« ТРИЗ технологии как средства развития фантазии у старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Семенихина Наталья Васильевна

 « ТРИЗ – технологии как средства развития фантазии у старших дошкольников»

 

Слайд 1 .                          « Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества
Без этого – он засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский
 

Слайд 2.   Как же научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций, которые готовит нам наша динамично меняющаяся жизнь?

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.


Слайд 3. На помощь педагогам пришла ТРИЗ – педагогика, направленная на развитие творческого потенциала ребёнка.

Основные этапы методики ТРИЗ:

  • 1. Поиск сути.
  • 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо.
  • 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

 

Слайд 4. Идеями ТРИЗ-педагогики я заинтересовалась сравнительно недавно и была просто поражена заинтересованностью детей, тем, как горят у них глаза, когда они фантазируют, спорят, отстаивают своё мнение. Каждый педагог, работая с детьми дошкольного возраста, замечает, как необходимо ребёнку проявлять себя в творчестве. Но вряд ли человек, лишённый воображения, способен проявлять себя в творчестве.

Слайд 5. Цель и задача работы на слайде.

Ни что так не способствует развитию воображения у детей, как игра. Только в игре ребёнок может стать и великаном и Дюймовочкой, пушистым котёнком или коварным драконом.

                        Слайд 6. Поэтому своё изучение методов и приёмов ТРИЗа, я начала именно с игр. Я изучила опыт коллег из Ульяновска, Тольятти, Нижнего Новгорода. Особенно мне понравились игры с пособиями по ТРИЗ. Одним из преимуществ этого направления педагогики является то, что для реализации его задач не требуется внушительных материальных затрат. Практически все пособия можно изготовить своими руками. Так в нашей группе появилось универсальное пособие «Мы познаём мир», где на волшебной полянке живут:
1. Солнышко – Волшебники
2. Капельки –признаки
3. Бабочки – Мыслительные модели
4. Цветы – Схемы вопросов
5. Фея – Модель анализаторов
6. Мостик – Модель «Причина и следствие»
Слайд 7-8.Дети с огромным удовольствием играют с универсальным пособием. А образы знакомых современным детям героев придают играм ещё большую привлекательность. Почти все элементы универсального пособия съёмные, ламинированные, поэтому дети имеют возможность играть с ними самостоятельно.
Для игр требуется лишь фантазия, хорошее настроение, сказочная музыка.

На презентации предоставлен мой опыт работы в разных видах деятельности.
Вот несколько игр с пособием, особенно полюбившихся нашим детям.

Заключение:

Приятно осознавать, что дети, благодаря ТРИЗ-технологии, стали непринуждённее, научились мыслить образно, стали почемучками. Хочу добавить, что больше всего меня привлекает в ТРИЗ – это возможность научиться у детей способности так фантазировать, удивлять и удивляться. Глядя на их вдохновлённые фантазией лица, хочется творить и выдумывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает ку...

«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Комплекс дидактических игр  по развитию вниманию у старших дошкольников.  Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....