Круглый стол для педагогов ДОО "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО"
методическая разработка
В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОО подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовых актах. Это требования к организации РППС; наполняемости РППС и знаниям педагогов по ее использованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_dlya_pedagogov_doo.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 110»
Круглый стол для педагогов
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель ВКК Шарова Олеся Викторовна |
г. Оренбург, 2024
1 слайд. В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовых актах.
Это требования к организации РППС; наполняемости РППС и знаниям педагогов по ее использованию.
2 слайд. Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) понимается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно телекоммуникационной сети Интернет (пункт 3.3. ФГОС ДО).
3 слайд. Основная задача организации РППС - создание образовательного пространства, которое обеспечит единое пространство и содержательное общение взрослых и детей.
4 слайд При реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
- ФГОС ДО и ФОП ДО;
- материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- возрастным особенностям детей;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
5 слайд. В ходе создания и оснащения инфраструктуры ДОО можно выделить две структурные составляющие:
- инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
- вариативную, обеспечивающую решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО того или иного субъекта Российской Федерации.
Инвариантная составляющая включает в себя:
- научно-методическое сопровождение образовательного процесса, определяющее соответствие инфраструктурного обеспечения актуальным и перспективным составляющим значимого содержания обучения и воспитания;
- стандартный перечень комплектации с описанием оборудования и средств, обеспечивающих реализацию инвариантной части образовательной программы ДОО (соответствующей ФОП ДО);
- цели и задачи ДОО в целом, с учетом особенности организации преемственности между ДОО и школой, а также реализации инклюзивной среды в контексте федеральных нормативных стратегических документов.
Вариативная составляющая включает в себя:
- комплекс локальных нормативных актов, обосновывающих вариативную часть инфраструктуры ДОО;
- нормативно-правовое обеспечение, определяющее реализацию образовательного процесса в вариативной части;
- комплекс программ (комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ, программ дополнительного образования и др.), необходимых для исчерпывающего учета специфики ДОО;
- обоснованный перечень комплектации с описанием оборудования и средств обучения и воспитания, учитывающий специфику вариативной части образовательной программы ДОО.
6 слайд. В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
- вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
7 слайд Специалисты Минпросвещения и РАО предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.
1 Вариант. Проектирование среды по пространствам (зонирование) - групповое помещения оборудовано по трем пространствам: активная деятельность, спокойная деятельность, познания и творчества:
- В пространстве активной деятельности размещается оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми.
- В пространстве спокойной деятельности - зона релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр, полка с книгами, мягкая детская мебель, места для приема пищи.
- В пространстве познания и творчества - оборудование для экспериментирования и творчества.
8 слайд. 2. Вариант проектирования среды по функциональным модулям - это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря
- Физкультурно-оздоровительный
- Игровой
- Художественно-творческий
- Поисково - познавательный
- Релаксационный
- Бытовой
Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников
9 слайд. 3 Вариант. Проектирования среды по центрам активности (самый приемлемый) — оборудование должно быть размещено по центрам детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности.
При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения).
Количество и содержание центров зависит от возраста воспитанников. Специалисты Минпросвещения и РАО рекомендуют оформить: в группах раннего возраста достаточно шести центров детской активности:
- двигательной активности – для развития основных движений детей;
- сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера;
- организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;
- творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;
- познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок5;
- экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
- Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
- Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).
- Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно -эстетическое развитие».
- Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)6.
- Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
- Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
- Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
- Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
- Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
- Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
РППС в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки, но об этом я расскажу в следующей консультации по зонированию групповых помещений в соответствии с возрастными особенностями детей.
10. слайд. В нашей образовательной программе 17 центров детской активности (см. образовательная программа дошкольного образования МДОАУ № 110, с.171)
Социально-коммуникативное развитие:
- Центр сюжетно- ролевых игр.
Обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.
- Центр уединения.
Обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
- Центр труда.
Формирование навыков самообслуживания, развитие трудовой деятельности.
- Центр патриотического воспитания.
Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Центр безопасности (ПДД, ППБ).
Знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
- Центр коррекционно-развивающей работы «Мы вместе»
Задачи центра: организация совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
Речевое развитие:
- Центр развития речи.
Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Библиотека.
Развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской
художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.
Познавательное развитие:
- Центр природы.
Обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы.
- Центр логики и математики.
Формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
- Центр познавательно-исследовательской деятельности.
Формирование целостной картины мира, систематизация накопленных и полученных представлений о мире; расширение кругозора детей; развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Центр информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Интерактивное обучения дошкольников, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний; оптимизация организации педагогического процесса (осуществление планирования, контроля, мониторинга).
Физическое развитие:
- Центр спорта и здоровья.
Развитие двигательной активности и физических качеств детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- Центр конструктивно – модельной деятельности.
Развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
- Центр музыки.
Формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
- Центр театрализованных игр и драматизации.
Формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
- Центр детского творчества и ручного труда.
Формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
Таким образом, организация РППС в ДОУ с учетом требований ФГОС ДО и ФОП ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
Консультация для педагогов....
Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»
laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выступление на тему: «Центр продуктивной и творческой деятельности в ДОУ»
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Круглый стол на тему: Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»
Модернизация развивающей предметно – пространственной среды предусматривает определенную систему организационных мероприятий с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, ...
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...
Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Цель семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкол...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...