Система непрерывного профессионального роста педагогов в МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
материал

Представлена система профессионального роста педагогов МБДОУ "Детский сад "Звездочка" (из опыта работы заведующего)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система непрерывного профессионального роста педагогов

в МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

(из опыта работы)

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Одним из важнейших направлений деятельности в условиях модернизации системыобразования является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления прописана в нормативно-правовых документах федерального уровня. Так:

• В Государственной программе «Развития образования на 2018-2025г. г.» отмечается, что состояние кадрового потенциала на всех уровнях образования затрудняет распространение современных эффективных образовательных технологий и определяет вектор в решении комплекса задач по повышению профессиональных навыков и мастерства, наращиванию потенциала педагога.

• В «Законе об образовании в РФ» подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами.

• Изменения в современной системе образования, связанные с введением ФГОС ДО, так же предполагают наличие у педагога ДОУ высокого уровня профессиональной компетентности, ориентированности на личностный подход к участникам образовательного процесса, мотивированности на саморазвитие, достижение высокого качества в своей профессиональной деятельности.

•Профессиональный стандарт определяет необходимость подготовленности педагогов к реализации поставленных целей, и в соответствии с этим переориентации их с дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с воспитанниками. Введение профессиональных стандартов так же послужило пусковым механизмом для усиления и выведения на новый качественный уровень работы с кадрами по повышению профессионального мастерства сотрудников. Современный педагог должен владеть информационными технологиями, эффективно сотрудничать с другими людьми, проектировать собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.

Поскольку успешность современного ДО невозможна без постоянного и своевременного профессионального развития педагогов, мы особенное внимание уделили повышению профессиональной компетентности педагога. Разработанная нами система работы по повышению профессионального мастерства была основана на результатах мониторинга профессионального уровня педагогов, выявления потребностей, мотивов деятельности, а также стратегии развития дошкольного образования, обозначенной в нормативно-правовых документах.

Кроме того, кадровый мониторинг существующих на тот момент педагогических ресурсов показал, что педагоги имеют низкую профессиональную активность.

Предметное изучение мотивации и способностей профессионального развития педагога, факторов, стимулирующих обучение и препятствующих саморазвитию, показало у них низкий уровень внутренней мотивации профессионального роста, недостаточное стремление к саморазвитию. Факторами, препятствующими профессиональному формированию педагога, прежде всего, были личностные: собственная инерция, неуверенность в собственных силах, недостаток времени и т. д.

Так возникла потребность в разработке педагогического инструментария, который бы позволил нашим педагогам, во-первых, сформировать ясность в выборе своего профессионального развития, а во-вторых, научиться использовать собственные ресурсы, развивать собственную внутреннюю мотивацию к познанию и изменению себя.

В рамках управления развитием педагогического коллектива ДОУ была разработана Система профессионального роста, основной целью которой было создание комплекса условий для обеспечения развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО и внедрения профессионального стандарта педагога.

В процессе реализации программы решались следующие задачи:

1) организация непрерывного образования и повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО на основе системного подхода;

2) совершенствование методической работы и мотивация педагогического персонала к постоянному росту и развитию;

3) создание системы поддержки молодых специалистов.

Мы определили условия, обеспечивающие формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов учреждения :

- разработка системы повышения квалификации, которое разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО, региональными и локальными требованиями к развитию системы ДО в целом и потребностями педагога нашего учреждения в частности;

- организация контроля, позволяющего оценивать базовые возможности педагогов в процессе повышения квалификации;

- становление мотивационной сферы, способствующей эффективному развитию у педагога профессионального интереса к собственному самообразованию;

-наличие у педагога индивидуальной линии профессионального развития;

-использование активных и современных методов и форм повышения профессионального уровня.

Особенность программы заключается в том, что она реализуется в рамках программы развития ДОО и годового плана, а также обеспечивает личностно ориентированный, деятельностный и вариативный подходы к формированию профессионального развития педагогов в ОДО.

Для приведения в соответствие с современными требованиями к профессиональной компетентности, был разработан план повышения квалификации, учитывающий персонифицированный подход, учитывающий затруднения, потребности, интересы педагогов организации, направленный на развитие компетентности педагогических работников в русле ФГОС ДО. Педагоги прошли курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам. Основной площадкой было СОИРО. Так же наши педагоги посетили курсы, организованные Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в г. Москве.

Второе направление программы раскрывало одно из важных условий повышения профессиональной компетентности педагога – системную методическую работу.

Сначала были внесены изменения и дополнения в локальные нормативные акты, регламентирующие методическое сопровождение (Положение о методических объединениях, педагогической мастерской, о персональном информационном ресурсе педагогических работников ОО) и разработаны новые в соответствии с действующим законодательством в сфере образования (Положение о нормах этики педработников, об аттестации педработников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, порядок доступа педработников к информационно-коммуникационным сетям и базам данных).

В ДОУ была разработана трехуровневая модель методической работы, основным принципом построения которой стал индивидуально-дифференцированный подход к профессиональному развитию воспитателей.

Педагогическая трибуна - 3 уровень

Школа молодого воспитателя -2 уровень

Школа педагогического мастерства - 1 уровень

В структуру модели методической работы входят разноуровневые объединения педагогов, сформированные с учетом их интересов и профессиональных потребностей в саморазвитии. Деление на объединения производилось на основе диагностики профессиональной компетентности, которая включала в себя самоанализ педагога и оценку его деятельности административной группой. Для каждой группы были определены целевые установки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Первый уровень модели методического сопровождения представлен профессиональными объединениями «Школа молодого воспитателя»(педагоги со стажем работы до 3 лет) и «Школа педагогического мастерства» (педагоги со стажем работы более 3 лет).

Цель школы молодого воспитателя – содействие повышению профессионального мастерства начинающих педагогов, ознакомление с теорией и практикой современного ДО.

Деятельность данного объединения направлена прежде всего на формирование практико-ориентированных умений педагогов при помощи решения следующих задач:

- изучать, распространять педагогический опыт работы;

-анализировать образовательную программу дошкольного образования ДОУ, педагогические технологии и методики;

-изучать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам современного ДО;

-обеспечивать реализацию потребности начинающих педагогов в повышении личной профессиональной компетентности;

-оказывать помощь при подготовке к аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Были определены новые функции молодого воспитателя: оказание психолого-педагогической консультативной помощи, совместное проектирование индивидуальных маршрутов самообразования на основе диагностики.

В рамках Школы зарекомендовали себя и такие активные формы работы с молодыми педагогами, как педагогический форум, взаимопосещения педагогических мероприятий, изучение опыта творческих педагогов, квик-настройка (психологический тренинг для успешной профессиональной работы, организация творческой группы  по интересам. По мнению молодых специалистов, наиболее эффективными индивидуальными формами методического сопровождение стали оперативная консультативная помощь, стажерская практика у педагогов-наставников, составление индивидуального образовательного маршрута, самообразование.

В Школе педагогического мастерства методическое сопровождение осуществлялось в целях систематической актуализации, обновления профессиональных знаний в области образования, удовлетворения потребностей  педагогов в профессиональном развитии, подготовка к аттестации на установление квалификационной категории.

Основные задачи ШПМ:

-изучать нормативные правовые документы, психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам современного ДО;

- объединять педагогов с учетом их педагогических и творческих поисков;

- стимулировать развитие педагогического опыта, творчества и инициативы;

- оказывать помощь педагогам при подготовке к аттестации в целях установления квалификационной категории.

Система работы с педагогами ШПМ на основе индивидуально-дифференцированного подхода,включает в себя следующие направления:

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов на диагностической основе;

-помощь в реализации индивидуальных планов самообразования;

-содействие становлению индивидуального стиля деятельности педагога;

-обеспечение педагогического сотрудничества;

-ориентирование на успешную работу с учетом преобразований в системе ДО.

Назовем наиболее интересные, на наш взгляд, формы трансляции личного педагогического опыта педагогов ШПМ :

-персональный информационный ресурс в интернете;

-методический мост (трансляция педагогического опыта молодым воспитателям);

-банк идей (создание каталога инновационных приемов в работе с дошкольниками);

-участие в конкурсном движении на разных уровнях.

Так, например, организуются конкурсы разных видов:

- развивающей предметно-пространственной среды «Лучший зимний прогулочный участок»,«Уголок природы» и др.

-методических материалов

-с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ДОУ (конкурс поделок, конкурс чтецов и др.)

-фотоконкурсы и др.

Во второй уровень нашей обновленной модели вошли активные педагоги, показавшие высокий уровень в работе, владеющие исследовательскими умениями, готовые к формированию инновационного опыта. Для них создано профессиональное объединение – методическая лаборатория. Основное содержание ее работы – проведение исследовательской деятельности, разработка методических реализации образования дошкольников (индивидуальных образовательных заданий различного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей воспитанников, карт индивидуального развития детей по всем направлениям).

Основные критерии эффективности деятельности методической лаборатории - внедрение и апробирование в педагогической деятельности новых видов занятий, интерактивных технологий (путешествие, диалог, спектакль, новых форм совместной деятельности в режимных моментов и др. Педагоги, входящие в методическую лабораторию, транслируют личный педагогический опыт на семинарах, мастер-классах, презентациях, создают электронное портфолио как одно из современных средств оценивания профессионального роста педагога, который позволяет обобщить материалы, отражающие его индивидуальные достижения за все время педагогической деятельности, и наметить перспективы дальнейшего развития, разработать персонифицированный маршрут самореализации с учетом ресурсов.

Вершину модели занимает профессиональное объединение Педагогическая трибуна, в которое входят педагоги, имеющие не только высшую категорию, но и большой творческий потенциал и высокие результаты в работе.

Основные направления деятельности:

-трансляция инновационного опыта на разных уровнях (подготовка докладов к публичным выступлениям, авторских выставок, методических изданий);

- разработка и корректировка локальных нормативных актов ОО;

-подготовка конкурсных материалов для участия в проектах, грантах, конкурсах на разных уровнях;

-создание презентационных материалов, видеороликов в целях организации консультационной, просветительской деятельности;

-издательская деятельность (подготовка к публикации материалов из опыта работы) 

-организация и проведение мониторинга профессионального роста педагогов с учетом требований ФГОС ДО, в котором выделены шесть показателей - за основу взяты наиболее значимые характеристики деятельности и квалификации педагогов  уровень образования, результаты аттестации, повышения квалификации, профессиональная активность педагогов, самообразование, наличие наград.

Для реализации поставленных задач профессионального объединения «Педагогическая трибуна» мы тщательно продумали выбор новых форм методического сопровождения, ставших востребованными педагогами :

-трансляция педагогического опыта. В формате мастер-классов на региональной конференции был презентован опыт работы по темам ««Взаимодействие образовательной организации и семьи по реализации практико-ориентированного образования»,

-разработка и защита образовательных проектов, творческая презентация (видео, стендовая, мультимедийная презентация, персональная выставка и ярмарка педагогических идей различного уровня, интернет-форумы, авторская мастерская

Результатами деятельности «педагогической трибуны» стали разработка Программы развития и плана ведения ФГОС ДО, приведение образовательной программы ДОУ в соответствие с ФГОС ДО, публикация материалов из опыта работы сотрудников в периодических изданиях и СМИ.

Переход педагогов на более высокий уровень зависит от способностей педагога, его заинтересованности в своем развитии и объема работы, которую он выполнил.

Об эффективности и результативности методического сопровождения педагогических кадров говорят следующие факты:

- 96% педагогов имеют высшее педагогическое образование;

- 100 % педагогов имеют профильное образование;

- 52% педагогов имеют I и высшую квалификационную категорию;

- все педагоги прошли обучение по программам повышения квалификации в рамках введения ФГОС ДО;

- большинство педагогических работников принимают участие в деятельности в работе АПР рамках сетевого непрерывного профессионального образования педагогических кадров ДОО;

- у педагогов сформирована положительная мотивация к повышению профессиональной компетентности;

- ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства;

- все педагоги публикуют и транслируют свой педагогический опыт работы;

- педагоги имеют отраслевые награды, их профессиональный труд отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами.

На наш взгляд, такая модель методического сопровождения, в которой осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, учитывается его опыт, стаж работы и профессиональные предпочтения, наиболее эффективен в условиях введения ФГОС ДО и повышения профессионального мастерства.

Кроме того такие результаты стали возможны и благодаря созданию коллектива единомышленников, способных не только работать вместе, решая профессиональные задачи, но и проявлять к коллегам дружеские чувства, эмоционально поддерживать друг друга в разных жизненных ситуациях, а так же способствовать повышению рейтинга ОО за счет активизации командного потенциала педагогического коллектива. Создать такое взаимодействие в современных ДОУ достаточно сложно. Тем более важность этого возрастает в случае образования нового коллектива, как это случилось у нас. Однако от психологической атмосферы, слаженности действий педагогов и специалистов, включающих в себя общность точек зрения на реализацию образовательной программы, организацию работы с родителями, зависит успех всего воспитательно-образовательного процесса.

В практике работы мы использовали следующие формы:

-Ритуал посвящения молодых педагогов, который проходит на первом педсовете в начале учебного года.

-Проведение чайной церемонии в ДОУ как торжественное начало учебного года, где педагоги представляют своеобразный творческий отчет «Как я провел лето» в виде презентации.

- Мы организуем фотовыставку с забавными фото о путешествиях, семейном досуге, лучшей грядке, цветнике на даче с вручением шутливых переходящих вымпелов «За самую дальнюю точку путешествия», «За самый крупный помидор».

-Проводим психолого-педагогические тренинги «Мой скрытый потенциал», «Умение понимать и принимать друг друга», «Барьеры моей педагогической деятельности».

Не вызывает сомнения тот факт, что одним из наиболее значимых направлений деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового потенциала. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, креативные и предприимчивые педагоги, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции педагога дошкольного образования обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, профессиональных позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Можно констатировать существующее конкретное противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, проявляющейся в сформированности профессионального сознания, обусловливающего выбор определенной профессиональной позиции, и недостаточно разработанной технологией содействия, необходимым (в связи с новыми образовательными стандартами) личностным и профессиональным перестройкам педагогов дошкольного образования.

Особенностью руководства и управления  на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Управленческая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации новых образовательных стандартов.

Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.

На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве, знания носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения  комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно профессиональных позиций.

Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда ДОУ, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации.

Обучение педагогов в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.

Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации новых образовательных стандартов должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований новых стандартов (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов;
  • Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации новых образовательных стандартов; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

 Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно-управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе.

Работа в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

Примечательно, что вовлечение сотрудников в процесс управления, способствует повышению их профессионального мастерства, развитию инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, созданные условия для непрерывного образования педагогов, реализованные в разнообразных формах методической работы, способствовали профессиональному развитию педагогов, повышали мотивацию на педагогическую деятельность, способствовали раскрытию потенциала, создавали благоприятный климат между участниками образовательных отношений ДОУ. Кроме того способствовало и профессиональному и личностному становлению педагога как активной личности, занимающейся самообразованием и заинтересованной в своих достижениях и карьерном росте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система непрерывного профессионального развития педагогов в условиях ФГОС ДО"

В методической разработке  представлена система методического сопровождения профессионального роста педагогических кадров  детского сада на основе дифференцированного подхода к формированию ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33» на 2018-2023 уч. годы

Актуальность темыДошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности...

Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога

Самообразование в системе непрерывного профессионального образования педагога...

Статья "Управление профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)

В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)....

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБДОУ детский сад "Солнышко" Сельдемировой Жанны Александровны

Подготовлена на заочный этап регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Педагог года Югры - 202...

"Система методической работы, способствующая повышению профессионального роста педагогов дошкольной организации"

В статье говорится о том, что  методическая компетентность, как часть профессионально- педагогической компетентности определяет  готовность педагогов к принятию современных педагогических те...

Непрерывный профессиональный рост

Непрерывный профессиональный рост Активное самообразование и темп повышения квалификации....