Научная статья " Управление образовательными системами: принципы эффективного менеджмента"
статья

Малышева Виктория Валерьевна

Эта статья предназначена для руководителей ДОУ, педагогов  и руководителей дополнительного образования, а также для студентов и магистров педагогического профиля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малышева Виктория Валерьевна

         Магистрант Института дополнительного образования  

         АГПУ « Алтайский государственный педагогический            университет»

г. Барнаул

e-mail:victoria.malisheva@mail.ru

Управление образовательными системами: принципы эффективного менеджмента.

В статье рассматриваются основные принципы эффективного менеджмента в управлении образовательными системами, анализируются вопросы повышения качества образования через внедрение и реализацию этих принципов.

Ключевые слова: Управление, образовательная система, качество образования, принципы управления образовательной системой, менеджмент, принципы педагогического менеджмента, эффективность

Malysheva Victoria Valeryevna

         Master of Advanced Studies Institute «The Altai State Pedagogical University»

     Barnaul

        e-mail: victoria.malisheva@mail.ru

Management of educational systems: principles of effective management.

The article considers the basic principles of effective management in the management of educational systems, analyzes the issues of improving the quality of education through the implementation and implementation of these principles.

Keywords: Management, educational system, principles of management of the educational system, management, principles of pedagogical management, efficiency

В нашей стране очень стремительно происходят  социально-экономические изменения, которые  требуют совершенствования  системы образования, охватывая все ее сферы деятельности, в том числе и управление. На сегодняшний день главной задачей современного образования – это  повышение его качества. Разработка и внедрение качественных программ, повышение качества образовательного процесса, его инновационной составляющей, совершенствование качества управления организацией является основным фундаментом образовательной системы. Уход от традиционной формы управления к развивающей, внедрение в систему программ развития, приводит к новому качественному скачку в образовательной системе.

 Анализ педагогической, управленческой, социально-психологической литературы показал, что вопросы повышения качества образования через создание эффективных моделей управления имеют необходимое теоретическое обоснование. Опыт управления инновационными образовательными учреждениями и создание модели управления образовательным учреждением исследуется в работах В.Н.Иванова, О.Е.Лебедева, А.М.Моисеева, Е.Ф.Филипповой, Т.И.Шамовой, Е.А.Ямбурга и других. Общие вопросы по теории управления образовательными системами рассматриваются в работах И.С.Батракова, Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, В.Н.Максимова, Л.М.Моисеев, А.А.Орлов, М.М.Поташник, В.П.Симонов, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова и др.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. – требует изменения и субъекта управления. Обобщая изложенное, можно прийти к выводу о том, что менеджмент в образовании выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности. Перечислим основные функции менеджмента в образовании:

  • разработка целенаправленных решений организация выполнения принятых решений,
  • создание надлежащих условий для эффективной работы образовательного учреждения, каждого участника образовательного процесса,
  •  обеспечение мотивов и стимулов их деятельности;
  •  контроль выполнения решений

Принципы педагогического менеджмента:

  • Лояльность к работникам.
  •  Ответственность
  •   Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
  •   Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
  •   Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.  
  •   Честность и доверие к людям.
  •   Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.
  •  Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
  •   Качество личной работы и ее постоянное совершенствование

Таким образом, под принципами управления образовательной системой подразумеваются основные руководящие положения, на которые ориентируется субъект управленческой деятельности (руководитель, менеджер, педагог) в процессе управления. Принципы управления определяют требования к содержанию, структуре, организации этого процесса. Они составляют идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные аксиомы.

Над проблемой классификации принципов управления образовательными системами работали многие авторы (Г. Г. Габдуллин, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, Μ. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Полагаем целесообразным отметить существование в сфере образования следующих трех групп управленческих принципов:

– общие принципы организации педагогического труда;

– принципы социального управления сферой образования;

– специфические принципы управления.

