Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лаборатория Всезнайки» для детей 4-5 лет
учебно-методическое пособие
Программа "Лаборатория Всезнайки" создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной образовательной программой ДОУ. Программа "Лаборатория Всезнайки" имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для работы с детьми 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023_laboratoriya_vseznayki_4-5_let.docx | 85.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №51 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей
Колпинского района Санкт-Петербурга
Принято Педагогическим советом ГБДОУ №51 Протокол № ____ От «__»______20___г | Утверждаю Заведующий ГБДОУ № 51 ________С.М. Максимова Приказ №________ от «__»________20___г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лаборатория Всезнайки»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся - 4-5 лет
Срок реализации программы – 7 месяцев
Автор-составитель:
Смирнова Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Колпино
2022 г.
Оглавление
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы 3
1.4. Цели и задачи программы 5
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы . 5
1.8. Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы 9
3.1. Календарный учебный график 10
3.3. Календарно – тематическое планирование 11
3.4. Взаимодействие педагога с родителями 14
4. Методическое обеспечение программы 14
5. Материально-техническое обеспечение 15
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория Всезнайки» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.10.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. От 05.09.2019)
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.03.2017г.№ 617-р
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом ГБДОУ детский сад № 51 Колпинского района СПб,
- «Положением о разработке дополнительной общеразвивающей программы государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Лаборатория Всезнайки» создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной образовательной программой ДОУ. Авторская программа «Лаборатория Всезнайки» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для занятий с детьми 4-5 лет.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
1.2.Новизна программы
Новизна программы обеспечивается за счет:
- интеграции видов детской деятельности следующего характера: каждое занятие включает в себя игры на развитие когнитивных процессов, решение пробленых ситуаций, поисково-познавательной деятельности, экспериментальных действий , а также игры, способствующие развитию логического мышления,внимания,воображения;
- системности содержания и тематического принципа планирования;
- использования потенциала развивающих игр.
В ходе занятий у детей:
-моделируется сам процесс творчества,
-формируются личностные качества ребенка (настойчивость, терпение, активность, самостоятельность, любознательность и т. п.),
-даётся «пища для развития поисково-познавательной деятельности» .
Игры, опыты и эксперименты используемые в программе, разнообразны и занимательны. Это превосходное средство обучения наглядно-действенным приемам работы с объектом или множеством для формирования мыслительных способностей.
Таким образом, новизна авторской программы «Лаборатория Всезнайки» заключается в специально разработанном цикле комплексных тематических занятий по формированию умственных, сенсорных и художественно-творческих способностей детей в соответствии с целями и задачами, обеспечивающими обучение, развитие и воспитание детей от 4 до 5 лет.
Реализация содержания программы позволит не только удовлетворить потребности родителей, но и создать равные условия для развития творческой личности каждого ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, самореализацию его возможностей, мотивацию к познанию нового.
Отличительные особенности программы:
Основное отличие данной образовательной программы заключается в том, что приоритет программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В программе максимально учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка через разно уровневый подход. Также отличительной особенностью является использование ведущих современных технологий, развитие поисково – познавательной деятельности среднего дошкольного возраста.
1.3. Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.
Педагогическая целесообразность программы
Поисковая деятельностьб имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей, работа в подгруппах, в парах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
1.4. Цели и задачи программы
Цель дополнительной образовательной программы: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- способствовать расширению и систематизации элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
- способствовать формированию навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
- способствовать развитию стремления к поисково-познавательной деятельности.
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- способствовать развитию мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
- способствовать созданию предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к познанию окружающего мира.
- стимулировать желание детей экспериментировать.
- способствовать формированию коммуникативных навыков.
1.5. Возраст обучающихся
Для обучения по программе осуществляется набор по запросу родителей детей 4 -5 –летнего возраста из общеобразовательных групп с 01 октября.
Количество детей – до 15 человек.
Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы .
Программа реализуется в течение семи месяцев с 01 октября по 31мая – 32 недели. Количество занятий в неделю – 1.
Объем образовательной нагрузки – 32 практических занятий, из них 2 занятия - мониторинговые. Для детей 4-5 лет продолжительностью 20 минут. Занятия проводятся по расписанию.
Всего 32 часа.
1.7. Формы занятий
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
фронтальный (одновременно со всей подгруппой);
индивидуально – фронтальный(чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
групповой (работа в парах);
индивидуальный (выполнение заданий и решение проблем).
