Методическая разработка «Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»
методическая разработка
Методическая разработка
«Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г.Аши Челябинской области
Методическая разработка на тему
«Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»
Автор: старший воспитатель
Жабина Альбина Сергеевна
«Реализация Профстандарта в ДОО через использование инновационных форм работы с педагогами»
"Скажи мне - и я забуду;
Покажи мне - и я запомню;
Дай сделать - и я пойму".
(Китайская пословица)
На этапе реализации Профстандарта, в дошкольных образовательных организациях возникает необходимость совершенствования профессионального мастерства педагогов, умение действовать в инновационном режиме, достигая высоких результатов. Как эффективно построить методическую работу с педагогами, чтобы взаимодействие было конструктивным и результативным, чтобы каждый педагог смог реализовать свой творческий потенциал? Ответ очевиден: методическая работа с педагогами требует введения активных и инновационных форм и методов организации работы, целью которых является формирование профессиональной компетентности и развитие творческого потенциала педагогов.
Результативными формами методической работы с педагогами в ДОО являются следующие:
- Функционирование творческих микрогрупп;
- Создание методического (или научно-методического) совета;
- Организация группы педагогов-наставников;
- Организация информационной группы;
- Использование в методической работе активных методов обучения (АМО) и модерации.
Успешное функционирование инновационных групп, способствует повышению качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства.
Творческая микрогруппа (далее – ТМГ), одна из эффективных форм методической работы в ДОО, т.к. позволяет объединить педагогов, заинтересованных в коллективном сотрудничестве, творческом поиске. Деятельность ТМГ направлена на стимуляцию творческого потенциала педагогов, разработку и апробацию новых идей, технологий, проектов, инноваций. Творческая группа руководствуется Уставом ДОО, Образовательной программой, Положением о творческой группе, а также законодательством РФ. Тематика и направления работы ТМГ могут определяться направлением работы ДОО. В течение учебного года члены творческой группы регулярно взаимодействуют друг с другом, осуществляют деятельность согласно плана работы на год, на педагогических советах отчитываются о проделанной работе за квартал, за полугодие, за год. Методист контролирует деятельность ТМГ, руководитель группы докладывает о процессе работы, выявленных трудностях и перспективах, поисках оптимальных форм решения проблем и достижениях группы. Каждый педагог ТМГ вносит свой вклад в её деятельность. В результате функционирования ТМГ пополняется «методическая копилка» ДОО, апробируются новые идеи, разрабатываются проекты, внедряются программы и методики. Повышается профессионализм педагогов, растет творческий потенциал, происходит постоянный поиск нового.
Следующий инновационный метод работы с педагогами – это создание методического совета в ДОО. Руководителем методического совета является методист. Методический совет разрабатывает программы (например, программу развития ДОО, Образовательную программу, комплексные программы по здоровьесбережению, и др.), участвует в разработке Годового плана работы ДОО, в садовых и муниципальных проектах совместно с другими образовательными учреждениями, и социальными партнерами ДОО. Методический совет разрабатывает план работы на год, в течение года в него могут вноситься дополнения. Результаты работы озвучиваются на педагогических советах, все разработанные материалы хранятся в методическом кабинете.
Для начинающих педагогов и молодых специалистов очень эффективной формой работы является создание группы педагогов-наставников. Цель деятельности данной группы – это сопровождение и поддержка начинающих педагогов. Группа педагогов-наставников составляет план работы на учебный год, куда входит консультирование молодых специалистов, передача опыта работы в разнообразных формах (просмотр открытых занятий педагогов-стажистов, опытных специалистов, проведение тренингов и мастер-классов, семинаров-практикумов и т.д.), оказание помощи в организации образовательной работы с детьми, знакомство с методами и приемами работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Руководителем группы педагогов-наставников является педагог, имеющий опыт работы и организаторские способности.
Следующая форма, это организация информационной группы в ДОО, целью которой является компьютерное сопровождение деятельности дошкольного учреждения. Данная группа размещает информацию о работе Детского сада на сайте в сети Интернет, разрабатывает электронные дидактические материалы и пособия, занимается ведением видеотеки ДОО (видеозаписи утренников, тематических праздников, досугов, мероприятий с детьми, педагогами, родителями).
Одной из результативных технологий в методической работе с педагогами является использование технологии активных методов обучения (АМО) и модерации.