     Рассмотрим более подробно, как же работают эти принципы в образовательной системе на сегодняшний день, имеют ли противоречия и проблемы? Возьмем принцип научности, относящийся к общим принципам. Этот принцип  реализуется с опорой на апробированные результаты научных исследований, представленных в форме рекомендаций, теорий, концепций и др. Здесь очень важно, чтобы содержание управленческой деятельности соответствовало уровню современной теории управления и основывалось на раскрытии важнейших закономерностей и принципов процесса управления образовательными системами. Следующий принцип системности и целостности исключает предпочтение какой-либо из управленческих функций, реализующихся во взаимодействии руководителя учебного заведения с педагогическим коллективом и отвечающих таким требованиям, как последовательность, логичность, равнозначность всех функций.

Реализация следующего принципа -  рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности в управлении достигается путем продуманного определения сфер подчиненности, тщательной разработки должностных инструкций, где четко определен круг прав и обязанностей каждого члена коллектива учебного заведения и границы его ответственности за невыполнение или некачественное (несвоевременное) выполнение своих функциональных обязанностей.

Управленческая информация – это сообщение, содержащее сведения о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Она может быть классифицирована по различным признакам:

– по времени – ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

–функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;

– источникам поступления – внутренняя, ведомственная, вневедомственная;

– целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Это другой очень важный принцип, где объективность означает независимость содержания управленческой информации от каких-либо интересов ее источников. Полнота информации понимается как такое ее свойство, которое позволяет руководителю принять правильное решение, не прибегая к дополнительным данным. Все это способствует повышению эффективности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

К принципам социального управления сферой образования относятся:

– демократизация и гуманизация управления образовательным учреждением, предполагающая прежде всего развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса – руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости (гласности) обсуждения и принятия управленческих решений. В управлении учебным заведением невозможно ограничиться только воздействием управляющей подсистемы (администрации) на управляемую (общешкольный коллектив). Здесь необходимо взаимодействие, сотрудничество, соуправление в сочетании с самоуправлением. Конкретное проявление демократизации и гуманизации процесса управления образовательными системами основано на утверждении субъект-субъектных отношений, переходе от монолога к диалогу, от воздействия к взаимодействию;

– единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Оно предполагает, что управление образовательным заведением строится в основном на двух принципах: единоначалии и коллегиальности, которые, дополняя друг друга, создают единую систему управления. Реализация этого принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении общеобразовательным учреждением.

Единоначалие осуществляется администрацией учебного заведения, в которую входят директор, его заместители, а также начальники структурных подразделений. Оно обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.

Коллегиальность осуществляется в двух формах – непосредственной демократии (к примеру, в форме общешкольной конференции, общих собраний, педагогического совета, когда в них могут участвовать все члены общешкольного или педагогического коллектива) и представительной демократии (в форме совета школы, различных комиссий, комитетов, куда избираются представители тех или иных частей коллектива). Вместе с тем коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело, причем при определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических – коллегиальность.

Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

 К специфическим принципам управления образовательным учреждением  относятся:

а) педагогическая направленность управления – стремление руководителя оставаться учителем и в своей управленческой деятельности, соблюдая педагогический такт, проявляя терпение к личностным и профессиональным недостаткам своих подчиненных, заинтересованное отношение к созданию ситуации конструктивного диалога, ситуации успеха, поддержки и определенной позитивной соревновательности и взаимопомощи между членами руководимого коллектива. Для руководителя образовательного учреждения важнейшими качествами являются знания и умения, необходимые для организации управления учебно-воспитательным процессом, которые способствуют решению задач постоянного совершенствования условий эффективного протекания этого процесса на основе соблюдения общих принципов обучения и воспитания. Кроме того, как известно, педагогическая деятельность носит управленческий характер. Следовательно, все субъекты педагогической деятельности должны соотносить и адаптировать управленческие и педагогические методы взаимодействия с воспитанниками. Сущность такого управления состоит прежде всего в умелом решении профессионально-педагогических задач по развитию обучения и воспитания;

