Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3-4 лет
методическая разработка

Светлана В. Рубцова

Материал раскрывает тему влияния педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие речи детей 3-4 лет. В приложении чек-лист в помощь педагогу младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rubtsova_sv_chek_list.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3-4 лет

Важным звеном в системе образования является его первая ступень – дошкольная. На сегодняшний день выбор дошкольных образовательных учреждений достаточно велик и способен удовлетворить потребности каждого ребенка - дошкольника. Это детские сады общеразвивающего вида, специализированные и коррекционные.  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, в том числе и на создание благоприятных условий развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных способностей и особенностей, развитие индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Одна из ведущих ролей в реализации программы и решении ее задач принадлежит педагогу дошкольного учреждения. Осуществляя работу над Программой, педагог должен обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и образовательных направлениях, а именно: социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом, физическом. ФГОС дошкольного образования определяет так же, что педагог, в рамах реализации программы, проводит педагогическую диагностику индивидуального развития детей, которая лежит в основе планирования дальнейшей образовательной деятельности и оценивает адекватность и эффективность педагогических воздействий.

Для успешной реализации образовательной программы педагог должен обладать целым рядом профессиональных и личностных качеств – быть готовым к переменам, стрессоустойчивым, ответственным и самостоятельным в принятии решений, способным к нестандартным трудовым действиям, мобильным.  В этой связи, одной из приоритетных задач современного дошкольного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать не только свои личные, но и общественные проблемы.

Какими профессиональными и личностными качествами и какими знаниями должен обладать педагог, для того чтобы обеспечить ребенку не только получение знания, но и психологическое благополучие во время его пребывания в детском саду?

Педагог умеет:

1. Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком

2. Уважительно относится к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

3. Поддерживает индивидуальность и инициативу детей через создание условий для:

-  свободного выбора детьми деятельности, участников деятельности;

-  принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

4. Умеет оказать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)

5. Объясняет установленные правила взаимодействия в разных ситуациях:

- создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

6. Развивает коммуникативные способности детей, позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками.

7. Развивает умения детей работать в группе сверстников

8. Владеет умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития) через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей.

9. Взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Для того чтобы обеспечить ребенку психологическое благополучие во время его пребывания в стенах детского сада, педагог должен обладать знаниями о возрастных, психологических, эмоциональных особенностях   дошкольников.

Педагог, работающий в дошкольном образовательном учреждении, изначально не может быть наделен всеми профессиональными и личностными качествами, которые требует от него современная система образования. Для того, чтобы максимально приблизить педагога к требованиям современного стандарта, его необходимо учить. Необходимо, чтобы педагоги ДОУ понимали всю важность своего воздействия на развитие каждого ребенка, на формирование детской личности, отношений с взрослыми и сверстниками.

Задача методической и управленческой службы ДОУ - разрабатывать систему повышения квалификации, проводить тренинги профессионального и личностного роста, оказывать психолого-педагогическую поддержку, проводить аудит личностных качеств и профессиональных компетенций. Несомненно, большую роль в становлении педагога, играет самообразование.

 Какие базисные потребности ребенка удовлетворяет педагог, развивая и обогащая свои профессиональные компетенции и личностные качества? Как влияет деятельность педагога на формирование личности ребенка, на развитие и формирование отношений между детьми группы, как складываются отношения между родителями и детским садом? Для того, чтобы помочь педагогу разобраться в этих вопросах, предлагаем таблицу «Индивидуальный маршрут педагога 2 младшей группы ДОУ», в которой представлены виды и ожидаемые результаты педагогической деятельности, примерные мероприятия и педагогические приемы.  

3-4 года – возраст, когда ведущей потребностью ребенка становится потребность в общении, уважении, признании самостоятельности. Ребенку важно, чтобы считались с его поступками, мыслями, дети начинают осознавать себя личностью. Причем, сверстник в этом возрасте малоинтересен, и именно взрослый является источником способов деятельности, партнером по игре и творчеству. Это возраст, когда наступает пик сенсорного развития, формирования сенсорного эталона, продолжается сензитивный период интереса к мелким предметам, формируется фонематический слух, наиболее активно развиваются и осваиваются новые движения и действия.