Активные методы обучения – это методы, которые обеспечивают активность и разнообразие практической и мыслительной деятельности в процессе усвоения материала. Цель и задачи технологии активных методов обучения заключается в том, что у участников образовательного процесса развивается творческий потенциал и творческие способности, анализ и рефлексия, предоставляется самостоятельность в выборе решений, стимулируется познавательная активность. Активные методы обучения - это обучение деятельностью. Технология модерации - это технология, которая позволяет повысить результативность и качество образовательного процесса. Групповая работа с использованием данной технологии становится целенаправленной и структурированной. Цель реализации технологии модерации - эффективное управление.
Как используется технология АМО и модерации в методической работе в ДОО?
- Работа с педагогами – семинары, тренинги, мастер-классы, педагогические советы, совещания, круглые столы по любой тематике строятся по технологии АМО и модерации. В процессе проведения методических мероприятий работа с педагогами организуется работой в командах, подгруппах, парах. В завершение мероприятий всегда получаем итоговый продукт деятельности, анализируем и проводим рефлексию. Старшим воспитателем разрабатывается конспект семинара, АМО прорабатываются в соответствии с темой мероприятия. Если педагоги незнакомы с данными технологиями, целесообразно провести обучающие семинары, запланировав знакомство с технологией АМО и модерации одной из годовых задач. Например, «Совершенствование образовательного процесса по реализации образовательной программы дошкольного образования на основе использования педагогами современных образовательных технологий» или «Планирование образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития».
- Открытые мероприятия дошкольного учреждения в рамках районного методического объединения также эффективно строить по технологии АМО и модерации (семинары, тренинги, совместную деятельность с дошкольниками).
- Родительские собрания будут проходить в непринужденной и творческой атмосфере, если их запланировать с использованием данных технологий.
- Совместная и организованная-образовательная деятельность с дошкольниками в детском саду с применением технологии АМО дает самые положительные результаты: воспитанники без принуждения вовлечены в образовательный процесс, стимулируется их познавательная активность и интерес, обеспечивается групповое взаимодействие детей, а также в командах, парах, подгруппах.
- Для внедрения данных технологий в образовательный процесс целесообразно создать рабочую группу или творческую микрогруппу педагогов, которая будет заниматься проведением обучающих семинаров для педагогов детского сада, других ДОО в районе (в рамках методического объединения).
В целях поощрения деятельности педагогов и стимулирования творческого потенциала, целесообразно на итоговом педагогическом совете провести награждение грамотами или дипломами по итогам работы за учебный год. Для этого составляется список номинаций, например, "Творческий педагог", "Педагог-профессионал", "Генератор идей", "Молодой гений", и др.
Примерный план методической работы с использованием инновационных форм работы в ДОО
Месяц | Мероприятие | Цель и задачи инновационных форм работы |
Сентябрь | 1.Установочный педсовет в форме устного журнала. 2.Педагогический ринг "Развитие креативных способностей у дошкольников". 3.Мероприятие для родителей в форме эвристических вопросов в рамках семейного клуба "Развиваем творческие способности ребёнка". 4.Круглый стол для педагогов в форме мозгового штурма "Шесть шляп мышления". 5.Игровое моделирование для начинающих педагогов "Развитие творческого потенциала ребёнка в ДОУ" (в рамках работы группы педагогов-наставников). 6.Методический совет - работа с документацией. 7.Информационная группа - видеозапись осенних утренников, оформление сайта ДОУ в сети интернет, размещение информации о проведенных мероприятиях в сентябре на сайте детского сада, и др. | Нетрадиционная форма проведения педсовета. Развитие коммуникабельности, анализа и творческого мышления педагогов. Нестандартные пути решения вопросов. Метод используется в целях коллективного генерирования идей. Оказание помощи молодым специалистам в вопросах воспитания и развития ребёнка. Работа с документами ДОО. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Октябрь | 1.Семинар-практикум для педагогов в рамках работы творческой группы. 2.Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Совершенствование профессиональной компетентности педагога как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении». 3.Просмотры совместной деятельности с дошкольниками (с использованием технологии АМО) в рамках взаимопосещения.4. Интеллектуальная игра для родителей "Развитие логического мышления у детей" в рамках заседания семейного клуба. 5.Методическое мероприятие с педагогами в форме "Банк идей" (в рамках годовой задачи). 6.Разработка и апробация садового проекта в рамках работы методического совета (например, "Организация комнаты экспериментирования в ДОУ"). 7.Практикум для педагогов (в рамках работы группы педагогов-наставников). 