Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Всезнайка"
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Всезнайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vseznayka_2023.docx | 75.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
щщ«Детский сад «Солнышко»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Всезнайка»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Игнатова А.А.
воспитатель МБДОУ Детский сад «Солнышко».
Р.п. Мучкапский 2023
Информационная карта образовательной программы
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Всезнайка» |
II Направленность | Социально-педагогическая. |
III Сведения о разработчике (составителе) | |
1. ФИО | Игнатова Анна Алексеевна |
2. Год рождения | 1988 |
3. Образование | Высшее |
4. Место работы | МБДОУ «Детский сад «Солнышко» |
5. Должность | воспитатель |
6. Квалификационная категория | Соответствие занимаемой должности |
7. Электронный адрес, контактный телефон | MoiseevaAnna1988@yandex.ru |
VI.Сведения о программе | |
1. Срок реализации | 1 год |
2. Возраст обучающихся | 5-6 лет |
3. Тип программы | Модифицированная |
4. Характеристика программы | |
По месту в образовательной модели | Разновозрастного детского коллектива |
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности | Модульная |
5. Цель программы | Подготовка руки к письму и формирование определенных графических навыков для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка. |
6. Ведущие формы и методы образовательной деятельности | Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев рруки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами ГГрафические упражнения. Словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ; практические: упражнения, игра, конструирование, рисование, работа с книгой, слоговыми таблицами. |
7. Формы мониторинга результативности | Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития. Мониторинг уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ребёнка.Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. |
8. Результативность реализации программы | К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей: - - мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой); печатание букв; - - крупных движений и умения владеть своим телом; - - пространственных и временных представлений, - ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени); -- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового ввосприятия; --навыков учебной деятельности (умение слушать, ппонимать и выполнять словесные установки педагога, ддействовать по образцу и правилу). - развит фонематический слух и восприятие; - правильно произносит все звуки; - выделяет из слов звуки; -отчетливо и ясно произносит слова; -усвоен лексико-грамматический строй речи; - выделяет слова и предложения из речи; - развита связная речь, навыки звукового анализа и синтеза; -раскрывает смысл несложных слов; - развиты зрительно-пространственные представления. |
9. Дата утверждения и последней корректировки | 2023г. |
10. Рецензенты | Педагогический совет МБДОУ «Детский сад «Солнышко» |
Содержание программы
I. Пояснительная записка .....................................................................................
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс. .............................................................
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ ..
1.3. Прогнозируемые результаты ………………………………………………
II. Содержание программы ..................................................................................
2.1 Учебный план………………………..............................................................
2.2 Содержание разделов программы…………………………………………..
III. Условия реализации образовательной программы .....................................
3.1. Материально-техническое оснащение программы……………………….
3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………...
IV. Список литературы .......................................................................................
V. Приложение………………………………………………………………….
I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда
учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,
считал известный русский психолог Л.С. Выготский.
Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.
Вопрос подготовки дошкольников ковладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка ксистематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1.2. Цель программы:помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие, развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
Особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и
тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений
пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Задачи программы:
• развивать тонкокоординированные движения рук, слуховое внимание и графическое воспроизведение;
• развивать графические движения, зрительное восприятие, зрительно- моторную координацию;
• воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность и уверенность в своих умениях;
- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении;
- знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
- научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
- познакомить с печатными буквами;
- воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
1.3.Прогнозируемые результаты:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
•мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой); печатание букв.
•пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на
примере собственного тела, ориентация во времени);
•активной речи, словарного запаса;
•навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
• развит фонематический слух и восприятие;
• выделяет из слов звуки;
• усвоен лексико-грамматический строй речи;
• выделяет слова и предложения из речи;
• развита связная речь, навыки звукового анализа и синтеза;
• раскрывает смысл несложных слов;
• пересказывает сказку, рассказ (небольшие по содержанию); по опорным иллюстрациям составляет предложения;
• развиты зрительно-пространственные представления.
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям старшей группы, возраст 5-6лет
Численность в группе 17 человек.
Форма организации занятий: групповая.
Режим занятий:
Общее количество 60 занятия.
Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 25 минут.
