Научная статья "Игровая образовательная технология как способ организации деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
статья
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства
побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей
последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи,
образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научная статья "Игровая образовательная технология" | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Миленко Т.В.
Муниципальное образовательное учреждение г. Подольск СОШ №19,
дошкольное отделение 3, г. Подольск
В самом общем виде технологию обучения определяют, как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения.
В ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда
за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность
учителя, которая должна строиться на научных принципах. Создавшееся положение в науке не помогает практике. В реальности мы имеем технологии в виде
методик преподавания, слабость которых состоит в одностороннем – предметном обосновании, при этом отсутствуют психологическое и обще дидактическое
обоснования. Эффектом этих методик являются предметные знания, которые
плохо сочетаются с логическими действиями их выведения, обобщения и систематизации.
Еще одно негативное последствие состоит в том, что предметные методики
не формируют умения учащихся переводить знания в действия. Именно такое
положение вещей имеет место при так называемых традиционных технологиях
профессиональной подготовки учителя, когда молодой учитель слабо владеет
технологиями в силу их теоретической неосознанности. А если к этому добавить
и недостаточность оперирования диагностическими приемами и умением трансформировать имеющиеся технологии в условиях обучения, то профессиональная
деятельность приобретает исключительно репродуктивные характеристики.
Технология обучения отражает теорию обучения, является стратегией и
тактикой действий учителя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует. Технология обучения связана с методами, но их зависимость может определяться по-разному в связи с различной трактовкой метода
обучения.
Анализируя имеющуюся картину состояния научного статуса педагогической технологии, следует отметить, что:
– некоторые авторы рассматривают технологию обучения между наукой и
искусством;
– другие авторы связывают технологию обучения с дидактической функцией проектирования;
– известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий
профессиональный инструментарий, предусматривающий;
– всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения.
Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения – методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного проекта организации обучения. До недавнего времени педагогика располагала только технологическими
указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м годам XX
века в связи с реформированием американского и западноевропейского образования.
Многие технологии обучения продолжают оставаться слабо технологичными
, т. е. не до конца расписанными. В них в основном преобладают теоретические основы технологий, деятельностная сторона продолжает быть либо недостаточно конкретной, либо излишне привязанной к конкретному учебному
предмету. Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, скажем, задачного подхода в обучении, либо программированного компьютерного обучения,
либо организации проблемной структуры обучения. Известны также общие технологии развивающего обучения.
Игровая образовательная технология – способ организации деятельности
детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой
образовательной технологии – это не развитие игровой деятельности, а
организация усвоения детьми предметного содержания.
Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка,
характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной
потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и
организации предметно-пространственной среды. Игровая технология в
обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
Игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения
дошкольников, должны содержать четкую систему игровых заданий и
различных игр. Используя эту систему, педагог должен быть уверенным, что в
результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или
иного предметного содержания.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства
побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей
последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи,
образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного
процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и
упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из
образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать
образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного
материала.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной
основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от
условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в
усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и
повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна
соответствовать следующим требованиям:
36
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с
разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения
образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех
частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания,
планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств
и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого
Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо
соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Методическая разработка для педагогов ДОУ...
Игра Брей-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС....
Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Игра в детском саду должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка, способствовать накоплению социального опыта....
Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)
Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...
Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Презентация Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...
"Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО"
Как правильно организовать игру с дошкольниками?...
"Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО"
quot;Ирга - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить" (М.Горький)...