ставлю для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни.
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
7 слайд
В практике с дошкольниками по ранней профориентации используются разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:
● Наглядные (живые образы), к которым относятся:
− экскурсии
− наблюдения
− дидактические пособия
− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
− просмотр видеозаписей
● Словесные, которые включают:
− художественное слово
− рассказ воспитателя
− беседы
− малые фольклорные формы
− проблемные ситуации
− высказывания и сообщения
● Практические – это:
− трудовые поручения, дежурство
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− игровые обучающие ситуации
− сюжетно-ролевые игры
● Игровые, к которым относятся:
− дидактические игры
− игровые упражнения
− игры с правилами
− словесные игры
− игры-воображения
− игры-шутки
− сюжетно-ролевые игры, театрализация, спортивные мероприятия
− сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
− показ
− объяснение
− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
− обсуждение труда и его результатов
− оценка
8-10 слайд
В своей работе по данной проблеме я использую следующие формы и методы:
Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (пока внутри детского сада).
11 слайд
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.»
А.Г. Асмолов
12-18 слайд
Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.
19 слайд
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
20-22 слайд
Одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни является раннее трудовое воспитание и профориентация. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
23-25 слайд
Дидактические игры, наглядные пособия. Мною подобраны дидактические игры, пособия, которые способствуют развитию речевых и мыслительных способностей, выполняют воспитательную функцию, способствуют расширению и закреплению знаний об особенностях разных профессий.
26 слайд
Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, учу с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формирования ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, например: «Научим мыть чашку», «Веселые поварята» и т. д.
27 слайд
Продуктивная деятельность (работа с раскрасками). Работа с раскрасками позволяет закрепить с детьми полученные знания по данной теме, они самостоятельно выбирают раскраску с той профессией, которая им нравится, рассказывают о ней, называют предметы, необходимые для данной профессии.
28 слайд
Взаимодействие с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему. Использование ИКТ технологии дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности. Совместное оформление фотоальбомов «Моя мама на работе», «Мой папа в армии служил».
29 слайд
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит...
Роль семьи в воспитании детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие а атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, обучением со сверстникам...
Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)
Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка. Василий Сухомлинский...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...
Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)
АктуальностьЭмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, ...