Критерии коммуникативной готовности педагога дошкольного образования.
статья
В статье раскрываются понятия коммуникативной готовности педагога дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_gotovnost_pedagoga_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии коммуникативной готовности педагога
дошкольного образования.
Понятие «коммуникативная компетентность воспитателя (педагогического работника)» подразумевает такие действия работника, которые обеспечивают:
- эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
- Установление контакта с обучающими (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе;
- Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
- Умение убеждать, объяснять свою позицию;
- Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Для обеспечения эффективного конструирования прямой и обратной связи с ребенком воспитатель должен обладать следующими коммуникативными умениями:
- Конструировать предстоящее общение с детьми;
- Сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и подгруппой детей;
- Вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к совместной деятельности;
- Создавать каждому ребенку личную зону успеха;
- Слушать ребенка;
- Управлять инициативой в общении;
- Организовывать общение не « от себя», а « от детей»;
- Отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию
- Регулярность использования образовательных технологий, умение адаптировать образовательные технологии в соответствии с педагогической ситуацией;
- Использование информационно – коммуникативных технологий, использование мультимедийного оборудования в образовательном процессе;
- Использование в воспитательно – образовательном процессе собственных разработок;
- успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом;
- Стремление к саморазвитию
- стремление к познанию себя и других
- широта интересов и независимость взглядов
- способность эмоционально притягивать к себе людей
- повышенное чувство ответственности за свои слова и действия
- осознание границ своей компетентности
- общая эрудиция
- гибкость
- работоспособность
- стрессоустойчивость
- эмоциональная уравновешенность
- порядочность
- честность
- морально-нравственная чистоплотность.
- Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и работе в коллективе.
В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Соответственно, возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе.
В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.
Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Это ставит задачу создания комплексной системы мер по совершенствованию психологической подготовки и переподготовки дошкольных педагогов в данном направлении.
В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. Сегодня накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (JI.A. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Г.А. Шредер, К. Рубин).
В психологии традиционно подчеркивается роль конструктивного общения со взрослыми в становлении личности дошкольника и оптимизации его психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, В.А. Петровский,), но само пространство общения, в котором происходит развитие ребенка, включающее безопасность и позитивность в плане поддержки конструктивных преобразований в его психике, определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога.
Какова же специфика развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Предметом исследования - возможности развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения как стержневая характеристика его профессионализма имеет определенную специфику, проявляющуюся в содержании, формах репрезентации и особенностях динамики развития.
2. Существует зависимость успешности воспитательного процесса и эффективности общения с детьми дошкольниками от уровня профессиональной коммуникативной компетентности педагога.
3. Комплексное моделирование развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации включает диагностический, аналитический, развивающий и прогностический компоненты.
Исходя из цели, объекта, предмета и для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические исследования, посвященные изучению содержания, специфики, структуры коммуникативной компетентности.
2. Выявить и описать особенности коммуникативной компетентности в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, ее влияние на успешность осуществления воспитательного процесса и общения с детьми.
3. Разработать и апробировать программу развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного учреждения.
4. Выявить условия, факторы и механизмы формирования коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации.
Основными эмпирическими показателями сформированной коммуникативной компетентности выступают:
конструктивный стиль педагогического общения,
эмпатийность, развитый коммуникативный самоконтроль,
интернальность в общении,
осознание своих возможностей и затруднений в ситуации взаимодействия «взрослый - ребенок».
К числу основных направлений развития коммуникативной компетентности относятся:
- повышение психологической информированности с акцентом на практико-ориентированных технологиях;
- совершенствование психологических умений, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с ребенком;
- развитие профессиональной рефлексии, позволяющей выдать индивидуальную специфику и степень целесообразности системы применяемых воздействий в ходе общения;
- повышение коммуникативного самоконтроля;
- развитие профессионально-значимых коммуникативных качеств;
- развитие интереса к ребенку как партнеру в общении.
Успешность педагогической работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы.
Исследование особенностей профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, изучение характера и содержания осуществляемых им функций, показало, что в структуре его профессиональной деятельности ведущее место занимает коммуникативная деятельность. Очевидно, что коммуникативное взаимодействие педагога дошкольного образовательного учреждения не только пронизывает все содержание его профессиональной деятельности, но и является своего рода ее каркасом или стержнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)
Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...
Готовность педагогов дошкольного образования к обновлению профессиональных компетенций
Статья посвящена вопросам развития профессионального мастерства воспитателей, их мотивации и потребности к саморазвитию и самообразованию. ...
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...
«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»
В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....
Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольного образования: как ценить и оценивать качество дошкольного образования?
Публичное выступление....
Консультация "Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению"
Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только...