Сценарий мастер – класса «Тайм-менеджмент в работе воспитателя как организатора педагогического процесса»
методическая разработка
На данном мастер-классе транслируется опыт педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя, по предупреждению возможных затруднений в работе молодых специалистов. Присутствующие знакомятся с базовыми понятиями тайм – менеджмента, как отрасли науки управления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_tm.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер – класса для педагогов
«Тайм-менеджмент в работе воспитателя как
организатора педагогического процесса»
Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя.
Задачи:
- Предупредить возможные затруднения в работе молодых специалистов, акцентировать внимание опытных коллег на факторах препятствующих эффективности профессиональной деятельности.
- Познакомить с базовыми понятиями тайм – менеджмента, как отрасли науки управления.
- Совершенствовать аналитические умения педагогов.
Приемы работы | Содержание деятельности мастера |
Установление контакта, приветствие участников Заполнение оценочного листа (приложение 1) Упражнение «Пирог» Рефлексия | - Еще раз здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Яковлева Светлана Николаевна. Я методист. Хочу познакомиться с Вами – ведь Вы, наверняка, успешные специалисты, люди, которым хватает времени решительно на все. Вы успеваете не только работать, но и жить, Вы вовремя уходите с работы, Вы читаете много интересных книг, Вы часто ходите в театры, любуетесь природой, общаетесь с семьей, с братьями нашими меньшими. Да? Все верно? Тогда можно Вам можно дальше и не слушать меня. Но я полагаю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так… - Итак, тема нашей встречи «Тайм – менеджмент в работе воспитателя как организатора педагогического процесса» Я уверена, что у нас все получится. Да? Ну что ж, тогда начинаем. - Я предлагаю Вам поработать с оценочным листом, заполните его первую часть. - Что для вас тайм – менеджмент, что вы написали? - А теперь, чтобы убедить Вас об актуальности и значимости Тайм – менеджмента на сегодняшний день, я предлагаю Вам выполнить упражнение «Пирог». Перед Вами карточка, на которой изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасьте сейчас столько секторов, сколько Вам лет. А теперь давайте обсудим Ваше будущее… сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасьте еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасьте еще 3 сектора. Посмотрите и оцените сколько активного времени Вам осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным. - Стоит ли растрачивать время в пустую? |
Теория вопроса Упражнение «Пирамида успеха» (приложение 2) Рефлексия Заполнение «Матрицы Эйзенхауэра» (приложение 3) Рефлексия Упражнение «Определяем своих «лягушек» Упражнение «Делим «Слона» | - Люди говорят, время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходите Вы. Время – это ресурс, данный каждому из нас от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остается около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И если кто-то скажет вам «У меня нет времени» - теперь вы знаете, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живем. - Давайте рассмотрим и профессиональную сторону вопроса. Вы все воспитатели. На качество образовательной работы влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому для воспитателя важно уметь организовывать себя, обладать умением самоорганизации. Самоорганизация – дело, конечно, не простое. Но ради тех замечательных результатов, которые она приносит, ею стоит заняться. - Чтобы узнать, как эффективно организовывать свое время, давайте разберемся, что же такое тайм – менеджмент (ТМ). Тайм – менеджмент – искусство эффективной организации времени. Задачи ТМ – помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью. Сегодня мы остановимся на некоторых критериях – это целеполагание, расстановка приоритетов и планирование. |
- Итак целеполагание. Хочется начать со слов Луция Сенека «Когда я не знаю, на какую гавань мне держать курс, ни один ветер не будет для меня попутным» - Чтобы достичь чего-то, мы сначала должны знать, чего мы хотим. Только наличие четкой цели дает возможность достигнуть многого. – Не спешите сразу браться за глобальное – начните с того, что сформулируйте главные цели вашей профессиональной жизни, исходя из них определите долгосрочные цели на ближайшие 5-10 лет, определите 4 главные цели в год, затем определите цель на 1 месяц. И то, что вы делаете в течение дня, недели, месяца – приближает вас к этой крупной и далекой цели. - Давайте попробуем выполнить упражнение по системе Бенджамина Франклина. Заполните все предложенные ступени пирамиды под названием «Успех». - У Вас получилось, трудно было его выполнять? С какой трудностью вы столкнулись? Как Вы думаете почему? | |
