Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3-4 лет
методическая разработка
Материал раскрывает тему влияния педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие речи детей 3-4 лет. В приложении чек-лист в помощь педагогу младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rubtsova_sv_chek_list.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3-4 лет
Важным звеном в системе образования является его первая ступень – дошкольная. На сегодняшний день выбор дошкольных образовательных учреждений достаточно велик и способен удовлетворить потребности каждого ребенка - дошкольника. Это детские сады общеразвивающего вида, специализированные и коррекционные.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, в том числе и на создание благоприятных условий развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных способностей и особенностей, развитие индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Одна из ведущих ролей в реализации программы и решении ее задач принадлежит педагогу дошкольного учреждения. Осуществляя работу над Программой, педагог должен обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и образовательных направлениях, а именно: социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом, физическом. ФГОС дошкольного образования определяет так же, что педагог, в рамах реализации программы, проводит педагогическую диагностику индивидуального развития детей, которая лежит в основе планирования дальнейшей образовательной деятельности и оценивает адекватность и эффективность педагогических воздействий.
Для успешной реализации образовательной программы педагог должен обладать целым рядом профессиональных и личностных качеств – быть готовым к переменам, стрессоустойчивым, ответственным и самостоятельным в принятии решений, способным к нестандартным трудовым действиям, мобильным. В этой связи, одной из приоритетных задач современного дошкольного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать не только свои личные, но и общественные проблемы.
Какими профессиональными и личностными качествами и какими знаниями должен обладать педагог, для того чтобы обеспечить ребенку не только получение знания, но и психологическое благополучие во время его пребывания в детском саду?
Педагог умеет:
1. Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком
2. Уважительно относится к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
3. Поддерживает индивидуальность и инициативу детей через создание условий для:
- свободного выбора детьми деятельности, участников деятельности;
- принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
4. Умеет оказать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)
5. Объясняет установленные правила взаимодействия в разных ситуациях:
- создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
6. Развивает коммуникативные способности детей, позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками.
7. Развивает умения детей работать в группе сверстников
8. Владеет умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития) через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей.
9. Взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Для того чтобы обеспечить ребенку психологическое благополучие во время его пребывания в стенах детского сада, педагог должен обладать знаниями о возрастных, психологических, эмоциональных особенностях дошкольников.
Педагог, работающий в дошкольном образовательном учреждении, изначально не может быть наделен всеми профессиональными и личностными качествами, которые требует от него современная система образования. Для того, чтобы максимально приблизить педагога к требованиям современного стандарта, его необходимо учить. Необходимо, чтобы педагоги ДОУ понимали всю важность своего воздействия на развитие каждого ребенка, на формирование детской личности, отношений с взрослыми и сверстниками.
Задача методической и управленческой службы ДОУ - разрабатывать систему повышения квалификации, проводить тренинги профессионального и личностного роста, оказывать психолого-педагогическую поддержку, проводить аудит личностных качеств и профессиональных компетенций. Несомненно, большую роль в становлении педагога, играет самообразование.
Какие базисные потребности ребенка удовлетворяет педагог, развивая и обогащая свои профессиональные компетенции и личностные качества? Как влияет деятельность педагога на формирование личности ребенка, на развитие и формирование отношений между детьми группы, как складываются отношения между родителями и детским садом? Для того, чтобы помочь педагогу разобраться в этих вопросах, предлагаем таблицу «Индивидуальный маршрут педагога 2 младшей группы ДОУ», в которой представлены виды и ожидаемые результаты педагогической деятельности, примерные мероприятия и педагогические приемы.
3-4 года – возраст, когда ведущей потребностью ребенка становится потребность в общении, уважении, признании самостоятельности. Ребенку важно, чтобы считались с его поступками, мыслями, дети начинают осознавать себя личностью. Причем, сверстник в этом возрасте малоинтересен, и именно взрослый является источником способов деятельности, партнером по игре и творчеству. Это возраст, когда наступает пик сенсорного развития, формирования сенсорного эталона, продолжается сензитивный период интереса к мелким предметам, формируется фонематический слух, наиболее активно развиваются и осваиваются новые движения и действия.