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные | Наглядные | Практические |
беседа, объяснение, анализ, проблемная ситуация, устное изложение, диалог, рассказ, объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию), | показ, иллюстраций, показ педагогом приёмов работы, с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, | дидактические игры, на развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, выполнение работ на заданную тему, по инструкции тренировочные упражнения, работа по образцу и т.д. репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности); частично – поисковый (решение поставленных задач совместно с педагогом), |
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные методы обучения (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательские методы обучения (овладение воспитаниками методам научного познания, самостоятельной творческой работы).
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы (т.к возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
- развивается речь (возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;
- развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности;
- формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые четыре года – практически, единственный способ познания мира.
Вся работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования обследовательских действий детей необходимо решать следующие задачи:
- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок,камень, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, солнце,свет,тень, вода,и т.д).
3. О способах исследования объекта.
4. О предметном мире (магнит, зеркало, лупа)
5. О воздухе
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так) ;
*ситуация выбора
Занятия по типу:
- комбинированные,
- теоретические,
- практические,
- диагностические, и др.
Формы проведения занятий:
Занятие-путешествие, открытое занятие, занятие- экспериментирование
Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.
Занятие проходит в непринужденной обстановке.
4-5 лет | |
Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж. | На начальных этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция.(По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой) -игровой -беседа -познавательный рассказ -демонстрация наглядного материала и опыта -использование художественного слова -использование схем, моделей экспериментирования и опытов -обсуждение и анализ результатов, -формулирование выводов -фиксирование результатов. |
Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование. | |
Метод наблюдения, как основной | У детей развивается наблюдательность, внимание, память, воображение |
Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии: | - психогимнастика; - сюрпризные моменты. - «Волшебная шкатулка», «Волшебный сундучок» - создание игровых и проблемных ситуаций |
Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем: | - загадки; -дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам - пальчиковая гимнастика. -словотворчество |
Развитие движений, гимнастика: | - игры, развивающие координацию движений; - игры с мячами; - физкультминутки; - логоритмические упражнения; |
Развитие изобразительной деятельности: | - рисование, опыты с красками, фломастерами |
Музыкальная деятельность: | - игры с музыкальными инструментами; |
1.8. Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.
Каждый воспитанник должен уметь:
- выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предложить возможные решения;
- проверить эти возможные решения;
- сделать выводы в соответствии с результатом проверки;
- применить выводы к новым данным;
- сделать обобщение.
Показателями результативности реализации программы кружка является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Мониторинг проходит в форме диагностических занятий (октябрь – 1 занятие, май – 1 занятие). Открытые занятия для родителей. Оценка выполнения заданий проводится по разработанным автором программы критериям.
- Учебный план
Наименование | Направленность программы дополнительного образования | Возраст обучающихся | Срок обучения | Порядок предоставления услуг |
Лаборатория Всезнайки | Социально - педагогическая | 4 – 5 года | 1 год | 1 раз в неделю |
Рабочая программа
Календарный учебный график
Содержание | Возрастные группы |
средняя группа 4-5 лет | |
Режим работы ДОУ | 5 дневная рабочая неделя (понедельник-пятница) с 7.00 до 19.00 |
Выходные дни | Суббота, воскресенье |
Праздничные дни | 04.11.2021 - День народного единства 1.01.2022 – 10.01.2022 – Новогодние каникулы 23.02.2022 – День защитника Отечества 08.03.2022 – Международный женский день |
Количество возрастных групп | 2 |
Начало учебного года | 01.10.2022 |
Окончание учебного года | 31.05.2023 |
Продолжительность учебного года в неделях | 32 недели |
Ι полугодие в неделях 2022г. | 13 недель |
ΙΙ полугодие в неделях 2023г. | 19 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Количество НОД в неделю | 1 |
Длительность НОД | 20 мин |
Максимальный перерыв между НОД | 10 мин |
Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки | 20 мин |
1-я половина дня | --- |
2-я половина дня | 20 мин |
Досуговая деятельность | в течение учебного года совместно с воспитателями и специалистами ДОУ по плану |
Сроки проведения мониторинга | 2 раза в год Вводный: 05.10.2022 – 16.10.2022 Итоговый: 19.05.2023 – 31.05.2023 |