- Следующий критерий, который я бы хотела с Вами рассмотреть, это – расстановка приоритетов. Можно всю жизнь делать вещи правильно. Но лучше – делать правильные вещи. Приходилось ли Вам заниматься решением какой-нибудь задачи впервые? Сколько сил и энергии уходило на то чтобы добиться хоть какого-то результата? Если Вы будете заново решать эту задачу, то отбросите большую половину дел, а делать только те, которые действительно давали результат. Заметьте: только небольшая часть всех ваших дел дает наибольший результат. Вложившись именно в эти дела, вы сэкономите массу времени. В ТМ существует Закон Парето (Принцип Парето), который формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают только 20%». В приложении к управлению временем это правило звучит так: 20% дел (и затраченного времени) дают 80% результатов, 80% дел (и затраченного времени) дают 20% результатов. Этот принцип является универсальным, и применим к любой сфере деятельности. Например: 20% информации приносят 80% знаний по данной теме, а остальные 80% только 20%. Проверьте этот принцип обязательно, проанализировав одно из своих последних дел, чтобы убедиться самому в его действительности. Поэтому примите совет: следует вначале выделить те 20% дел, которые дают максимальный результат и начинать с них. Отделять главные дела от второстепенных, причем делать это быстро и правильно – очень ценное для организации времени умение. И главным помощником в этом должен стать Метод Эйзенхауэра – техника расстановки приоритетов. Он выделил следующие 4 категории ежедневных дел по критериям – важности и срочности: Категория А: Важные и срочные Сюда входят все неотложные дела: аварийная и критическая ситуации, проекты с «горящим сроком», все то, что необходимо выполнить без промедления. Не допускайте появления этих дел! Старайтесь предвидеть их появление! Категория Б: Важные и не срочные В этой группе должны быть сосредоточены дела, которые приближают Вас к цели – самые полезные задачи. Они касаются Вашего личностного развития. Сосредоточьте все Ваши усилия на делах этой категории – они принесут самую большую отдачу. Категория В: Не важные и срочные Выполнение этих дел никак не приблизят Вас к достижению Вашей цели. В этой категории скапливаются самые вредные дела, которые пытаются выдать себя за дела из категории А. Это могут быть срочные дела, не относящиеся к вашим непосредственным обязанностям. Не принимайте все, что надо сделать срочно – за важное. Думайте о целях! Категория Г: Не важные и не срочные Как ни печально, таких дел большинство. Эта категория ежедневных дел делает очень маленький вклад в Ваше качество жизни, либо не делает его вообще. Однако они часто бывают интересными и даже приятными. Это может быть: разговор с друзьями по телефону в рабочее время, чаепития, игра в компьютер, просмотр сериалов и др. С делами этой категории нужно поступать жестко – вычеркивать из списка или выделять для них время по остаточному принципу. - Сейчас я предлагаю вам заполнить Матрицу Эйзенхауэра. - Что у вас получилось? Легко ли распределить дела по приоритетам? | |
- Следующий немаловажный критерий ТМ – это планирование. Если Вы наметили цель, и убедились, что она действительно важна — надо начинать действовать. Но не вслепую — а проработав эффективный план, чтобы тратить ресурсы (время, силы, деньги) именно на то, на что нужно, и в правильный момент. - Воспитатель в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с планированием. Планирование в ТМ может быть жестким и гибким. Жесткое — наметить четкий план, где каждое дело привязано к определенному времени, и этому плану следовать, оно удобно в масштабах года (годовой план учреждения). Гибкое планирование удобно для плана дня. Скажем, за день нужно сделать некоторые дела — пишем список, — и в течение дня дела из списка выполняем. В какой последовательности и когда именно — решаем по ситуации. Как планировать свое время, как сочетать жесткое и гибкое планирование — решать вам. Главное — план должен быть. Специалисты по ТМ утверждают, что планирование высвобождает время. - В ТМ есть интересное правило, которое называется Правило 6 «П», оно гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели. Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. (Предлагаю циклограмму) Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией. | |
- Я уверена на 100%, что у каждого из здесь присутствующего есть такие дела, которые не хочется выполнять, которые влекут за собой неприятные ощущения, отнимают много сил, не интересны сами по себе и выполнение которых откладывается постоянно изо дня в день. В общем, любое занятие, которое совсем не хочется делать, но рано или поздно выполнить его необходимо. Такие дела называются на тайм-менеджерском языке «лягушками». - Напишите на листке бумаги свои «лягушки», сколько вспомните в течение 1 минуты. Написали? Я Вам расскажу, что делать с лягушками по ТМ: Всё очень легко: выписать на отдельный листок/отдельную вкладку/отдельный файл весь список лягушек и «съедать» каждое утро по одной. Вы удивитесь, но через пару недель у Вас не останется ни одной лягушки. | |
- А теперь я хочу остановиться на других делах, не менее неприятных. У каждого из Вас есть дела, выполнение которых пугает от большого объема, Вы не знаете, как к ним подступиться и с чего начать. Это могут быть написание программы, написание ППО. На тайм-менеджерском языке их называют «Слонами». Как быть со «слонами»? Сами понимаете — проглотить целого «слона» за раз практически невозможно. Но возможно нарезать его на «бифштексы» и съесть их по-одному. Улавливаете мысль? Итак, чтобы написать программу - нужно разбить ее на маленькие составляющие («бифштексы»). | |
Памятка «Правила тайм-менеджмента» (приложение 4) Заполнение оценочного листа Рефлексия Притча | - Давайте подведем итог нашей встречи. Еще раз сосредоточим внимание на правилах тайм – менеджмента. Возьмите их на заметку. (читаю из презентации «Правила тайм - менеджмента») |
- Наш мастер-класс подошел к концу. - И сейчас Вы можете заполнить вторую половину оценочного листа. - В преддверии выходных дней, я бы хотела рассказать многим знакомую притчу. Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый из которых был не менее трёх сантиметров в диаметре. После чего профессор спросил студентов, полна ли банка? Студенты ответили: «Да, банка полна». Тогда он взял мелкий щебень, высыпал его в банку и немного потряс её. Щебенка заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да, полна». Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна!» Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок. — А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Щебень — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться щебень и камни. И также в вашей жизни. Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся. — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья. Удачного отдыха! |
Приложение 1
До мастер – класса | |
| |
| |
После мастер – класса | |
| |
мастер – класса? |
Приложение 2
«Пирамида успеха»
(Бенджамин Франклин)
«УСПЕХ»
Главная цель
моей про-
фессиональной
жизни: _________
________________
________________
Что я могу сделать для её
достижения в ближай-
шие 5 лет: _________
_______________________________
Что я могу сделать для достижения этой цели
В этом году: 1.__________________________
2._____________________________________
3._____________________________________
Что я могу сделать в следующем месяце:
_____________________________________________
_____________________________________________
Для достижения моей цели, что я сделаю уже завтра:
_________________________________________________
Приложение 3
Матрица Эйзенхауэра
Дата ____________
Важные | Категория А | Срочные |
Важные | Категория Б | Не срочные |
Не важные | Категория В | Срочные |
Не важные | Категория Г | Не срочные |
Перечень дел, которые необходимо распределить по приоритетам:
- Посещение МО;
- Сдать табель посещаемости детей;
- Подать заявку на конкурс;
- Навести порядок в группе: протереть пыль, расставить книги по цвету и размеру, полить цветы;
- Написать заявление на аттестацию;
- Обсудить за чашкой чая последние новости;
- Чтение методической литературы;
- Заправить картридж у принтера.
Приложение 4
Памятка
«Правила тайм - менеджмента»
1. Записывайте план на следующий день
15 минут вечером проанализировать прошедший день и составить примерный план на завтрашний, 15 минут утром уточнить план на день — и полтора-два часа дополнительного времени благодаря планированию у нас в кармане. Планировать следующий день перед сном похвально, но, чтобы ничего не забыть, лучше все-таки записать, разграничив дела по степени важности.
2. Старайтесь выполнить большую часть запланированного в первой половине дня
Воспользуйтесь обеденным перерывом, чтобы решить свои личные дела (позвонить родственникам). На вечер оставьте минимум (покупка продуктов), ведь вам предстоит еще приготовление ужина и занятия с детьми. В повседневных домашних делах также следуйте алгоритму: готовим ужин, одновременно с этим занимаемся стиркой, ребенок в это время делает черновой вариант домашнего задания.
