Опыт применения Архетипического арт-конструктора в психолого-педагогическом сопровождении педагогов»
консультация
Использование в деятельности педагогов-психологов инновационных методов повышает эффективность работы при решении различных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Особый интерес в настоящий момент вызывают методы арт-терапии, которая представлена как более традиционными моделями, так и активно развивающимися новыми подходами. Одним из таких новых направлений является экологический, средовый подход. Он может быть использован в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, для профилактики эмоционального выгорания педагогов. Данный подход обладает значительными возможностями для социализации, стимулирования личностного роста и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.[1,3]
В данной работе представлен опыт применения арт-терапевтической технологии ©«Архетипический арт-конструктор», основанной на представлениях и методиках, характерных для арт-терапии, архетипической психологии и экопсихологии как новой научно-практической дисциплины, в работе педагога-психолога. Основной технологической особенностью ©Архетипического арт-конструктора является сочетание фигуры (фигур) и фона, представленных в виде готовых изобразительных элементов – изображений, что позволяет клиентам создавать («конструировать») свои картины для решения задач коррекции, развития, психопрофилактики, психологического просвещения – в процессе проведения индивидуальных и групповых занятий, консультаций и тренингов с участниками образовательного процесса.[1,2]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhetipicheskiy_artkonstruktor.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт применения Архетипического арт-конструктора в психолого-педагогическом сопровождении педагогов»
Использование в деятельности педагогов-психологов инновационных методов повышает эффективность работы при решении различных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Особый интерес в настоящий момент вызывают методы арт-терапии, которая представлена как более традиционными моделями, так и активно развивающимися новыми подходами. Одним из таких новых направлений является экологический, средовый подход. Он может быть использован в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, для профилактики эмоционального выгорания педагогов. Данный подход обладает значительными возможностями для социализации, стимулирования личностного роста и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.[1,3]
В данной работе представлен опыт применения арт-терапевтической технологии ©«Архетипический арт-конструктор», основанной на представлениях и методиках, характерных для арт-терапии, архетипической психологии и экопсихологии как новой научно-практической дисциплины, в работе педагога-психолога. Основной технологической особенностью ©Архетипического арт-конструктора является сочетание фигуры (фигур) и фона, представленных в виде готовых изобразительных элементов – изображений, что позволяет клиентам создавать («конструировать») свои картины для решения задач коррекции, развития, психопрофилактики, психологического просвещения – в процессе проведения индивидуальных и групповых занятий, консультаций и тренингов с участниками образовательного процесса.[1,2]
В работе будут представлены результаты применения ©Архетипического арт-конструктора в рамках районного семинара для педагогов Фрунзенского района было проведено малое методическое объединение №2 на тему «Профилактика профессионального выгорания педагога» для повышения стрессоустойчивости, поиска внутреннего ресурса.
Профессиональное выгорание сотрудников – одна из проблем современенного мира. Касается она жителей развитых стран.
Исследования вопроса профессионального выгорания начались в 1970 г. В Соединенных Штатах Америки участились жалобы в службы психологической и социальной поддержки на снижение работоспособности сотрудников. Отмечались вспышки агрессии и раздражения на работе[4].
Фрейденберг, американский психиатр и психолог, ввел новый термин «burnout», что значит «выгорание». Долгое изучение этого феномена психиатрами привело к обнаружению «стресса общения» в особой форме.
До того момента слово «выгорание» употреблялось в разговорном английском языке как наркотическая зависимость. Такая же зависимость появилась среди здоровых людей, специалистов.
Эмоциональное выгорание — особый синдром, развивающийся в процессе работы. Проявляется это состояние не только в эмоциональном, но и в физическом истощениях, избегании людей, с которыми приходится общаться. И самое тяжелое – в отсутствии планов в профессии и крушении надежд[4].
В последние годы эта проблема вызывает большой интерес, потому что феномен выгорания негативно воздействует и на саму личность, и на окружающих людей.
Было собрано достаточно сведений, подтвердивших, что этот синдром чаще всего встречался среди педагогов, психологов, врачей, полицейских и социальных работников. Люди этих профессий чаще других проявляли вспыльчивое и неадекватное поведение. Исследования показали, что представители этих профессий также чаще других подвергались психосоматическими расстройствами.
Выгорание стало болезнью социальных профессий, представителям которых приходится много общаться с разными людьми.
Сейчас синдром профессионального выгорания встречается как в среде педагогов и врачей, так и во многих других профессиях.
Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Педагог всегда выглядит сильным.
Психологам в образовательных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания.
Профилактика выгорания включает следующую работу:
- Помоги себе сам.
Специалист с помощью методов релаксации, саморегуляции может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы проблемы. Успокоиться, восстановить силы, активизировать внутреннюю энергию.
Саморегуляция:
- Включение чувства юмора;
- Самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
- Сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
- Расслабление мышц;
- Похвала окружающих.
- Применение арт-терапевтических методик.
Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому педагогу необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.
К саморегуляции можно отнести:
- Успокоение (снижение эмоционального напряжения);
- Восстановления (уменьшение утомления);
- Активизации (повышение психическая и физической активности).
Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.
- Создание системы работ по повышению значимость педагогической профессии.
Писатель Лев Толстой сказал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Исследователи утверждают, что большая ответственность за выгорание педагогов лежит именно на руководстве учебного заведения. Достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может смягчить развитие проблемы у педагогов. Для комфортной работы желательно сохранять высокий уровень мотивации у специалистов.
