Критерии коммуникативной готовности педагога дошкольного образования.
статья

Есюнина Ольга Викторовна

В статье раскрываются понятия коммуникативной готовности педагога дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии коммуникативной готовности педагога

дошкольного образования.

Понятие «коммуникативная компетентность воспитателя (педагогического работника)» подразумевает такие действия работника, которые обеспечивают:

  •  эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
  • Установление контакта с обучающими (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе;
  • Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • Умение убеждать, объяснять свою позицию;
  • Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Для обеспечения эффективного конструирования прямой и обратной связи с ребенком воспитатель должен обладать следующими коммуникативными умениями:

  • Конструировать предстоящее общение с детьми;
  • Сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и подгруппой детей;
  • Вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к совместной деятельности;
  • Создавать каждому ребенку личную зону успеха;
  • Слушать ребенка;
  • Управлять инициативой в общении;
  • Организовывать общение не « от себя», а « от детей»;
  • Отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию
  • Регулярность использования образовательных технологий, умение адаптировать образовательные технологии в соответствии с педагогической ситуацией;
  • Использование информационно – коммуникативных технологий, использование мультимедийного оборудования в образовательном процессе;
  • Использование в  воспитательно  – образовательном процессе собственных разработок;
  • успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом;
  • Стремление к саморазвитию
  • стремление к познанию себя и других
  • широта интересов и независимость взглядов
  • способность эмоционально притягивать к себе людей
  • повышенное чувство ответственности за свои слова и действия
  • осознание границ своей компетентности
  • общая эрудиция
  • гибкость
  • работоспособность
  • стрессоустойчивость
  • эмоциональная уравновешенность
  • порядочность
  • честность
  • морально-нравственная чистоплотность.
  • Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и работе в коллективе.

В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Соответственно, возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

 Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.

Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.

Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Это ставит задачу создания комплексной системы мер по совершенствованию психологической подготовки и переподготовки дошкольных педагогов в данном направлении.

В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. Сегодня накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (JI.A. Петровская, М.И. Лукьянова, А.А. Попова, Ю.Н. Емельянов, С.В. Кондратьева, Т.Н. Щербакова), так и в зарубежной психологии (Дж. Равен,  Г.А. Шредер,  К. Рубин).

В психологии традиционно подчеркивается роль конструктивного общения со взрослыми в становлении личности дошкольника и оптимизации его психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,  B.C. Мухина, В.А. Петровский,), но само пространство общения, в котором происходит развитие ребенка, включающее безопасность и позитивность в плане поддержки конструктивных преобразований в его психике, определяется уровнем коммуникативной компетентности педагога.

Какова же специфика развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации? 

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Предметом исследования - возможности развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

1. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения как стержневая характеристика его профессионализма имеет определенную специфику, проявляющуюся в содержании, формах репрезентации и особенностях динамики развития.

2. Существует зависимость успешности воспитательного процесса и эффективности общения с детьми дошкольниками от уровня профессиональной коммуникативной компетентности педагога.

3. Комплексное моделирование развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации включает  диагностический, аналитический, развивающий и прогностический компоненты.

Исходя из цели, объекта, предмета и для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические и эмпирические исследования, посвященные изучению содержания, специфики, структуры коммуникативной компетентности.

2. Выявить и описать особенности коммуникативной компетентности в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, ее влияние на успешность осуществления воспитательного процесса и общения с детьми.

3. Разработать и апробировать программу развития коммуникативной компетентности педагога дошкольного учреждения.

4. Выявить условия, факторы и механизмы формирования коммуникативной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации.

Основными эмпирическими показателями сформированной коммуникативной компетентности выступают:

 конструктивный стиль педагогического общения,

эмпатийность, развитый коммуникативный самоконтроль,

интернальность в общении,

 осознание своих возможностей и затруднений в ситуации взаимодействия «взрослый - ребенок».

К числу основных направлений развития коммуникативной компетентности относятся:

- повышение психологической информированности с акцентом на практико-ориентированных технологиях;

- совершенствование психологических умений, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с ребенком;

- развитие профессиональной рефлексии, позволяющей выдать индивидуальную специфику и степень целесообразности системы применяемых воздействий в ходе общения;

- повышение коммуникативного самоконтроля;

- развитие профессионально-значимых коммуникативных качеств;

- развитие интереса к ребенку как партнеру в общении.

Успешность педагогической работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы.

Исследование особенностей профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, изучение характера и содержания осуществляемых им функций, показало, что в структуре его профессиональной деятельности ведущее место занимает коммуникативная деятельность. Очевидно, что коммуникативное взаимодействие педагога дошкольного образовательного учреждения не только пронизывает все содержание его профессиональной деятельности, но и является своего рода ее каркасом или стержнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Готовность педагогов дошкольного образования к обновлению профессиональных компетенций

Статья посвящена вопросам развития профессионального мастерства воспитателей, их мотивации и потребности к саморазвитию и самообразованию. ...

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...

«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»

В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....

Консультация для родителей "Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению"

Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только...