Работа в летний период | 01.06.2023 – 31.08.2023 НОД в летний период не организуется. |
Расписание
Наименование услуги | ФИО педагога | Время работы, дни недели | № помещений |
«Лаборатория Всезнайки» Кружок социально – педагогической направленности | Смирнова С.Н.. | Среда 17.10 – 17.30 Группа 1ЛВ | Кабинет |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование базовых тем | Всего часов | Практических | Теоретических |
1. | Органы чувств | 4 | 4 | |
2. | Песок, глина | 3 | 3 | |
3. | Вода | 6 | 5 | 1 |
4. | Мыло | 1 | 1 | |
5 | Звук | 1 | 1 | |
6 | Вес | 2 | 2 | |
7 | Воздух | 1 | 1 | |
8 | Камень | 2 | 2 | |
9 | Свет | 3 | 3 | |
10 | Лед | 2 | 2 | |
11 | Цвет | 2 | 2 | |
12 | Магнит | 2 | 2 | |
13 | Лупа | 1 | 1 | |
14 | Зеркало | 1 | 1 | |
15 | Бумага | 1 | 1 | |
итого | 32 | 31 | 1 |
Содержание базовых тем программы
№ п/п | 4-5 лет |
октябрь 1 | «Нухаем,пробуем , трогаем, слушаем» Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении( уши- слышать, узнавать различные звуки; нос- определять запах; пальцы- определять форму, структуру поверхности; язык- определять на вкус). -Игра « Угадай, что звучит» - Игра « Отгадай по запаху» - Игра «Отгадай на вкус» - Игра « Отгадай на ощупь» |
2 | «Волшебное сито». Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. -отделяют камешки от песка вручную -просеивают песок через сито -отделяют рис от манки при помощи сита. |
3 | «Прозрачная вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, не имеет вкуса) . - Чудо-банки - перелей воду - игра « Узнай и назови» |
4 | «Вода принимает форму» Задача : дать представление о том, что вода принимает форму предмета, в который ее заливают. -загадки о воде -налей воду в разные сосуды - зарисовка результатов |
ноябрь 5 | «Какие предметы могут плавать?» Задача : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику. - опыты «Тонет-не тонет» - игра- забава « Рыбалка» |
6 | «Делаем мыльные пузыри» Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. -изготовление мыльных пузырей -игра « Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» |
7 | «Почему все звучит» Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. -Игра «Что звучит?» -Эксперимент со стуной -Есть ли голос у линейки -Звучащий стакан |
8 | «Угадайка» Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала - Игра « Угадай-ка» - Игра «Угадай с закрытыми глазами». -«Тяжелый-легкий» |
декабрь 9 | «Воздух работает» Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) . Опыт «Лодочка -плыви». Опыт «Шарик- лети» Зарисовка результатов |
10 | «Каждому камешку свой домик» Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. -Обследование камней « Камешки бывают разные» - Игра с камешками « Выложи картинку» |
11 | «Можно ли менять форму камня и глины» Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) . - Обследование «Камень-глина». Зарисовка результатов |
12 | «Свет повсюду» Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) . - Игра « Светло-темно». -«Волшебный сундучок». - Игра «Свет бывает разный» |
январь 13 | «Свет и тень» Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. - Игра «Волшебный фонарик». - Игра « Теневой театр». |
14 | «Замёрзшая вода» Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. - Обследование «Лед или вода?». - «Играем с льдинками» Зарисовка результатов |
15 | «Тающий лёд» Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится. - Эксперимент «Где быстрее тает лед?» -«Волшебная льдинка». -«Цветные фигурки» Фиксация результатов |
февраль 16 | «Разноцветные шарики» Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой. - Проблемная ситуация «У меня нет краски…» - Опыт «Смешивание двух красок до получения нужного цвета». Фиксация результатов |
17 | «Таинственные картинки» Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла. -Проблемная ситуация «Верите ли вы, что черепаха всё видит только зелёным?» - Эксперимент «Мир через цветное стекло» Фиксация результата |
18 | «Всё увидим, всё узнаем» Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением. - Эксперимент «Волшебное стекло». -Зарисовка результата |
19 | «Песочная страна» Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. - Исследование песка «Необыкновенный песок» - Рисование песком. |
март 20 | «Где вода»? Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Эксперименты « Песок или глина». Исследование песка и глины Опыт « Почему глина не впитывает воду?» |
21 | «Водяная мельница» Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. -Беседа «Для чего человеку вода?» -опыты с водяной мельницей. |
22 | «Лаборатория цвета» Задача: познакомить детей с понятием Радуга - Опыт «Радуга». - Опыт «Радуга в стаканчиках». - Опыт «Хроматография на ткани» |
23 | «Что отражается в зеркале?» Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. - Исследование «Свет мой, зеркальце, скажи…». - Исследование «В чем отражаются предметы». - рабочие листы « Найди и обведи все предметы в которых можно увидеть отражение» |
24 | «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы - игра « Рыбалка» - Опыт «Веселый магнит». - задание « Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается» |
апрель 25 | «Фокусы с магнитами» Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. - фокус « Разборчивый гусь» - Опыт «Волшебная шкатулка». |
