Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
консультация
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
Слайд. 1. Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим поделиться с вами нашим опытом работы по теме: Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Слайд. 2. Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Слайд 3. ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Разрабатывая модель организации познавательного интереса, мы поставили следующую цель:
- Формировать у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Слайд 4. Нами были поставлены следующие задачи:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду в группах;
- Расширять представления детей об окружающем мире;
- Научить планированию, поиску и умению делать выводы;
- Развивать связную речь;
- Создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
- Создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
- Вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Слайд. 5. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».
Слайд. 6. Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.
В нашем детском саду в каждой группе созданы и постоянно обновляются уголки экспериментирования и исследования. Они созданы для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Эти уголки реализуют следующие типы экспериментов:
Слайд 7.
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. Коллекционирование (камни, гербарий.)
Для реализации заявленных экспериментов в групповых комнатах определено место
• для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) ;
• для приборов и хранения материалов (природного, "бросового") ;
• для проведения опытов;
• для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
В результате у ребенка формируется такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом) ; коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений) ; информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания) ; деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
Слайд. 8. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Каждым педагогом нашего детского сада разработаны проекты по определенным темам с учетом возрастных особенностей. Воспитатели создают в группах образовательную среду, в которую вошли центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, альбомы презентации и многое другое, которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя.
И сегодня мы хотим предоставить вашему вниманию лэпбуки, которое наши педагоги используют при работе над своими проектами.
Слайд 9
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.
Слайд 10
Так что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит " наколенная книга". Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Слайд 11
В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Лэпбук- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.
Слайд 12
Лэпбук обеспечивает:
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
• развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
• развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
• возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
• создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Слайд 13
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Слайд 14
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Слайд 15
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Слайд 16
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Слайд 17
- Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребёнка.
- Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
- Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео)
- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Слайд 18
Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
Одной из таких форм работы с родителями является лэпбук. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.
Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес, учит детей самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбукпомогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления.
Слайд 19
Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
2. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку!
3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию.
4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал;
5. Это просто интересное и творческое занятие!
Слайд 20
Преимущества лэпбука:
-ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
- развивает креативность и творческое мышление, речь;
-объединяет детей для увлекательного и полезного занятия.
Слайд 21
Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха и показать значимость вклада каждого ребенка в большое общее дело.
Слайд 22
Подводя итог, можно сказать, что плюсы работы над созданием лэпбука неоспоримы. Создание лэпбука позволяет всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходя к вопросу организации, подбору информации и способов ее оформления.
Слайд 23
Опыт работы наших воспитателей показал, что создание лэпбука обеспечивает развитие ребенка в 5 взаимодополняющих образовательных областях, дает возможность для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Слайд 24
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов, коллеги!
Свое выступление я хочу закончить словами одного философа Жан-Жака Руссо «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума.
А сейчас покажем вам, как работает воспитатель с детьми 2-ой младшей группы с лэпбуком. Воспитатель: Артеменко Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Художественно-эстетическая деятельность дошкольников" в соответствии с ФГОС
Художественно-эстетическая деятельность дошкольников2 СЛАЙД.Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.Художественно-эстетическое развитие предполага...
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
ФГОС ДОособое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данно...
Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...
Доклад «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Доклад «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»....