Сюда входят удобные условия работы в течение дня: доступность справочных материалов, техническое оснащение, комфортное помещение. Необходимы перерывы, чтобы восстановить силы.
- Эмоциональная помощь.
Это психологическая деятельность в среде педагогов, которая нацелена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели. Быть пластичным, пересматривать старые взгляды, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого подойдут специальные тренинги и семинары, общение с компетентным психологом[4].
Для решения данных задач был разработан семинар для педагогов в рамках методического объединения, где были раскрыты основные теоретические аспекты профессионального выгорания, и были предложены способы предотвращения возникновения синдрома эмоционального выгорания.
В семинар были включены методы арт-терапии, релаксационные и дыхательные практики, элементы НЛП.
Основным инструментом семинара стала арт-терапевтическая технология ©Архетипический арт-конструктор.
Для погружения в образы, ландшафты педагогам были предложены упражнения «Путешествие» и «Послание». Для более глубокого и осознанного восприятия выбор образов сопровождался музыкальными произведениями[1].
В ходе выполнения упражнения педагоги погрузились в определенное состояние, настроились на созерцание и внутренний диалог с природой.
В ходе занятия участники должны были сфокусироваться на текущей жизненной ситуации и метафорически представить ее на основе выбора одного из архетипических ландшафтов, входящих в набор ©Архетипический арт-конструктор. Это являлось условием для осмысления ими своей текущей ситуации, актуального эмоционального состояния. Также в рамках данного занятия решались задачи активизации творческого потенциала личности участников на основе привлечения внимания к внутренним и внешним ресурсам, включая ресурсы природной среды.[1]
Далее педагогам было предложено выбрать Героя и вписать его в пространство ландшафта, оценить комфортность места для Героя по 6-ти бальной шкале от 0 до 5 баллов.
Затем быладана следующая инструкция:
- Запишите, кем являются в вашем месте выбранные герои, какую роль они играют в вашей жизни!
- Какой вопрос вы хотите задать выбранным героям. Мысленно задайте его.
- Какой ресурс (дар) вы могли бы взять у героя.
- Найдите также возможные опасности для Героя, в том числе скрытые, рассмотрите их, подумайте о том, как уберечь Героя от этих опасностей. Запишите возможные опасности и то, что можно сделать, чтобы уберечь Героя от этих опасностей».
После этого участникам предлагалось обсудить друг с другом свои впечатления и размышления по поводу ландшафта, его скрытых и явных ресурсов и опасностей[1].
В ходе рефлексии педагоги отметили, что есть сильный внутренний отклик с тем ландшафтом, который они интуитивно выбирали. Некоторые отмечали и физиологические изменения в теле (прошла боль в ногах); каждый из педагогов отметил, что получилось взять и дар, который дает ландшафт, а фигуры, вписанные в ландшафт играют определенную роль в их жизни: для кого- то это сильный и мужественный спутник, который помогает чувствовать себя увереннее, для кого-то это что-то божественное, которое направляет, освещает путь, для кого-то это что-то подвижное и легкое, которое придает сил, помогает чувствовать себя более грациознее и подвижнее.
Комфортность места для Героя по 6-ти бальной шкале от 0 до 5 баллов все педагоги поставили от 4 до 6 баллов. Все выбранные фигуры, по словам педагогов гармонично были вписаны в фон, что резонировало с их внутренним состоянием.
4 балла, были поставлены педагогом, который выбрал не совсем ту, фигуру, которую хотел изначально, поскольку ее взял другой педагог. Но, тем не менее, она мысленно перенесла желаемый образ на ландшафт, что также гармонично повлияло на ее внутреннее состояние, а выбранный новый герой помог привнести новые эмоции в ее мир.
После окончания проведения практики, педагоги отметили, что их внутреннее состояние изменилось, что удалось обрести внутренний ресурс, который необходим в данный этап жизни, и что, вероятнее всего, они неоднократно будут возвращаться к выбранным образам (каждый из педагогов сфотографировал свой ландшафт и героя).
Я, как ведущий семинара, также почувствовала особую атмосферу при проведении данной технологии, как будто совершалось некое таинство, обряд, который помогает людям обрести в себе что-то новое, сокровенное.
Результаты обсуждения впечатлений и анализ работ участников группы позволяют сделать выводы о том, что основные задачи семинара по профилактике профессионального выгорания педагогов с использованием арт-терапевтической технологии ©Архетипический арт-конструктор были успешно решены.
Список использованной литературы
- Копытин, А. И. Арт-терапевтическая технология «Архетипический арт-конструктор»: методическое руководство.– СПб: Скифия-Принт, 2017. – 45 с.
- Копытин А.И. Средовой и экологический подходы в арт-терапии и арт-педагогике: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2017. – 52с.
- Уханова А.В. Использование арт-терапевтической технологии «архетипический арт-конструктор в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательного процесса»
- https://www.snta.ru/press-center/problema-professionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov/
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Кафедра психологии
Эссе по дисциплине «Арт-терапия в образовании».
По теме: Опыт применения Архетипического арт-конструктора в психолого-педагогическом сопровождении педагогов»
Выполнил: Педагог-психолог ГБДОУ
д/с №112 Фрунзенского района
Силантьева А.А.
Проверил: профессор кафедры
психологии Копытин А. И.
Санкт-Петерербург,2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...