Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"
консультация

Ахметшина Елена Шамыкаевна

Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_emotsionalnyy_intellekt.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, д. 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

                                           

Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме:

«Как развивать эмоциональный интеллект

у дошкольников. Методы и технологии»

Подготовила:

 воспитатель Ахметшина Е.Ш.

Февраль, 2024г.

Дошкольный период крайне важен для становления основных эмоциональных выражений. Эмоции ребенка этой возрастной группы интенсивные, но в то же время краткосрочные, переменные. Дети начинают контролировать свои эмоциональные выражения, могут критиковать себя, оценивать поведение, сожалеть о неправильных действиях, злиться на себя. Это создает самосознание, связанное с чувством собственной идентичности, самооценки. В этом возрасте у здорового дошкольника преобладает веселое настроение, постепенно отступает страх перед неизвестным, приобретают большее значение социальные ценности (любовь, ненависть, сочувствие, антипатия).

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников часто игнорируется, но, если малыш научится адекватно реагировать на ситуации, ощущать чувства других, это поможет ему в отношениях, в школе.

Воспитатель детского сада занимает одно из важных мест в жизни ребенка дошкольного возраста, ведь он является свидетелем его ежедневных выборов - иногда успешных, а иногда и нет. И в первую очередь, воспитатель получает возможность управлять развитием его эмоционального интеллекта. Он своим поведением, терпеливым и внимательным отношением к ребенку завоевывает у него авторитет, и сам становится ярким примером для подражания.

Больше шансов на успех у тех воспитателей, которые, прежде всего, обращаются к лучшим качествам воспитанников, постоянно их совершенствуя. В этом воспитательном процессе существует ряд эффективных методов и технологий в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. Рассмотрим их.

 «Методы и технологии».

К ним относятся: сюжетно-ролевые игры, чтение книги, изобразительная деятельность, упражнения на эмоциональный интеллект, совместная деятельность со взрослыми,

Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одним из значимых средств формирования эмоционального интеллекта являются сюжетно-ролевые игры. Это связано, прежде всего, с тем, что игровая деятельность определена как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость к сверстникам и окружающим событиям, представляет возможность индивидуального способа решения проблемных ситуаций.

По мере своего развития дети дошкольного возраста осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия. Далее можно наблюдать в поведении ребенка феномен «роль в действии».

В данном случае действие в игре в соответствии с обозначенной ролью становится одним из конституирующих моментов сюжетно-ролевой игры и рождается в раннем детстве из фактически производимых ребенком в игре действий имитационного характера.

В сказках, произведениях детской художественной литературы добро и зло четко разделены между собой. Однозначная авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы сопереживать положительным героям. Чтение художественной литературы активно способствует развитию эмоциональной сферы детей, воспитанию «добрых чувств». Чтение художественной литературы – это эффективное средство в развитии у детей эмоционального интеллекта. При чтении необходимо соблюдать интонацию, выразительность. Считаю, что это очень важно, чтобы вызывать и развивать эмоциональный отклик у детей на прочтенное произведение и героев. После прочтения обязательно необходимо обсудить с детьми произведение, анализировать поведение главных героев, проговаривать эмоции, которые возникали.

Изобразительная деятельность. Большим потенциалом в развитии эмоциональной сферы дошкольников обладает изобразительная деятельность, представленная в дошкольном образовании рисованием, лепкой и аппликацией. Основным назначением изобразительной деятельности является образное отражение действительности. Здесь перед ребенком открываются широкие возможности для выражения того, что взволновало, заинтересовало, вызвало в душе целый спектр эмоций.

В рисовании дети создают образы, отражающие их отношение к окружающей действительности доступными им средствами выразительности (цветом, декором, приемами и способами рисования). Способность воспринимать цвет имеет большое значение. Благодаря использованию цвета работы преображаются в зависимости от позитивного или негативного отношения к теме рисунка. Каждая детская работа наполняется детским содержанием, в них находят отражение впечатления детей, отношение к тому, что изображают, проявляя позитив или негатив. Дети выражают свое отношение к изображаемому.

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Аппликация – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Показателями творческой свободы являются оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов, созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу, тем она ценнее для автора – создателя. Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру

Лепка – каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Способствует устранению и уменьшению нервно-психических расстройств у детей, помогает «выплеснуть» негативную энергию и безопасным способом и превратить её в позитивную. А также лепка гармонизирует эмоциональное состояние ребенка.

Использование специальных игр и упражнений помогает детям войти в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя потребность в общении, и тем самым помогают ему адаптироваться, повысить осознание своих эмоциональных проявлений, научить выстраивать взаимоотношения как с детьми, так и со взрослыми, и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Данных игры знакомят детей с фундаментальными эмоциями, их проявлением и способствуют развитию эмоционального интеллекта. Специальные игрушки, обозначающие эмоции, позволяют придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях.