Таблица 1.
Индивидуальный маршрут педагога 2 младшей группы.
Педагогическая деятельность | Ожидаемый результат деятельности | Мероприятия, педагогические приемы |
Я обеспечиваю эмоциональное благополучие детей через непосредственное общение с каждым ребенком | Удовлетворяется ведущая потребность детей в общении, уважении, признании. | Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное общение. |
Я уважительно отношусь к каждому ребенку, к его чувствам, потребностям | Формируется адекватная самооценка ребенка, удовлетворяется потребность в признании, уважении. | Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное общение |
Я поддерживаю индивидуальность и инициативу детей через создание условий для: - свободного выбора детьми деятельности, участников деятельности - принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей | Дети учатся самостоятельно выбирать себе занятие по душе, принимать самостоятельные решения, адекватно выражать свои чувства, мысли, эмоции. | Создание развивающей среды, соответственно возрасту и потребностям детей 3-4 лет. |
Я умею оказывать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной) | Устанавливаются партнерские отношения со взрослым, удовлетворяется интерес к мелким предметам, экспериментированию, конструированию. заканчивается формирование сенсорного эталона. | Организация зоны сенсорного развития, поддержка интереса детей к мелким предметам (игры, развивающая среда). Совместные проекты с детьми и родителями. Обеспечение двигательной активности детей. |
Я объясняю установленные правила взаимодействия в разных ситуациях: - создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. | Формируются благоприятные, дружеские отношения в детском коллективе, воспитывается толерантность у детей. Дети усваивают правила группы. | Игры на развитие социально-коммуникативной сферы, на установление дружеских отношений внутри детского коллектива. Ознакомление детей с правилами группы. |
Я развиваю коммуникативные способности детей, позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками. | Дети умеют общаться друг с другом, осваивают первичные нравственные нормы | Игры и упражнения, направленные на развитие социально-коммуникативной сферы, формирование |
Я владею умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития) через: - создание условий для овладения культурными средствами деятельности; - организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; - поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; - оценку индивидуального развития детей. | Развитие и занятия согласно образовательной программе детского сада с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы. В группе создана специально подготовленная развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-4 лет. | Создание специально подготовленной развивающей среды, соответственно возрасту; развитее игровой деятельности и действий; Мониторинг индивидуального развития детей и педагогических воздействий. |
Взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. | Родители вовлечены в педагогический процесс, поддерживают детскую инициативу, осуществляют совместную деятельность с ребенком. | Родительские собрания, совместные проекты, тренинги, родительский клуб |
Список литературы
- Дыбина, О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя ДОУ / О.В. Дыбина, С.В. Кузнецова, Е.П. Фомина. -Тольятти, 2008. 64 с.
- Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик». – СПб.:Речь,2014.- 160с.
- Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 384с.
- Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014.-172с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования/авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова.- Волгоград: Учитель, 2015.-77с.
- ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие профессиональных и личностных качеств педагога в условиях ДОУ
Данный доклад содержит опыт работы с кадрами в МДОУ "Малыш". Он представлен мной на научно-практической конференции в рамках VII областного образовательного форума, г. Иркутск и опублик...
«Зависимость стиля педагогического общения от стажа работы и личностных качеств педагога»
«Зависимость стиля педагогического общенияот стажа работы иличностных качеств педагога»...
Доклад на педагогическом совете "Личностные качества педагога"
Профессиональный стандарт воспитателя дошкольного учреждения предъявляет следующие требования:1.Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды вн...
«Личностные качества педагога и их влияние на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»
laquo;Личностные качества педагога и их влияние на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»...
Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3-4 лет
Индивидуальный маршрут формирования профессиональных и личностных компетенций педагога 2 младшей группы + чек лист....