Методическая разработка "День Земли"
методическая разработка (средняя группа)

Федорова Ольга Юрьевна и Рослякова Ирина Витальевна

«История о том, как гномы узнали про День Земли»

Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста на развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному 

моделированию с использованием карточек-схем 

в игровой деятельности по экологическому направлению

(с использованием сказочных образов и элементов развивающих игр В.Воскобовича)

Составили педагоги 

ГБДОУ детский сад 14 Московского района Санкт-Петербурга 

Федорова Ольга Юрьевна

Рослякова Ирина Витальевна

Цель: создание условий для развития умения упорядочивать и систематизировать познавательную информацию об окружающем с помощью схем-моделей (составление мини ментальной карты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zemli_riv.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

«История о том, как гномы узнали про День Земли»

Игровая деятельность для детей младшего дошкольного возраста на развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному 

моделированию с использованием карточек-схем

в игровой деятельности по экологическому направлению

(с использованием сказочных образов и элементов развивающих игр В.Воскобовича)

Составили педагоги 

ГБДОУ детский сад 14 Московского района Санкт-Петербурга 

Федорова Ольга Юрьевна

Рослякова Ирина Витальевна

Цель: создание условий для развития умения упорядочивать и систематизировать познавательную информацию об окружающем с помощью схем-моделей (составление мини ментальной карты)

Задачи:

  • Способствовать возникновению умения упорядочивать и систематизировать познавательную информацию об окружающем с помощью схем-моделей.
  • Увеличивать объем памяти детей через усвоения ими способов запоминания (кодирования) информации.
  • Развивать функции мышления, внимания, воображения.
  • Упражнять в умении связно, последовательно излагать содержания усвоенной информации, составлять логические высказывания.
  • Формировать умения детей сотрудничать друг с другом со сказочными героями, со взрослыми, слушать и слышать ответы, дополнять их, помогать в случаи необходимости.

Материалы и оборудование:

Мишик, семь цветных гномов Фиолетового леса, семь цветных элементов «Волшебной восьмерки Ларчик», картинка планета Земля (в нашем случае картинка «глобус»),семь графических карточек-моделей (схематическое изображение: яблоко, белка, солнце, трава, туча с капельками дождя, река, бутон цветка колокольчика), семь цветов спектра- краски для раскрашивания, кисточки, ведра для воды, в нашем случае глобус с подсветкой, подборка аудио «Звуки весны», аудио-проигрыватель (в нашем случае колонка)

Форма организации: фронтальная познавательно-игровая деятельность в группе и на прогулке, подгрупповая работа.

Используемые технологии: игровая, технология развивающих игр В. Воскобовича, технология «Проблемная ситуация»

Ход игры:

Педагог рассказывает детям сказку.

В Фиолетовый лес пришла долгожданная весна, весна теплая, солнечная, с первым пением птиц и первыми цветами. Гномы в один из теплых солнечных весенних дней расположились на полянке у озера Айс послушать весеннее звучание природы (педагог включает звуки природы и способствует желанию детей называть звуки весны: журчание ручья, капели, пения птиц и тд.) По-весеннему сказочно было в Фиолетовом лесу.

Гном Зеле говорит:

-Друзья, гномы, как же красиво в нашем Фиолетовом лесу, посмотрите вокруг, какая зеленая первая трава!

А гном Геле сказал:

-Посмотрите, какой прозрачный голубой воздух.

Гном Фи увидел фиолетовые первоцветы, а гном Желе воскликнул: «Посмотрите какой желтый яркий солнечный лучик». Гном Селе сказал своим друзьям: «Посмотрите, гномы, в озере Айс какая синяя весенняя вода», а гном Кохле сказал: «Какой красивый лес весной!», тут и  Охле добавил: «А звуки весеннего леса похожи…» - «На песенку!»-дружно сказали гномы и стали радостно напевать весеннюю песенку.

И тут на полянку, услышав радостную весеннюю песенку, вышел Мишик (педагог вносит фигурку нового героя) и спросил у гномов:

-У вас праздник, у кого-то день рождения?

-Нет, - ответили дружно гномы, - мы радуемся, потому что в Фиолетовый лес пришла настоящая весна

-Чудесно, -сказал Мишик, - теперь в нашем лесу по-весеннему празднично!

- Празднично?- удивились гномы

- Да, -ответил Мишик, -все красивое, разноцветное, ведь скоро праздник «День Земли»

- День Землииии?- удивленно сказали гномы.

- Сейчас я вам что-то покажу и расскажу, -сказал Мишик, раскрыл книжку и показал гномам картинку, на которой была изображена планета Земля.

Внимательно рассмотрев картинку, гномы ответили: «Никогда мы такую картинку не видели»

- Это наша планета Земля,- сказал Мишик гномам,- и скоро у нашей планеты будет праздник «День Земли». Я вам сейчас все расскажу про нашу планету.

Мишик сел поудобнее и рассказал гномам все, что знал о планете Земля (педагог способствует рассуждению детей о планете Земля, ее внешнем виде и характерных особенностях, уточняет и дополняет знания детей)

-А самое главное, друзья гномы, что Земля у нас одна, нам нужно ее обязательно беречь и заботиться о ней, чтобы она оставалась для всех жителей планеты такой же разноцветной и красивой, - сказал Мишик.

- Обязательно будем беречь, - ответили гномы, - а «День Земли» уже скоро, давайте мы нашей планете Земля подарки к празднику подготовим.

- Что же нам подарить?- вздохнули  друзья.

Поблагодарили гномы Мишика, попрощались с ним, а сами стали рассуждать, что подарить планете. Задумались гномы, ведь не простое это дело подарки для Земли дарить, решили за помощью в детский садик к ребятам идти.

Пришли гномы в детский сад, обрадовались ребята, вежливо поздоровались:

- Друзья гномы, чем мы можем вам помочь?

- Нам Мишик в своей книжке картинку интересную показал, на ней планета Земля

- Вот такую картинку вам Мишик показал?- спросили ребята и показали картинку, на которой изображена планета Земля

- Да-да,- ответили гномы, рассмотрев картинку,- узнали мы, что скоро праздник «День Земли», задумались, что же можно подарить, ведь подарки нужны особенные. Помогите нам, ребята, пожалуйста (педагог способствует высказыванием детей о необходимости помочь гномам и подобрать подарки для планеты Земля)

Расселись все удобно и стали рассуждать, что земле подарить (педагог способствует пониманию того, что земле необходимо: солнечное тепло и свет, вода (река и дождь), животные, растения, цветы и плоды; педагог раскладывает перед детьми силуэты (схематичные изображение: солнце, травы, цветка, туча с капельками, реки, яблоко и белки) и  подводит детей к тому, что карточки схемы нужно разложить вокруг картинки с планетой Земля).

Педагог организует деятельность по составлению мини ментальной карты, помогает и подсказывает, далее подводит детей к выводу о том, что у гномов есть радужные цвета и можно раскрасить карточки-схемы, чтобы было ярко и празднично.

Догадались гномы, что можно помочь ребятам, каждый гном подарил планете Земля свой цвет (педагог вызывает у детей желание подобрать для каждой карточки-схемы свой цвет: солнце-желтое, трава-зеленая, тучка-голубая и тд., педагог помогает расставить гномов рядом с карточками-схемами и расположить цветные лучики –подсказки, далее педагог организует раскрашивание карточек-схем в соответствии с подобранными цветами).

После того как карточки-схемы высохнут педагог помогает детям вновь расставить гномов рядом с карточками-схемами и расположить цветные лучики – подсказки, тем самым создавая модель, в виде наглядной формы представления информации о необходимых составляющих для жизни на планете (смотри фото, создается по типу мини ментальной карты).

Педагог организует рассматривание схемы-модели, побуждает детей к высказываниям о подарках планете на «День Земли», подводит детей к выводу, что гномы с помощью цветных лучиков сделали планету земля еще красивее.

По окончании основной познавательно-игровой деятельности педагог организует сюрпризный момент с демонстрацией светящегося глобуса.

Гномы благодарят детей за помощь и просят воспитателя сфотографировать планету с подарками для того, чтобы показать Мишику, предлагают детям на прогулке поиграть в интересную игру «Теневой театр» с использованием карточек-схем (педагог способствует к рассуждению детей и их ответам, что получилось сделать в помощь гномам, было ли интересно, способствует возможности поделиться детям своими эмоциями и знаниями).

Рады были гномы, что такие замечательные подарки к празднику получились, поблагодарили они ребят за помощь, а сами скорее возвратились в Фиолетовый лес, чтобы всем друзьям рассказать о том, как они узнали про праздник «День Земли» и про саму планету Земля, да как с ребятами подарки готовили. А ребята с воспитателем на прогулку пошли.

Далее на прогулке проводится игровое трудовое поручение в рамках городской акции «Добрый субботник» и игра в теневой театр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Земля - планета цветов".

Данная методическая разработка создана для расширения представления детей о растениях, чтобы в полном объёме познать окружающий мир. Сформировать желание сделать окружающий мир красивым, прилагая к эт...

методическая разработка Земля - наш дом

Презентация к занятию по Познавательному развитию ФЦКМ...

методическая разработка "Земля - наш общий дом"

Данная публикация познакомит педагогов с тематическим мероприятием об экологии у старших дошкольников....

Методическая разработка "Земля- наш общий дом, который бережем"

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Земля- наш общий дом, который бережем"

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Земля- наш общий дом, который бережем"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....