3. Корзина для мусора — один из самых эффективных инструментов управления временем
На что способна корзина для мусора? Люди, показывающие хорошие результаты, работают за чистым столом. У непродуктивных и несобранных людей на столе царит дикий хаос. Выработайте привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом. Замечено, что до 30% рабочего времени тратится на поиски нужной бумаги.
4. Слово «нет» экономит неожиданно много времени
Самое главное слово для организации собственного времени — это вежливое «нет». Учитесь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов. Будьте тактичны и отказывайте так, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу.
5. Научитесь воспринимать информацию с первого раза Старайтесь улавливать суть документов с первого прочтения. Ведь на самом деле это совсем не сложно. Всего-то и требуется, что сконцентрироваться и не отвлекаться по мелочам. То же самое касается и информации, воспринимаемой на слух. Внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят, и не переспрашивайте собеседника по нескольку раз. Этим вы сэкономите время и себе, и ему.
6. Носите с собой блокнот
Мы никогда не можем предугадать, когда нам в голову придет прекрасная идея или внезапно мы придумаем решение какой-то проблемы. Носите с собой маленький блокнот, в который Вы сможете записывать все хорошие мысли и идеи, как только они придут к Вам в голову.
7. Нельзя перегружать память лишней информацией
Вместо того чтобы всё запоминать, обзаведитесь органайзером. Не стоит держать в уме то, что можно записать.
8. Боритесь с «Пожирателями времени»
Исключайте занятия, которые являются пожирателями Вашего времени (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора, бесконечные разговоры по телефону). Специалисты выделяют около 20 видов таких пожирателей
9. Установите время посещений
Заходят ли коллеги в ваш кабинет в любое время? Постоянно открытые двери стимулируют сотрудников к встречам и без особой надобности. Установите время посещений, и увидите, насколько быстрее станут решаться поставленные задачи.
10. Учитесь быстро переключаться с одного дела на другое
Бывают периоды, когда отдыхать просто некогда. Но ведь и работать без перерывов тоже нельзя. Помните выражение: лучший отдых — это смена деятельности!
11. Уделяйте время себе
Каждый день уделяйте минимум времени (по 10 мин.) на себя любимую.
12. Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь
Здоровое питание, позитивное мышление и спорт – обязательны! Только в таком случае вы будете чувствовать себя хорошо, и энергии у вас хватит на много свершений в течение дня. Ведь плохое, сонливое самочувствие никогда не было помощником в делах.
13. Разработайте собственную систему мотивации и поощрений Рабочий процесс нуждается в периодической стимуляции. А ведь именно вы лучше всех знаете, чем себя поощрить. Можно сходить в кино, порадовать себя чем-то сладеньким, встретиться с друзьями, выбраться на природу и т.д. И, конечно же, чем сложнее работа, тем приятней должно быть вознаграждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный педагогический процесс. Мастер – класс. Тема: « Играя учимся вести себя за столом» (старшая группа) Воспитатель: Корясова О.Н.
Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с...
НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...
Мастер-класс: «Создание мультимедийных гимнастик для глаз в педагогическом процессе».
Повышение интереса у педагогов к использованию мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе; расширить познания в области овладения ИКТ через использование мультимедийной программы ...
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Мульттерапия — эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов вместе с детьми является универсальным инструментом, позволяющим раскрыть творческие и совершенствовать познават...
Сценарий мастер – класса для педагогов «Тайм-менеджмент в работе воспитателя, как организатора педагогического процесса», Н.Б.Бондаренко, МБДОУ № 36
Трансляция опыта педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя....
Сценарий мастер – класса для педагогов «Тайм-менеджмент в работе воспитателя как организатора педагогического процесса»
Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя.Задачи: 1. Предупредить возможные затруднения в работе моло...
Мастер-класс «Тайм – менеджмент» в работе старшего воспитателя
В ходе мастер - класса педагоги познакомятся с базовыми понятиями «Тайм – менеджмента», как отрасли науки управления.Продемонстрирована работа по данной технологии путем прямого и ко...