НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ» Иванец Елена Александровна МБДОУ "Детский сад № 48 «Колокольчик» С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро… И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка. Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста мы организовали семейный клуб «Родительские Университеты». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей. Работа семейного клуба «Родительские университеты» проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Особое внимание уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого провели «День открытых дверей»; родительское собрание «Первый раз в детский сад», в ходе которого родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду. Посетили семьи на дому, изучили карты здоровья детей, провели анкетирование и беседы с родителями для выявления индивидуально-личностных особенностей детей. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы, как дошкольников, так и их родителей. В ходе второго этапа была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе, плана работы, журнала регистрации, отчёта о проделанной работе. Основная цель создания семейного клуба «Родительские университеты» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста, расширение форм работы с родителями, обеспечение социализации детей раннего возраста и их адаптации к поступлению в ДОУ. Основные задачи семейного клуба «Родительские университеты»: - решение проблемы адаптационного периода, подготовка детей к посещению ДОУ;
- вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности;
- установление контакта с семьёй, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.
Основные направления работы семейного клуба «Родительские университеты»: - оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;
- популяризация деятельности ДОУ среди населения города;
- адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- профилактика и лечение заболеваний, оздоровление детского организма.
Встречи в семейном клубе «Родительские университеты» проходили в форме деловых игр, дискуссий, круглого стола, решения педагогических ситуаций, обсуждения опыта семейного воспитания, видеопросмотров материалов по организации жизни детей в ДОУ. Участие в таких мероприятиях помогло родителям активизировать воспитательные навыки, у них появилась вера в собственные педагогические возможности. Примерный план работы семейного клуба «Родительские университеты» Тема мероприятия | Форма проведения | «День открытых дверей в ДОУ». | Экскурсия по ДОУ. Театрализованное представление. | «Первый раз в детский сад». | Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы Клуба и успешного опыта семейного воспитания. | «Давайте познакомимся!» | Игра-занятие. Обоюдное знакомство педагогов ДОУ, родителей и их детей. Визитная карточка семьи. Сообщение об организации содержания, воспитания и обучения ребёнка в ранней группе. Игра «Какой мой ребёнок?» Семейная копилка: организация режима жизни ребёнка в домашних условиях. | «Расти здоровым, малыш!» (Питание детей раннего возраста в детском саду и дома.) | Практический тренинг. Сообщение « Где моя большая ложка?» Дегустация блюд. Конкурс «Меню выходного дня». Видеоролик «Вкусная каша». Семейная копилка: рецепты детских блюд. | «Расти здоровым, малыш!» (Воспитание у детей раннего возраста привычек здорового образа жизни.) | Семинар-практикум. Сообщение: «Чистота – та же красота». Конкурс детских причёсок. Разучивание с родителями потешек. Семейная копилка: детские песенки, потешки и прибаутки для формирования культурно-гигиенических навыков. | «Мы играем и поём, вместе весело живём». | Круглый стол: «Хорошо ли ребёнку в детском саду?» Видеотека: «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». Сообщение: «Игра – это серьёзно». Семейная копилка: игры для детей в группе и в семье. | «День за днём говорим и растём». | Игровой досуг. Сообщение «Как помочь ребёнку заговорить?» Блиц-диалог. Игровая программа «Играем вместе» (дидактические, речевые, подвижные, пальчиковые, коммуникативные игры). Выставка литературы: «Устное творчество и малыши». Семейная копилка: развивающие игры для детей от 1 до 3 лет. | Вечер вопросов и ответов. | Видеогостиная «Какими мы были, какими мы стали». Анкетирование. Чаепитие. Обсуждение планов на следующий год. Семейная копилка: фотоальбом «Счастливые моменты жизни в детском саду». |
Активное участие в работе Клуба принимали педагоги и специалисты ДОУ: заместитель заведующей по ВМР, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр, медицинская сестра, шеф-повар. В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводилась наглядной информации. Ежемесячно оформлялись папки-передвижки, которые представляли собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбирались по запросу родителей: «Я иду в детский сад», «Первый раз в детский сад», « Я живу по расписанию», «Что необходимо знать о развитии своего ребёнка» и др. В конце каждого заседания для пополнения «Семейной копилки» родителям вручались буклеты, представляющие собой рекомендации, шпаргалки по воспитанию детей. Название буклета | Содержание | «Я иду в детский сад!» | Примерный режим дня, правила поведения родителей в адаптационный период - Как правильно одевать ребёнка
на прогулку, в помещениях ДОУ. | «Рациональное питание – залог здоровья вашего малыша» | Принципы здорового питания, рецепты овощных салатов, детских каш для малышей. продукты можно или нельзя употреблять в пищу ребёнку). | «Расти здоровым, малыш!» | Раскрывается понятие «здоровый образ жизни», как обучить ребёнка правилам личной гигиены. - Потешки, песенки, прибаутки,
которые способствуют формированию культурно-гигиенических навыков малыша. | «Папы и мамы, начните общаться со своим ребёнком!» | Советы, которые помогут родителям научиться общаться со своим ребёнком и развить его речь! - Словесные игры для малышей
и их родителей. | «Папа, мама, поиграйте со мной!» | Влияние игры на всестороннее развитие личности ребёнка. совместной игры взрослого и ребёнка. |
На третьем этапе, в конце учебного года, была проведена психолого-педагогическая диагностика. Результаты показали следующие изменения: - процесс привыкания детей (18 чел.) к детскому саду прошёл успешно: степень адаптации лёгкая (65% (13 детей)), и средняя (25% (5 детей)); - повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; - родители стали активно включаться в процесс социального воспитания; - установились партнерские отношения между детьми, родителями и воспитателями. Нетрадиционные формы организации встреч семейного клуба повысили интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Общение в непринуждённой, эмоционально насыщенной обстановке способствовало сближению педагогов, родителей и детей. Мамы и папы, увидев собственного ребёнка в другой обстановке, во время его общения со сверстниками и педагогами, открывали в нём новые черты и способности. Совместная деятельность сблизила родителей и детей, сделала их настоящими партнёрами. Отчёт о работе семейного клуба «Родительские университеты» заслушался на итоговом педагогическом совете ДОУ. |