Консультация для педагогов "Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников"
консультация
Слайд 1.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 2.
В последнее время все больше уделяется внимание эмоциональной сфере ребенка, поскольку именно с умением понимать свои эмоции связывают такие вещи, как успех, в том числе и академический. Эмоциональная сфера рассматривается как фундамент для раскрытия детской одаренности.
Некоторые направления человеческой деятельности невозможно представить без умения понимать и передавать эмоции, это и художественная деятельность, режиссерская, актерская и многие другие. Но наиболее значимая сфера для каждого из нас – сфера межличностного общения.
Для детей способность понимать себя и других становится основной для сотрудничества, формирования умения выстраивать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, формирования умения выражать свои эмоции социально приемлемым путем.
Слайд 3.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально - коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
Слайд 4.
Социальный интеллект, как часть социального познания, обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности (в т. ч. социальной, ориентировка в сфере человеческих взаимоотношений.
Учитывая специфику дошкольного возраста, можно отметить высокую зависимость детей от значимых взрослых, доверие к ним. В связи с этим возрастает роль педагогической помощи в осознании и анализе возникающих социальных ситуаций, развитии умения понимать окружающих, строить с ними конструктивное взаимодействие. Педагогическое сопровождение позволяет оказывать педагогическую помощь ребенку, поддерживая его индивидуальность, сохраняя темп его развития, ориентируясь на его интересы, склонности и задатки.
Слайд 5.
Социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста — это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.
Критериями социального интеллекта дошкольника являются :
эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);
когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);
поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).
Слайд 6.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Слайд 7.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Слайд 8.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Слайд 9.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
ролевые игры;
психогимнастические игры;
коммуникативные игры;
игры и задания, направленные на развитие произвольности;
игры, направленные на развитие воображения;
релаксационные методы;
использование эмоционально-символических методов. ( Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);
Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.)
Слайд 10.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
комфортная организация режимных моментов;
оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);
игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);
арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.);
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация, элементы телесной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников" | 771.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональная сфера
ФГОС физическое и психическое здоровье детей эмоциональное благополучие социальный и эмоциональный интеллект эмоциональная отзывчивость образовательная среда
Социальный интеллект
Социальный интеллект ребенка дошкольного возраста способность человека правильно понимать своё поведение и поведение других людей в обществе способность легко сходиться с другими, уметь входить в их положение ставить себя на место другого
Эмоциональный интеллект способность человека управлять самим собой и другими людьми
Способности эмоционального интеллекта контролировать свои чувства сознательно влиять на свои эмоции умение общаться с другими людьми распознавать и признавать чувства других
Развитие эмоциональной сферы социализация человека
Модель эмоционального интеллекта самосознание самоконтроль социальная чуткость управление отношениями
Содержание работы по развитию социальной и эмоциональной сферы организация режимных моментов оптимизация двигательной деятельности игротерапия арттерапия занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия психогимнастика телесно-ориентированные методы задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ; использование наглядных пособий
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"
Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».
Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития.Впе...
Консультация для родителей на тему: «Повышение эффективности образовательной деятельности по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через внедрение социоигровой технологии».
Консультация для родителей на тему:«Повышение эффективности образовательной деятельности по развитию социал...
Консультация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"
Консультация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников"...
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»
Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольниковсредствамиарт-технологий»...
Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"
Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"...