РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
рабочая программа (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_rabochaya-programma-vospitaniya.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Педагогическим Советом ГБДОУ детского сада №36 Невского района Санкт-Петербурга Протокол №___ от _____________ | УТВЕРЖДЕНА Заведующим ГБДОУ детским садом №36 Невского района Санкт-Петербурга ________________ Е.В. Димова Приказ № ____ от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
воспитателей старшей группы № 0
приложение к
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА №36
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2021-2022 учебный год
Воспитатели:
Санкт-Петербург
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………….……………..3
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
- 1.1. Цель Программы воспитания ………………………………………………………..…………..6
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания ……………….8
1.2.1. Воспитывающая среда ………………………………………………………………….…….10
1.2.2. Общности (сообщества) ………………………………………………………………………10
1.2.3. Деятельности и культурные практики в старшей группе №0………..13
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания …………….…14
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания …………………………17
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания …………………………………………………….27
Раздел III. Организационный
3.1. Описание материально – технического обеспечения программы ………………
3.2. Организация предметно-пространственной среды ……………………………………..…….32
- Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания воспитателей старшей группы №0 государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №36 Невского района Санкт-Петербурга (далее – Программа воспитания), разработана на основе Рабочей программы воспитания государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №36 Невского района Санкт-Петербурга, утвержденной 19.08.2021 г.
Программа воспитания разработана на период 2021-2022 учебный год (с 01.09.2021 по 31.08.2022).
Программа воспитания является компонентом рабочей программы воспитателей старшей группы №0.
Основные направления воспитательной работы старшей группы №0:
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
- 1.1. Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в старшей группы №0 – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми
в обществе.
Направление воспитания | Задачи воспитания для детей от 5 до 6 лет |
Патриотическое/ Родина, природа | Вставить из РП воспитания сада то, что нужно вам |
Социальное/ Человек, семья, дружба, сотрудничество | |
Познавательное/ Знание | |
Физическое и оздоровительное/ Здоровье | |
Трудовое/ Труд | |
Этико-эстетическое/ Культура и красота |
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы воспитания воспитателей старшей группы №0 являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания воспитателей старшей группы №0 построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
к природе и окружающей среде, рационального природопользования; - принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона; - принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ГБДОУ №36, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Воспитывающая среда
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда построена по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;
− «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
- «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:
- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.2.2. Общности (сообщества)
Воспитатели старшей группы №0:
- являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
- заботияться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
- содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учиат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание
к заболевшему товарищу; - воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.); - учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят; - воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников группы и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий
по воспитанию ребенка в семье и в ГБДОУ №36. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ГБДОУ №36. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатели воспитывают у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатели соблюдают кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
- уважительное отношение к личности воспитанника;
- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; - умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.3. Деятельности и культурные практики в старшей группе №0
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные практики:
- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); - культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); - свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу дошкольного возраста. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)
Направления воспитания | Ценности | Показатели |
Патриотическое | Родина, природа | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать |
Познавательное | Знания | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Владеющий основными навыками личной |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе |
Этико-эстетическое | Культура и красота | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное |
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Направления воспитания | Ценности | Задачи |
Патриотическое | Родина, природа | Вписываем из программы воспитания, что подходит вам |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | |
Познавательное | Знания | |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | |
Трудовое | Труд | |
Этико-эстетическое | Культура и красота |
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | |||
Прописываем беседы, консультации, привлечение в проектную работу, организация спектакля, субботники, участие в подготовке праздников, экскурсий | |||
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декабрь | |||
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май | |||
Июнь | |||
Июль | |||
Август | |||
Раздел III. Организационный
3.1. Описание материально – технического обеспечения программы
Направления воспитания | Ценности | Педагогические методики, технологии |
Патриотическое | Родина, природа | |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | |
Познавательное | Знания | |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | |
Трудовое | Труд | |
Этико-эстетическое | Культура и красота |
3.2. Организация предметно-пространственной среды
Направления воспитания | Ценности | Оснащение |
Патриотическое | Родина, природа | |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | |
Познавательное | Знания | |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | |
Трудовое | Труд | |
Этико-эстетическое | Культура и красота |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания
В представленном материале приводится примерное Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания дошкольного учреждения и План работы рабочей группы...
Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...
Содержание воспитательной работы по патриотическому направлению воспитания в рамках реализации Рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах по патриотическому направлению воспитания....
Единый методический день "Внедрение примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
С 1 сентября 2021 года в ДОУ начали реализовывать рабочие программы воспитания....
Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...
РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.
Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...