б) нормативность. В качестве принципа управления она предполагает опору на выполнение нормативных требований, содержащихся, во-первых, в образовательных программах, реализуемых данным учебным заведением, и государственных образовательных стандартах, во-вторых, в ведомственных документах, поступающих из вышестоящих уровней управления образованием. Для всех членов коллектива принцип нормативности реализуется через выполнение нормативных требований, содержащихся в документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в целом и каждого его работника в частности;

в) единство педагогических позиций. Реализация данного принципа в педагогическом управлении означает, что:

– все субъекты педагогической деятельности должны выступать как единое целое, содружество, объединенное общим пониманием цели, способов организации деятельности, отношениями творчества и общей ответственности. Для создания и обеспечения функционирования эффективной образовательной системы необходимы направленная на личностное развитие каждого учащегося цель учебного заведения, принимаемая всеми участниками образовательного процесса и привлекательная для большинства идея, концепция, осмысленная с позиции принципов педагогики;

– все требования к организации педагогического процесса, содержащиеся в документах, регламентирующих его (устав, положение об учебном заведении и т.д.), обязательны для любого члена коллектива учебного заведения.

Управление образовательной системой будет эффективно при условии, что все участники педагогического процесса будут едины в своих подходах к его организации. В педагогическом управлении принимают участие разные категории людей – профессиональные педагоги, родители учащихся и в определенной мере сами дети посредством их вовлечения в процессы самоуправления, самовоспитания, самообразования;

г) сочетание интересов детей и взрослых. Как принцип управления оно реализуется через обеспечение приоритетности интересов детей, соблюдение и защиту прав всех участников образовательного процесса, осуществление практических шагов по улучшению положения и самочувствия детей и взрослых в образовательной системе, обеспечение участия родителей в управлении учебным заведением в органах самоуправления.

           Сопоставление педагогической и управленческой деятельности выявило целый ряд схожих функций как: мотивационная, конструктивная, организационная, информационная, контроля и принятия решений. Для реализации принципов эффективного менеджмента в управлении образовательной системы будет целесообразной интеграция управленческой и педагогической деятельности. Формирование нового направления в педагогической деятельности стало основой педагогического менеджмента. Таким образом, педагогический менеджмент выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

Список использованной литературы

  1. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - 1. - С.22-31
  2. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001.359 с
  3. Быкова В. Г. Управленец старой формации или менеджер новой формации? // Завуч. – 2003. – № 1.
  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2000. - 223 с.
  5. Драккер П. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. – М.: Технолог. Школа бизнеса, 1992. – 262 с.
  6. Ельников Г.В. Научные основы управления / Г.В. Ельников. - Харьков: Научные знания, 1991. - 120 с.
  7. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.:
  8. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С.15-16
  9. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. - М.: Глобус, 2001. - 160 с.
  10. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  11. Сергеева В.П. Управление образовательными системами / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ “Народное образование", 2002. - 172 с.
  12. Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. 2004. - № 1. - С.79-82.
  13. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М., 1999.
  14. Уткина Е. А. Инновационный менеджмент в современной школе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 6. – Новосибирск: СибАК, 2011.
  15. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М.: Педагогический поиск, 1991. - 298 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития взглядов на управление образовательными системами

В статье изложены основные этапы развития взглядов на управление образовательными системами. Знание особенностей каждого этапа позволит руководителю более эффективно организовать свою управленческую д...

Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

СТАТЬЯ Компетенции воспитателя для эффективной работы в цифровой образовательной системе экологической деятельности

Современный мир все больше становится современным цифровым. В настоящее время цифровизация  вошла в нашу жизнь повседневно. Она уверенна охватывает все области жизнидеятельности  человека. А...

Научная статья "Игровая образовательная технология как способ организации деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Концептуальные основы игровой технологии:1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся припомощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средствапобуждения и стимулирования ре...

Научная статья "Современные образовательные технологии в ДОУ"

Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассНаучная статья стала воплощением моего педагогического опыта в си...