Индивидуализация образовательного процесса в ДОО
консультация
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по проблеме индивидуализации образовательного процесса. Задачи:
- Уточнить представления педагогов о понятиях «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход», их отличиях.
- Расширять знания воспитателей по составлению индивидуальной образовательной программы.
- Упражнять воспитателей в составлении характеристики на дошкольника. Тема семинара-практикума «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ».
Мы рассмотрим следующие вопросы:
- Понятия «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальная образовательная программа».
- Индивидуальная образовательная программа.
- Характеристика на ребенка дошкольного возраста.
- Что такое «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход»?
Высказывания педагогов. Работа с определениями.
Посмотрите на таблицу, которая дает сравнение понятий «индивидуализация», и «индивидуальный подход». Проанализируйте таблицу и скажите: в чем разница между индивидуализацией и индивидуальным подходом?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_v_doo_.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация образовательного процесса в ДОО
Подготовила: воспитатель Щеглова Диана Филюсовна
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по проблеме индивидуализации образовательного процесса. Задачи:
- Уточнить представления педагогов о понятиях «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход», их отличиях.
- Расширять знания воспитателей по составлению индивидуальной образовательной программы.
- Упражнять воспитателей в составлении характеристики на дошкольника. Тема семинара-практикума «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ».
Мы рассмотрим следующие вопросы:
- Понятия «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальная образовательная программа».
- Индивидуальная образовательная программа.
- Характеристика на ребенка дошкольного возраста.
- Что такое «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход»?
Высказывания педагогов. Работа с определениями.
Посмотрите на таблицу, которая дает сравнение понятий «индивидуализация», и «индивидуальный подход». Проанализируйте таблицу и скажите: в чем разница между индивидуализацией и индивидуальным подходом?
Индивидуальный подход и индивидуализация
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. | Индивидуальный подход – организация педагогом учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Л.В. Свирская) |
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. | Цель: организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии. |
Способы общения: признание права | Способы общения: прямое обучение в |
выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. | соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата. |
Тактика: сотрудничество и партнерские отношения. | Тактика: диктат и опека. |
«Хороший ребенок» - инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. | «Хороший ребенок» - следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий. |
Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром, самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта. | Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых – наиболее ценный способ развития. |
Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способности к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. | Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы). |
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.
Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.
Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, уровень развития, способности (потребности), сильные стороны, характер и темперамент, интересы и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия.
В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация).
В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом, - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется:
- умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность
детей;
- время для игр и самостоятельных занятий;
- готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющие потребности детей в данной подгруппе, педагог помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также к тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.
В соответствии с ФГОС ДО, рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка или индивидуальной программы сопровождения дошкольников.
Форма составления индивидуальной образовательной программы может быть различной. Тем не менее, существуют параметры, которые обязательно должны содержаться в ИОП:
- обозначение направления работы;
- задачи, которые ставятся в рамках данного направления;
- методы и приемы, формы работы, с помощью которых данные задачи могут быть реализованы, ресурсы;
- кто участвует в реализации поставленных задач;
- сроки, в течение которых данную задачу предполагается разрешить; - результаты реализации поставленной задачи.
Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, т.е. она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи должны быть рассчитаны на потенциальный уровень ребенка (на зону ближайшего развития).
Алгоритм работы по реализации индивидуальной образовательной программы:
- входная диагностика, анализ полученных результатов;
- составление ИОП, планирование мероприятий с воспитанником, родителями;
- непосредственная реализация ИОП;
- промежуточный контроль за эффективностью работы: повторная промежуточная диагностика, корректировка программы (если необходимо);
- продолжение реализации ИОП с учетом корректив;
- подведение итогов: заключительная комплексная диагностика, ее
анализ;
- заключение о выполнении программы, выводы, рекомендации. Одним из важных этапов при написании ИОП является составление характеристики на дошкольника. На слайде представлены рекомендации по составлению характеристики. Работа в парах. Используя шаблоны характеристик, составить характеристику на одного ребенка вашей группы, подчеркивая нужные фразы в тексте. Представление результатов работы педагогов в парах.
Глоссарий
Индивидуализация обучения – один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – программа образовательной и иной деятельности, направленная на личностное, интеллектуальное развитие, разработанная и реализуемая педагогом на основе личностных, образовательных потребностей, запросов ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут – личная программа действий обучающегося на некотором отрезке обучения: от нескольких минут и часов до недель и даже месяцев; от отдельной части, темы, раздела до целого предмета. Образовательная среда – социокультурная, в том числе педагогическая среда, среда, в которой должна или может быть реализована образовательная деятельность, в том числе деятельность по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.
Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, имеют отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности и обеспечивают легкость и быстроту приобретения умений и навыков.
Литература
1. Борохович Л.Ю. Реализация принципа индивидуализации в
ДОО//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - № 11.
– с. 21-29
- Васильева Т.Н. Как развивать и поддерживать одаренного ребенка//Справочник педагога-психолога. – 2012. - № 5. – с. 40-44.
- Кузьмин С.В. Индивидуальная образовательная программа воспитанника ДОУ//Управление ДОУ. – 2013. - № 1. – с. 76-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.
В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...
Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)
В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежа...
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса
Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса...