Публикация "Развитие коммуникативной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к общению с родителями дошкольников"
статья
Социально-экономические изменения, происходящие в стране, требуют пересмотра подходов к изучению организации педагогических отношений в сфере образования и, соответственно, разработки таких форм педагогического общения, которые развивали бы у педагогов дошкольных организаций коммуникативную готовность к общению с родителями воспитанников ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к общению с родителями дошкольников.
Социально-экономические изменения, происходящие в стране, требуют пересмотра подходов к изучению организации педагогических отношений в сфере образования и, соответственно, разработки таких форм педагогического общения, которые развивали бы у педагогов дошкольных организаций коммуникативную готовность к общению с родителями воспитанников ДОО.
Актуальность этой проблемы повышается и в связи с тем, что, как показывает всероссийское исследование мониторинга качества дошкольного образования (МКДО), вот уже на протяжении трех лет область качества «Взаимодействие с родителями» не соответствует минимуму стандарта, что требует серьезных управленческих решений.
Имеются данные исследований, описывающие спектр негативных факторов, усугубляющих ситуацию коммуникации ДОО и семьи.
При этом в Профессиональном стандарте педагога указано на необходимость наличия готовности современного педагога дошкольного образования «…устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками...», «…владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Дошкольные организации по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, двустороннее безразличие к интересам друг друга, отказ от многих мероприятий и другие.
Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются: низкий социальный статус профессии педагога дошкольного образования в обществе; недостаточный уровень психолого-педагогической культуры родителей; неполная информированность педагогов об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду; отношение воспитателей к родителям как к объектам образовательного процесса; стремление педагогов дошкольного образования избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами; «закрытость» дошкольного учреждения. Педагоги часто указывают на то, что сейчас «родителей ничем не удивишь».
В данных условиях педагоги подчас оказываются неготовыми к организации общения и ведению активной работы с родителями. Причин тому, как видим, достаточно, поэтому решение данной проблемы является актуальной педагогической задачей.
В психолого-педагогической науке понятие готовность определяется как сложное личностное образование, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-методический (технологический), результативный и прогностический компоненты.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата, взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности - изменение поведения и деятельности других людей.
Коммуникативная готовность педагога ДОО - такие действия воспитателя, которые обеспечивают эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей; умение убеждать, объяснять свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов.
Коммуникативная готовность является составной частью коммуникативной культуры педагога, предполагает наличие коммуникативных качеств и овладение коммуникативными умениями. К коммуникативным умениям педагога относятся: умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; умения управлять своими эмоциями; наблюдательность и переключаемость внимания; речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
Фактически, научные определения отражают коммуникативную (обмен информацией между общающимися); интерактивную (организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установления на этой основе взаимопонимания) стороны, составляющие процесс педагогического общения.
Итак, коммуникативная готовность педагога к общению с родителями дошкольников рассматривается как сложное динамическое образование, представляющее собой единство когнитивного, операционально-деятельностного и личностного (мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого) компонентов, обеспечивающее передачу информации педагогического содержания в условиях взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
— планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
— практическая помощь семье в воспитании детей;
— организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
— вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
— активизация их педагогического самообразования
и др.
Причины указывающие на непринятия родителями позиции педагога: Организационные – причины, связанные с недостатком у родителей времени для общения с воспитателем, из-за их профессиональной занятости.
- Профессионально–личностные– эта группа причин является наиболее обширной и связана с недостаточным профессионализмом педагогов (конкретизировано на слайде):
- неумением выстроить грамотное общение с родителями,
- неумение отобрать целесообразное содержание и формы работы,
- невысокая профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями;
- недостаточный уровень педагогической культуры родителей.
Причинами низкой коммуникативной готовности воспитателей являются: недостаточно высокий уровень коммуникативной культуры педагогов; недооценка роли взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания дошкольников, как родителями, так и образовательной организацией; отсутствие эффективной технологии развития коммуникативной готовности педагогов к сотрудничеству с родителями и шаблонность методов и форм предлагаемого сотрудничества.
Таким образом, должен быть разработан комплекс поэтапно проводимых мероприятий, который бы обеспечивал условия для развития коммуникативной готовности воспитателя к общению в единстве всех структурных компонентов.
Например, методические материалы и рекомендации специалистам ДОУ:
- Методическое сопровождение развития коммуникативной готовности педагога к общению с родителями дошкольников (относительно конкретного воспитателя, педагогического коллектива, непрерывного образования педагогов).
- Участие педагогов в тренингах по самопознанию и саморазвитию.
- Стимулирование самообразования педагогов по проблемам взаимодействия с семьей.
Педагоги в процессе участия в комплексе мероприятий по развитию коммуникативной готовности к общению с родителями обогатили бы свои знания и практические умения выстраивать конструктивное общение с родителями.
В таких условиях, складывается положительная динамика в формировании коммуникативной готовности педагогов ДОУ к общению с родителями, меняется ситуация в общении воспитателей с родителями, укрепляются взаимоотношения между воспитателями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников
1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...
Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)
В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....
кейс Требования к коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации
материалы кейса могут быть использованы как электронный образовательный ресурс на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области...
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...
Конкурс Педагог дошкольной образовательной организации - 2019. Конспект ОД Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников «Волшебница-зима».
Цели: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родит...
Критерии коммуникативной готовности педагога дошкольного образования.
В статье раскрываются понятия коммуникативной готовности педагога дошкольного образования...