Деловая игра-дискуссия «Формирование культуры безопасности: взаимодействие семьи и ДОО»
методическая разработка

Чистякова Надежда Валерьевна

Определение путей и способов формирования  культуры безопасности у дошкольников: роль семьи и ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-diskussiya.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра-дискуссия

«Формирование культуры безопасности:

взаимодействие семьи и ДОО»

Цель: определение путей и способов формирования  культуры безопасности у дошкольников: роль семьи и ДОО.

Задачи:

  • анализ составляющих формирования культуры безопасности и её влияния на образовательный процесс;
  • изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию безопасного поведения у детей;
  • выявить начальный уровень, актуализировать и систематизировать представления родителей о знаниях, о знаниях и личностных качествах детей, необходимых для безопасности жизнедеятельности.
  • определить роли и обязанности  всех участников образовательных отношений.

Оборудование: 3 комплекта разрезных карточек, листы бумаги форматом А4, ручки., анкеты для анализа мероприятия.

ХОД ИГРЫ

Ведущий:

1.        Сегодня мы поговорим о формировании культуры безопасности у детей, через взаимодействие семьи и ДОО.

Форма проведения  деловая игра-дискуссия.

Участники – группа педагогов и родителей.

Ведущий: - Давайте определимся: что такое «культура безопасности»? (Обсуждение.) Итак, под культурой безопасности понимается – способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности  и степень развитости личности и общества в этой области.

Прежде чем говорить о путях  формирования культуры безопасности у детей, необходимо  проанализировать роль каждого участника педагогического процесса:

- руководитель образовательной организации,

- педагоги,

- родители.  

Обсуждение:

Педагоги:

  • Чтение и обсуждение поведения сказочных героев в опасных ситуациях, что способствует осмыслению опыта предвидения, Предупреждения и преодоления опасных ситуаций;
  • Рассказы, беседы о конкретных чрезвычайных ситуациях, дискуссии о путях преодоления опасностей в различных условиях;
  • Проведение ролевых, дидактических, спортивных игр, имитирующих опасные ситуации;
  • Просмотр диафильмов, спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением.
  • Использование мультимедийных пособий;
  • Встречи с сотрудниками ГИБДД;
  • Встречи с сотрудниками ПЧ;

Родители:

  • Закрепляют полученные знания  о правилах безопасного поведения у детей в быту, на природе, во время путешествий и т.д.
  • Закрепляют навыки безопасного поведения на основе личного грамотного примера.
  • Чтение художественной литературы, беседы, рассказы о конкретных чрезвычайных ситуациях
  • Просмотр мультфильмов, диафильмов.

Заведующий ДОО:

Создание условий для реализации работы по формированию культуры безопасности у дошкольников

  1. Кадры ( повышение компетентности педагогов через различное обучение (курсы повышения квалификации, семинары, вебинары) в вопросах формирования безопасного поведения у детей)
  2. Материально-техническое обеспечение  (макеты, методическая литература, художественная литература, игры и т.д.)

Ведущий: Когда мы с вами определили участие в формировании культуры безопасности у детей каждой из сторон педагогического процесса, предлагаю выбрать  составляющие культуры безопасности  у детей. У вас на столе лежат полоски  с написанными ответами. Вам необходимо выбрать правильные ответы и сложить их в колонку.

 (После выбора участников дискуссии идет  обсуждение)

2. Вами, уважаемые участники, были выбраны следующие составляющие культуры безопасности:

  • воспитание мотивации к безопасности;
  • формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления;
  • формирование компетенций безопасного поведения;
  • формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
  • формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;
  • формирование психологической готовности к безопасному поведению;
  • воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Мотивация к безопасности формируется на ранних стадиях развития ребенка, прежде всего под влиянием стиля  семейного воспитания. Пагубно влияют на ребенка негативный пример родителей, жестокое обращение с малышом, излишняя тревожность взрослых, запугивание ребенка, предъявление к нему непомерных или несогласующихся между собой требований.

Вопрос: Какова, по вашему мнению, роль семьи, педагогов и руководителя  ДОО в формировании у ребенка  мотивации к безопасности?

У вас на столах лежат карточки с написанными ответами, каждая группа участников должна выбрать правильно свое определение.

семья:

  1. уклад семьи
  2. личный пример
  3. мотивация  
  4. компетентность

педагоги:

  1. компетентность
  2. подбор парциальных программ
  3. формы работы
  4. изготовление пособий, атрибутов
  5. мотивация

Заведующий ДОО:

  1. Кадры
  2. Материально-техническое обеспечение

Ведущий: Формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления является составляющей частью работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, ребенку необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений.  В процессе усвоения знаний также осуществляется интеллектуальная подготовка детей к безопасности жизнедеятельности. Данная работа традиционно осуществляется в д\с, но велика в этом и роль семьи. Большое значение имеют не только знания,  получаемые ребенком при помощи родителей, но и познавательные интересы семьи, отношение к самообразованию. Не умоляя важности знаний в сфере безопасности и роли интеллектуального развития, приходится констатировать, что ни то ни другое не обеспечивает в должной мере безопасности человека.

Вывод: Таким образом следует сделать вывод, что только при взаимодействии всех участников образовательных отношений возможно обеспечить ребенка дома, на улице, в природе, с незнакомыми людьми.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Наша игра подошла к концу. И мы должны с Вами подвести итоги сегодняшней работы. У нас есть дерево рефлексии, на котором вы можете оставить свои мнения и пожелания.

Спасибо за внимание.

Приложение 1.

Дерево релаксации

1.        Больше всего мне понравилось….

2.        Самым полезным для меня было…

3.        Мои пожелания и предложения….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.

В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...

Консультация для воспитателей «Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль семьи в формирование культуры безопасности у дошкольников»...

Формирование культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса «Безопасность на улице»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации учебно – методического комплекса  &la...