Учебный план
Всего занятий/ часов в неделю | Всего занятий /часов в месяц | Количество занятий/часов в год |
2/50 мин | 8/200 мин | 60/1600мин (26 часов) |
Ведущим методическим приёмом на занятиях объединения выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Воспитатель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Воспитатель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
№ | Тема и содержание деятельности | Материал |
1 | «Детский сад и игрушки»
«Слово»
|
|
2 | «Детский сад и игрушки»
Понятие «звук»
|
|
3 | «Ягоды»
Звук [А]
|
|
4 | «Ягоды»
Звук [О]
|
|
5 | «Грибы»
Звук [У]
|
|
6 | «Грибы»
|
|
7 | «Овощи и фрукты»
|
|
8 | «Овощи и фрукты»
|
|
Ноябрь
№ | Тема и содержание деятельности | Материал |
1 | «Деревья и кустарники»
|
|
2 | «Деревья и кустарники»
|
|
3 | «Перелётные птицы»
|
|
4 | «Перелётные птицы»
|
|
5 | «Домашние птицы»
|
|
6 | «Домашние птицы»
|
|
7 | «Семья»
|
|
8 | «Семья»
|
|
Декабрь
№ | Тема и содержание деятельности | Материал |
1 | «Наш поселок»
|
|
2 | «Наш поселок»
|
|
3 | «Наша Родина»
|
|
4 | «Наша Родина»
|
|
5 | «Зимующие птицы»
|
|
6 | «Зимующие птицы»
|
|
7 | «Мебель»
|
|
8 | «Мебель»
|
|
Январь
№ | Тема и содержание деятельности | Материал |
1 | «Зима»
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 | «Одежда и обувь»
|
|
6 | «Одежда и обувь»
|
|
7 | «Снеговик»
|
|
Февраль
№ | Тема и содержание деятельности | Материал |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 «Библиотека»
Закрепить навыки четкого произношения всех изученных звуков в слогах, словах, фразах; Формировать умения дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звук в слове. Развивать память, внимание, мышление. |
| |
6 |
|
|
7 | «Защитники Отечества»
|
|
8 | «Защитники Отечества»
|
|
Март
№ | Тема и содержание деятельности | Материал | |
1 | «Мамин праздник»
Учить писать печатную букву М, м. |
| |
2 | «Мамин праздник»
Учить писать печатную букву Н, н. | Простой карандаш
| |
3 | «Дикие животные»
Учить писать печатную букву Д, д. |
| |
4 | «Дикие животные»
Учить писать печатную букву Ж, ж. |
| |
5 | «Животные жарких стран»
Учить писать печатную букву З, з. |
| |
6 | «Животные жарких стран»
Учить писать печатную букву Й, й. |
| |
7 | «Домашние животные»
Учить писать печатную букву В,в. |
| |
8 | «Домашние животные»
Учить писать печатную букву Г,г. |
|
Апрель
№ | Тема и содержание деятельности | Материал |
1 | «Космос»
Учить писать печатную букву Ш, ш. |
|
2 | «Космос»
Учить писать печатную букву Щ, щ |
|
3 | «Рыбы»
Учить писать печатную букву П, п. |
|
4 | Рыбы»
Учить писать печатную букву Р, р. |
|
5 | «Строительные профессии»
Учить писать печатную букву С, с. |
|
6 | «Строительные профессии»
Учить писать печатную букву Т, т. |
|
7 | «Транспорт»
Учить писать печатную букву Ф, ф. |
|
8 | «Транспорт»
Учить писать печатную букву Х, х. |
|
Май
№ | Тема и содержание деятельности | Материал |
1 | «Весна»
Учить писать печатную букву Ц, ц. |
|
2 | «Весна»
Учить писать печатную букву Ч, ч. |
|
3 | «Насекомые»
Учить писать печатную букву Э, э |
|
4 |
| Прописи |
5 | «Насекомые»
Учить писать печатную букву Ъ, Ы, Ь. |
|
6 | «Цветы»
Учить писать печатную букву У,у; И,и. |
|
7 | «Цветы»
Закрепление пройденного материала. |
|
III. Условия реализации Программы
3.1. Материально-техническое оснащение Программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской. Набор счетных палочек, тетради в крупную клетку; тетради подготовка руки к письму, ручка шариковая, карандаш простой, таблицы для зрительных диктантов, образцы для штриховки и дорисовывания.
3.2. Методическое обеспечение программы
Основная форма организации | фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися; индивидуальная работа. |
Методы обучения | наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный); словесный; практический. |
Приемы обучения | игры; упражнения; работа по образцу; практические задания; решение проблемных ситуаций; демонстрация иллюстраций; беседа, рассказ. |
Методическое и дидактическое обеспечение программы | картотека пальчиковых игр, самомассажа, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам; тематические иллюстрации; таблицы, эскизы, схемы, алгоритмы, дидактические карточки, фотографии; прописи, печатные листы с заданиями; мультимедийные материалы. |
Виды контроля | • итоговый. |
Формы контроля | • педагогическое наблюдение; |
Список литературы:
1.Берсенева Т. К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2001г.
2. Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.
3. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
4. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
5. Петрова И. М. «Объемная аппликация». Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2007 г.
6. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
7. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Рабочая тетрадь. Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
8. С. К. Кожохина, Е. А. Панова «Сделай жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества». Ярославль 2007.
9. М. М. Евдокимова «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2001 г.
10. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2007.
11.Е. Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи
Подробнее:http://www.labirint.ru/books/302706/
V. Приложение 1.
Итоговая диагностика
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие графических навыков | |||
Срисовывание образца | Штриховка | Графический диктант | Тест Керна Йерасика | |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
2.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальное отражение)
3.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
4.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
5. Тест Керна Йерасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп»
-Срисовывание группы точек
-Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов
Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя .
Приложение 2.
Педагогическая комплексная диагностика
уровня практического осознания элементов языка и речи
/ по Д.Б. Эльконину/
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания.
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Состав предложения по опорным картинкам.одно предложение. Сколько слов в предложении? Назови первое слово, второе, третье.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 5 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу.
Таблица
Фамилия и имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
Выделение слова | Звуковой анализ | Состав предложений |
Обработка и интерпретация результатов исследования
5 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4 балла – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....