Совместная деятельность детей со взрослыми.

 Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. От эмоциональных реакций ребенка, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Основные способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в совместной деятельности: сотрудничество (в игре и общении), сопереживание и поддержка, обсуждение, гибкое введение ограничений. Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развить в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость и положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками.

В процессе совместной деятельности ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка. В совместной деятельности взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру.

Техники развития эмоционального интеллекта.

Существуют различные техники развития эмоционального интеллекта детей.

Умение расслабляться.

У детей много энергии, они постоянно находятся в движении. Важно научить ребенка успокаиваться, расслабляться. Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Родителям и педагогам надо знать, как успокоить малыша. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. Дома или в детском саду можно найти постоянное место, где всегда можно проводить время спокойно. В конечном итоге это станет ритуалом.

Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером, постепенно приучая ребенка к выполнению занятий самостоятельно.

Так же можно использовать методику имитации: упражнение выполняет взрослый, а малыш повторяет, чувствуя себя в безопасности, и получая удовольствие от релаксационных упражнений.

Умение замечать положительные моменты.

Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечать положительные вещи, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.

Беседы о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы ребенок наслаждался ощущениями при воспоминаниях о приятных впечатлениях. Поэтому в план разговора необходимо включать вопросы о чувствах.

Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации.

Можно помочь ребенку представить неприятную ситуацию и проговорить все моменты того, как полностью перебороть ее посредством положительных эмоций.

Использование воображения в отношении желаемых результатов.

Упражнение с использованием воображения состоит из 3-х этапов:

Просим ребенка сделать что-то хорошее, приятное. Наблюдая за действиями малыша, описываем, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.

Затем вместе разыгрываем ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описываем чувства, которые вызывают действия.

Вместе оцениваем оба варианта поведения, указываем на «правильную» форму.

В этом упражнении у маленьких детей первоначально используем подражание. Играем, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно.

Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними.

Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей. Когда малыш сердится, спрашиваем, что вызвало гнев. Учим понимать соотношения между тем, что ребенок думает и как себя чувствует. Затем придумываем причины для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности (в случае страха) или поощряем его («твоя роль в сказке небольшая, но важная»).

Для детей очень важно мнение и поведение родителей. Если родители доверяют малышу, дают ему хороший пример, он будет верить им и подражать их действиям. Дети нуждаются в независимости, поэтому надо не бояться позволять им взять на себя ответственность за свои действия. При этом постоянно показывать свою любовь. Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви.

Примеры занятий для развития эмоционального интеллекта в детском саду

Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

«Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.

Создание «Календаря настроения». В раздевалке в нашей группе есть такой «Календарь настроения» Каждое утро ребенок выбирает бабочку и присваивает его своему текущему эмоциональному состоянию, которое мы изобразили в виде ромашек. Настроение может меняться в течение дня, в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.

Игра с «Кубиком эмоций». Дети бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.

Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Оля сегодня утром в детском саду упала». Ребенок подбирает подходящий ответ на ситуацию. Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.

«Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.

Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).

К чему ведут занятия?

Тренировка для развития эмоционального интеллекта имеет перед собой ряд целей. Все они – основа межличностных отношений, успешного продвижения в социуме.

Знание собственных эмоций. Обучение пониманию работы своего тела, понятие его как инструмента выражения чувств. Осознание того, что наличие эмоций – это правильно, естественно.

Контроль собственных эмоций. Это способность действовать и реагировать соответствующим образом, посредством влияния ума и воли ослаблять моментальные эмоциональные импульсы (речь идет именно о подавлении импульсивности, а не самих эмоций).

Сочувствие, сопереживание. Это очень важный компонент эмоционального интеллекта, представляющий собой осознание и понимание эмоций других людей, способность представить себя на месте другого человека.

Мотивация. Люди, которые в состоянии мотивировать себя, ожидают успеха, не боятся ставить высокие цели. Немотивированные люди ждут ограниченного успеха, ставя цели на нижней границе.

Разрешение конфликтов. Конфликты – это естественная часть отношений. Их необходимо решать, создавать варианты для их устранения.

Развитие эмоционального интеллекта должно быть частью каждого образования, независимо от возраста. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, необходимые социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

Консультация для родителей "Развиваем эмоциональный интеллект у дошкольников"

Материал содержит советы  для родителей по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников....

Консультация «Советы родителям дошкольников: развиваем эмоциональный интеллект»

В консультации рассказывается о важности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольника

Рекомендации родителя и педагогом...

Консультация для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-технологий»

Консультация для педагогов   «Развитие эмоционального интеллекта дошкольниковсредствамиарт-технологий»...

"Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?"

С самого рождения ребенку доступны для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, под воздействием воспитания и усвоения родительских ...