Таблица 1.

Индивидуальный маршрут педагога 2 младшей группы.

Педагогическая деятельность

Ожидаемый результат деятельности

Мероприятия, педагогические приемы

Я обеспечиваю эмоциональное благополучие детей через непосредственное общение с каждым ребенком

Удовлетворяется ведущая потребность детей в общении, уважении, признании.

Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное общение.

Я уважительно отношусь к каждому ребенку, к его чувствам, потребностям

 Формируется адекватная самооценка ребенка, удовлетворяется потребность в признании, уважении.

Индивидуальный подход к ребенку, непосредственное общение

Я поддерживаю индивидуальность и инициативу детей через создание условий для:

-  свободного выбора детьми деятельности, участников деятельности

-  принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

Дети учатся самостоятельно выбирать себе занятие по душе, принимать самостоятельные решения, адекватно выражать свои чувства, мысли, эмоции.

Создание развивающей среды, соответственно возрасту и потребностям детей 3-4 лет.

Я умею оказывать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)

Устанавливаются партнерские отношения со взрослым, удовлетворяется интерес к мелким предметам, экспериментированию, конструированию. заканчивается формирование сенсорного эталона.

Организация зоны сенсорного развития, поддержка интереса детей к мелким предметам (игры, развивающая среда). Совместные проекты с детьми и родителями. Обеспечение двигательной активности детей.

Я объясняю установленные правила взаимодействия в разных ситуациях:

- создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Формируются благоприятные, дружеские отношения в детском коллективе, воспитывается толерантность у детей. Дети усваивают правила группы.

Игры на развитие социально-коммуникативной сферы, на установление дружеских отношений внутри детского коллектива.

Ознакомление детей с правилами группы.

Я развиваю коммуникативные способности детей, позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками.

Дети умеют общаться друг с другом, осваивают первичные нравственные нормы

Игры и упражнения, направленные на развитие социально-коммуникативной сферы, формирование

Я владею умением построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зоне ближайшего развития) через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей.

Развитие и занятия  согласно образовательной программе детского сада с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей детей группы.

В группе создана специально подготовленная развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-4 лет.

Создание специально подготовленной развивающей среды, соответственно возрасту; развитее игровой деятельности и действий;

Мониторинг индивидуального развития детей и педагогических воздействий.

Взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, путем создания проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Родители вовлечены в педагогический процесс, поддерживают детскую инициативу, осуществляют совместную деятельность с ребенком.

Родительские собрания, совместные проекты, тренинги, родительский клуб

Список литературы

  1. Дыбина, О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя ДОУ / О.В. Дыбина, С.В. Кузнецова, Е.П. Фомина. -Тольятти, 2008. 64 с.
  2. Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик». – СПб.:Речь,2014.- 160с.
  3. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 384с.
  4. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014.-172с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования/авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова.- Волгоград: Учитель, 2015.-77с.
  6. ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональных и личностных качеств педагога в условиях ДОУ

Данный доклад содержит опыт работы с кадрами в МДОУ "Малыш". Он представлен мной на научно-практической конференции в рамках VII областного образовательного форума, г. Иркутск и опублик...

«Зависимость стиля педагогического общения от стажа работы и личностных качеств педагога»

«Зависимость стиля педагогического общенияот стажа работы иличностных качеств педагога»...

Доклад на педагогическом совете "Личностные качества педагога"

Профессиональный стандарт воспитателя дошкольного учреждения предъявляет следующие требования:1.Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды вн...

«Личностные качества педагога и их влияние на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»

laquo;Личностные качества педагога и их влияние на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»...

Влияние педагогических компетенций и личностных качеств педагога на развитие детей 3-4 лет

Индивидуальный маршрут формирования профессиональных и личностных компетенций педагога 2 младшей группы + чек лист....