«Игровые приемы при ознакомлении дошкольников с народно-прикладным искусством»
учебно-методический материал

Воронцова Ольга Михайловна

Неделя педмастерства (панорама педагогического опыта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

140300, Российская Федерация, Московская область, Егорьевск, 6 микрорайон, д.14 а

тел.: 8(49640)3-26-50 ОГРН 1035002351075  ИНН/КПП:  5011019316/501101001

Emailegrv_mou_15@mosreg.ru Сайт: https://egorschool15.obrpro.ru/

Неделя педмастерства

«Игровые приемы при ознакомлении дошкольников

с народно-прикладным искусством»

(панорама педагогического опыта)

подготовила: старший воспитатель Воронцова О.М.

2022 г.

 Без воспитания с дошкольного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируется гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.

Наличие художественных способностей у детей 5—7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ем дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Работа педагога с дошкольниками при организации занятий строится исходя из следующих задач обучения:

1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу.

2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, филимоновской, жостовской, гжельской и др.).

3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих   изобразительных умений:

 - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры  на бумаге разного формата и на объемных предметах;

 - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества и при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций).

Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Многофункциональной и доступной формой ознакомления детей с народно-прикладным искусством С.В.Погодина называет игры (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры: игры-вкладыши, игры с карточками, игры с игровым полем, пазлы, игры-конструкторы, подвижные и малоподвижные игры).

Игровые приемы при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством сосредотачивают внимание детей на необходимом для восприятия элементе, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом.

Упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности (игры «Найди пару», «Подбери палитру», «Преврати фигуры», упражнения «Дорисуй фигуру», «Кляксы», «Найди ошибку в рассказе о картине») ;

Для того, чтобы закрепить знания, не дать угаснуть интересу к народному творчеству, помочь быстрее понять и запомнить орнамент рисунка, отдельные его элементы, существуют дидактические игры.

Рассмотрим игры, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно – прикладным искусством.

Условно их можно разделить на 3 группы:

1) игры, которые помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которого они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.

2) игры, которые сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;

3) игры, которые знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.

В основе этих игр лежат традиционные принципы, но их содержание – освоение особенностей декоративно – прикладного искусства.

Игры 1 группы направлены на развитие общего эстетического восприятия. Это игры типа: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Магазин сувениров», «Художественный салон».

С помощью 2-й группы игр «Лото», «Домино», «Найди пару», «Узнай элементы узора» - можно закрепить знания о стилевых особенностях элементов узора. Иными словами: внимание детей педагог сосредоточивает не на узоре в целом, а на отдельных его элементах; учит вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях. Игры второй группы обладают значительным преимуществом: атрибуты к ним изготавливают сами дети. Тем самым реализуется одно из классических положений дошкольной дидактики, сформулированное в свое время А.П.Усовой. Речь идет о сочетании в образовательном процессе трех форм – занятий, дидактических игр и упражнений. Это сочетание в данном случае может быть представлено первоначальными представлениями об особенностях разных видов декоративно – прикладного искусства, которые дети усваивают на занятиях (в ходе бесед, знакомства с изделиями, экскурсий в музей, на выставки и т.п.). когда, рисуя, учатся изображать элементы узора; когда под руководством воспитателя готовят материалы к д/играм, то есть упражняются в рисовании отдельных элементов. В этой работе прослеживается весьма важный мотив – точное повторение одного и того же элемента. Именно точное, иначе игра не получится.

Третью группу составляют игры «Составь узор», «Разрезные картинки», «Одень барышню» с композиционным построением узоров, представляющих различные промыслы – городецкую роспись с гирляндами, хохломскую с волнистыми линиями, гжель с росписью букета, где в центре – главный цветок.


Творческие игры на развитие воображения.
Это игры из серии ТРИЗ. Применение данных игр позволяет раскрепостить дошкольников, дает волю творчеству и фантазии. К ним относятся игры «На что похожи наши ладошки», «Волшебная ниточка», «Волшебные картинки», «Волшебники», «Неоконченный рисунок», «Сказочное животное» и др.

Дидактические игры по ознакомлению детей с живописью.
Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество. Среди таких способов можно выделить следующие:
- Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка
- Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности
- Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств
- Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.