26 | «Солнечные зайчики» Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, их движением, предметами от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) . - Опыт «Зеркало и солнечный зайчик». - Игры с солнечным зайчиком |
27 | «Что растворяется в воде»? Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ - Опыт с песком. - Опыт с пищевой краской. - Опыт с пищевой краской. - Опыт со стиральным порошком Фиксация результата |
28 | «Бумажные фантазии» Задачи:познакомить детей со свойствами бумаги, развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. -опыт «Сминание бумаги» -опыт «Горение бумаги» -опыт «Бумага издает звук» -опыт «Мост из бумаги» -опыт «Просвет» -опыт «Летающая бумага» |
29 | «Что умеют наши ручки?» -упражнение- игра «Веселая семейка» -рукчки-конструктор: «Стул», « Тарелочка», «Курочка», «Рыбки» -игры «Раз, два, три, четыре, пять…», « Левая- правая» -упражнение «Обведи по точкам» |
30 | «Что умеют наши ножки?» -упражнения «Великан и карлик», «Змейка», «Вверх-вниз», «Влево-вправо» -упражнения «Веселые стопы», -упражнения «Наши ножки могут все» («Вытираем зеркало», « Носильщик», «Собери крышечки» -упражнение «Мы рисуем загадки ножками» |
31 | «Что умеют наши глазки, ушки?» -упражнения «Жмурки», «Глазки-бабочки» -упражнения «Читаем глазками стихи « («Ветер»,» Солнышко и тучки», «Дождик» , «Елка» -массаж -упражнение «Послушаем тишину» -упражнение « Угадай, что звучит?», « Гду звучит» -игра « Что мы слышим за…?» |
32 | « Школа юных фокусников» -опыт-фокус «Танцующая фольга» -опыт-фокус «Цветы лотоса» -опыт-фокус «Бумага и скрепка» -фокус « Цветная вода» -фокус «Плавающее яйцо» -фокус «Я умею пролезать через отверстие в бумаге» |
3.4. Взаимодействие педагога с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собвестнным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.
Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Основная цель работы с родителями воспитанников, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
План мероприятий взаимодействия с родителями
Месяц | Форма работы | Тема |
Октябрь | Презентация | Реклама кружка «Лаборатория Всезнайки» |
Ноябрь | Создание группы ВКонтакте. Размещение материалов на странице группы ВКонтакте | «Лаборатория Всезнайки-51» По результатам мониторинга |
Декабрь | Совместное занятие Индивидуальные консультации Размещение материалов на странице группы ВКонтакте | «Воздух работает» По запросу родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» |
Январь | Фотоотчет в группе Размещение материалов на странице группы ВКонтакте | «Я умею, я-могу!» Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома |
Февраль | Индивидуальные консультации Размещение материалов на странице группы ВКонтакте | По запросу родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Март | Фотоотчет | «Добрые дела Любознаек» |
Апрель | Совместное занятие КВН | «Мы - экспериментаторы» |
4. Методическое обеспечение программы
Программа обеспечена методическими видами продукции: разработками игр, бесед, рекомендациями по проведению занятий, дидактическим материалом.
-авторские конспекты
4-5 лет | |
-Методическое сопровождение учебной работы педагога: | -методика мониторинга усвоения воспитанниками учебного материала; -авторские методики проведения занятия по конкретной теме; -методика анализа результатов деятельности; |
-Виды дидактических материалов. | -куклы Всезнайка, Любознайка, Почемучка, -бусинки, пуговицы. -камешки разных размеров. -вода и пищевые красители. -лупы, зеркала -карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается -набор игрушек резиновых и пластмассовых -весы, пипетки, водяная мельница, сито -«Волшебная шкатулка» |
-Используемая фонотека: | -Классические произведения -Звуки природы -Детские музыкальные произведения |
5. Материально-техническое обеспечение
Помещения:
-кабинет
-музыкальный зал
-столы и стулья по количеству детей
-фланелеграф
-ноутбук
-музыкальный центр
-шкаф для хранения дидактических пособий, учебных материалов
-писчая и цветная бумага
-цветной картон
-карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки
-клей-карандаш, салфетки
7. Список литературы
1.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
2.Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры и упражнения/Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. П анфиловой – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 64с.
3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие. - Учебно-методическое пособие. – Воронеж, 2008.
4. Е. Волкова «Играем в учёных» Сибирское университетское издательство
5. А.И. Шапиро «Секреты знакомых предметов: ЛУЖА» «ТЦ Сфера» Санкт-Петербург 2009г.
6. И.Баранова, О.Самсонова Маленькому почемучке: «Что такое вода» Москва 2009г.
7. Е.А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» «Учитель» Волглград 2011г
8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001
9. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
10. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
11. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мой поселок»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст 3 – 4года (младшая группа), средний возраст 4 – 5лет(средняя группа), с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выде...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Всезнайка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Всезнайка"...