***Проект "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
проект (старшая группа)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель: Концова Ольга Юрьевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: - создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента Задачи проекта: - расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира - знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов - стимулировать развитие самостоятельности и ответственности - развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру - привлекать родителей к совместной деятельности
Общая характеристика проекта: Вид проекта: долгосрочный (срок реализации: ноябрь 2021г. – март 2022 г.), групповой, подгрупповой Тип проекта: - поисково-исследовательский, игровой По содержанию: - интегративный Участники проекта : - дети старшей группы, педагоги, родители. Возрастная группа : - дети 5 – 6 лет (старшая группа)
Формы взаимодействия: • с детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность • с родителями: консультации, анкетирование, фотоотчёт итоговых занятий, выполнение опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях Методы проведения: • поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты • проведение опытов (практических) • беседы творческая деятельность использование картотеки опытов использование ИКТ
Актуальность проекта: В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ожидаемые результаты: - высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира - в ыдвижение гипотез, предположений, способы их решения, широко используя аргументы и доказательства - проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ о богащение предметно – развивающей среды в группе - п роявление активности со стороны родителей
Этапы проекта: 1) Подготовительный этап: - создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы) - создание картотеки, для не читающих детей - определение целей и задач проекта 2) Основной. Реализация проекта: - познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование - связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), социально-коммуникативная, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие 3) Заключительный этап: - создание фотовыставки «Опыты и эксперименты в домашних условиях!» - подведение итогов проектной деятельности - создание презентации
Подготовительный этап То, что я услышал – я забыл. То, что я увидел – я помню. То, что я сделал – я знаю!
Видеотека обучающих мультфильмов по опытно-экспериментальной деятельности Фиксики : «Воздушный шар» https://www.youtube.com/watch?v=Ru_9qi4ow00 Смешарики : «Фотосинтез» https://www.youtube.com/watch?v=lrCWgRpvgAA Фиксики - советы: https://www.youtube.com/watch?v=Uk_pyEkgIMI Лунтик : «Музыка ветра» https://www.youtube.com/watch?v=SuSTS4jStho Смешарики : «Что такое свет» https://www.youtube.com/watch?v=IrYo91JhDPc Смешарики : «Свет и излучение» https://www.youtube.com/watch?v=-G2jGL-T3T4 Смешарики : «Откуда берется свет?» https://www.youtube.com/watch?v=HKiKUQPwa60 Захватывающие эксперименты с водой. Опыты для детей. http://vk.com/preschool
Структура детского экспериментирования: - постановка проблемы, которую необходимо решить - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) - поиск возможных путей решения (выдвижение гипотез) - проверка гипотез - анализ полученного результата (подтвердилось или нет) - вывод
Варианты решения задач: - дети проводят эксперимент, не зная его результата и таким образом приобретают знания - дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Это все – эксперименты, интересные моменты! Все, все, все хотим узнать! Нужно все зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему? Основной этап. Реализация проекта
«Цветное молоко»
«Опыты с воздухом»
1 5 4 3 2 «Волшебная вода»
«Торнадо в банке» 1 2 3 4
«Цветы лотоса»
«Волшебная соль»
«Яйцо и Кока-Кола»
«Цветной дождь»
«Самонадувающийся шарик»
Буклеты для родителей
Консультации для родителей
Уголок опытно-экспериментальной деятельности Основным оборудованием в мини-лаборатории являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др .; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. А. Тимирязев
Заключительный этап: Фотовыставка «Опыты и эксперименты в домашних условиях» « Самозатухающая свеча» « Зубная паста для слона»
«Весёлый шарик» «Весёлое молоко»
«Опыт с зелёнкой» «Выращивание водорослей»
« Вулкан » «Опыты со льдом»
« Кристаллы » « Опыты с водой»
Оценка результатов : выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом высказывать предположения об ожидаемом результате с помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия В результате проекта дети научились:
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...
План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....