В ходе проведения недели педмастерства с 12.12.2022-16.12.2022 г.  по данной теме было выявлено, что наши педагоги большее внимание уделяют дидактической игре. Опыт показал, что использованные в работе дидактические игры способствуют закреплению приобретенных знаний умений и навыков, личностному росту ребенка. Они помогают качественным изменениям, происходившим в интересах дошкольника. Дидактические игры включают в структуру любого занятия и не только по изобразительной деятельности. Например, игру «Расписная сказка» использовали на занятии по познавательному развитию для ознакомления детей с народными промыслами. Некоторые игры проводили как сюжетно-ролевые. Например, игра «Художественный салон», где выбирается водящий продавец, а остальные игроки покупатели. Покупатель описывает предмет, который хотел бы приобрести, не называя его (например: я хочу купить игрушку, которую делают из дерева и расписывают яркими узорами из цветов, ягод, листиков). Так же игру можно использовать в начале занятия для постановки проблемной ситуации.

Дидактические игры используют в свободное от занятий время и по инициативе ребенка. Дидактические игры вносят в предметно-развивающую среду для самостоятельной художественной деятельности. В условиях самостоятельной деятельности с дидактическими играми происходит процесс саморазвития личности. Однако, самостоятельная деятельность детей в ходе дидактической игры различна в разные возрастные периоды, что связано с возрастными и индивидуальными психофизическими возможностями дошкольников в овладении правилами игр, осознанием их содержания. Поэтому, сначала воспитатель показывает детям, как играть в ту или иную игру. Затем предлагает игру на творческом уровне, то есть, использует различные варианты заданий в процессе игры. Например, в игре «Что изменилось» предлагает детям найти отличия на парных картинках. Затем усложняет, просит объяснить ошибки в росписи, назвав правильно промысел и его элементы. В играх дает задания, побуждающие инициативу, дающие простор для творчества их вариативного решения, детских высказываний.

Стараются обеспечивать доступность игр не только по содержанию, но и по расположению в групповом помещении.

Поэтому, дидактические игры по декоративно-прикладному искусству расположили в ИЗО уголке, чтобы дети могли использовать изобразительные средства, картинки-подсказки и так далее для решения задач, предлагаемых правилами и содержанием игр.

Яркие впечатления от эстетически оформленных игр, доступных и понятных ребенку карточек, картинок, заданий, их многофункциональности развивают способность у детей к переносу, варьированию, поиску способов создания изображений в будущей продуктивной деятельности, побуждают к творческому поиску в создании изображений.

Если же ребенок чувствует недостаток информации, то некоторые из созданных дидактических игр помогают восполнить пробел на опытно-экспериментальном уровне. Получение ответа в ходе эксперимента с краской, линией и т. д. стимулирует ребенка применить те же действия в своем продуктивном творчестве.

Приведем пример дидактических игр, которые используют наши педагоги для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству:

  1. «Найди домик для игрушки»

Детям необходимо закрепить знание о двух видах игрушки: дымковская и филимоновская.

Ребенку предлагаются карточки с изображением видов игрушек и предлагается найти «домик» для каждого вида игрушки. Домиком может служить коробочка с определенным видом росписи.

  1. «Подбери узор»

Детям необходимо находить соответствующий узор к городецкой росписи.

Детям предлагается бумажный силуэт городецкого изделия, вырезанные из бумаги готовые элементы городецкой росписи и другие, нехарактерные для данной росписи элементы. Ребенку нужно составить узор, исключив лишние элементы.

  1. «Что перепутал художник»

Детям необходимо закреплять представление детей о характерных особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства, развивать наблюдательность.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть внимательно картинку с изображением народной росписи, в которую включены элементы другой народной росписи. Ребёнку предлагается найти несоответствие и объяснить, в чём оно выражается.

Как показывает опыт, систематическая работа в данном направлении расширяет кругозор детей. Они узнают о таланте родного народа, учатся составлять узоры по мотивам народного творчества, лепят, рисуют. Изделия детей используются для украшения интерьера группы, для подарков друзьям и близким. Они радуются, что их работы нравятся окружающим, у них развивается интерес к труду, повышается самооценка.

Я считаю, что педагогам дошкольных учреждений необходимо использовать предлагаемые игры на занятиях, досугах, викторинах, а также в индивидуальной работе.

Таким образом, дидактическая игра приобретает статус естественного средства развития познавательного интереса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребёнка в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством

Консультация для родителей может быть использована в ходе проведения родительских собраний, круглых столов. Данные рекомендации дают более широкое представление о декоративно-прикладном искусстве. Зад...

Игровые приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством художников республики Коми

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальн...

«Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством»

Материал поможет воспитателям привить старшим дошкольникам любовь к художественной деятельности, обогатить их творческое воображение....

"Сообщение «Использование игровых технологий при ознакомление с декоративно-прикладным искусством»

Знакомство с игровыми технологиями. В процессе  художественного развития наиважнейшую роль может выполнить именно игра....

Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

Консультация для родителей «Народно-прикладное декоративное искусство в жизни детей»

Материал для ознакомления родителей как помочь детям в домашних условиях пополнить и углубить знания о народных промыслах....