8. Информационная группа - создание электронных дидактических пособий, презентаций к мероприятиям и конкурсам в ДОО. | Развитие коммуникативных навыков, творческого мышления, рефлексии. Создание условий для коллективного творчества. Распространение опыта использования технологии АМО в совместной деятельности с детьми. Развитие творческого мышления, конструктивного взаимодействия с родителями. Обобщение новых идей и рекомендаций педагогов. Участие в проектной деятельности, внедрение инновационных форм работы с дошкольниками. Знакомство молодых специалистов с методиками работы. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Ноябрь | 1.Тренинг для педагогов в рамках работы творческой группы "Разработка мероприятий с детьми с использованием технологии АМО". 2.Общее родительское собрание в форме ток-шоу "Развитие творчества у детей". 3.Методическое мероприятие с педагогами в форме аукциона педагогических идей "Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ". 4.Мастер-класс для педагогов "Использование метода "Кластер" в совместной деятельности с дошкольниками". 5.Педагогическая мастерская "Развитие творческого воображения у дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования" (в рамках работы группы педагогов-наставников). 6. Методический совет - разработка комплексной программы (например, комплексная программа по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО"). 7.Информационная группа - разработка электронных пособий, консультационная помощь педагогам в разработке персональных сайтов в сети интернет. | Знакомство педагогов с технологией АМО. Обсуждение проблемы специалистами, родителями, педагогами, совместный поиск путей решения. Обобщение педагогического опыта. Знакомство с активными методами обучения. Обобщение педагогического опыта. Разработка документов ДОО. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Декабрь | 1.Педагогический совет для педагогов в форме брейн-ринга. 2.Просмотр совместной деятельности (с использованием технологии АМО) в старшей группе в рамках взаимопосещения. 3.Методическое мероприятие с педагогами в форме мозговой эстафеты (в рамках годовой задачи). 4.Викторина для родителей и детей в рамках заседания семейного клуба (в рамках работы творческой группы). 5.Группа педагогов-наставников - консультации и рекомендации для педагогов, оформление стендовой информации, буклетов. 6.Коучинг-сессия для педагогов (в рамках годовой задачи). 7.Методический совет - работа с документацией, программами. 8.Информационная группа - ведение видеотеки ДОУ. | Нетрадиционная форма проведения педсовета. Обобщение опыта по реализации технологии в совместной деятельности. Участники мозговой эстафеты предлагают свои пути решения проблемы. Участие родителей в жизни ДОО. Консультационная помощь молодым специалистам. Разработка документов ДОО. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Январь | 1.Семинар для педагогов в рамках работы творческой группы "Технология АМО и модерации в ДОУ". 2.Тематическая дискуссия для педагогов "Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы ДОО". 3.Творческий час для педагогов. 4.Ярмарка педагогических идей. 5.Группа педагогов-наставников - просмотр молодыми специалистами открытых мероприятий с дошкольниками у опытных педагогов, педагогов-стажистов). 6.Методический совет - методическая помощь педагогам при участии в профессиональных конкурсах. 7.Информационная группа - компьютерное сопровождение деятельности ДОО по плану. | Развитие навыков работы в команде, творческого мышления. Обсуждение проблемного вопроса, темы. Распространение педагогического опыта. Выявление инновационного педагогического опыта. Обобщение опыта, педагогическое сопровождение молодых специалистов. Методическая помощь педагогам ДОО. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Февраль | 1.Открытые районные мероприятия. Тренинг для педагогов "Путешествие в мир АМО". 2.Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба "Фантазии своими руками". 3.Проблемный семинар "Профессиональная компетентность современного педагога ДОО". 4.Презентация творческих проектов педагогов в рамках годовой задачи. 5.КВН для педагогов "Здоровый дошкольник". 6.Творческий проект (в рамках работы группы педагогов-наставников). 7.Методический совет - методическая помощь при участии педагогов или ДОУ в профессиональных конкурсах, оформление документации (например, "Сад года", "Воспитатель года"). 8.Информационная группа - ведение видеотеки мероприятий ДОО. | Передача и обобщение педагогического опыта. Построение партнерских взаимоотношений с родителями. Вовлечение всех педагогов в качестве докладчиков и выступающих. Обобщение опыта. Развитие профессиональной коммуникабельности, навык работы в команде. Методическая помощь педагогам ДОО. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Март | 1.Педагогический совет для педагогов в форме тренинга "Педагогическая компетентность воспитателя ДОО ". 2.Методическое мероприятие с педагогами с использованием кейс-технологии "Творческий педагог". 3.Деловая игра для педагогов (в рамках годовой задачи). 4.Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба. 5.Группа педагогов-наставников - контроль проведения молодыми специалистами открытых занятий с детьми в рамках взаимопосещения. 6.Методический совет - методическая помощь педагогам по индивидуальным запросам, работа с документацией. 7.Информационная группа - разработка электронных пособий, размещение информации о проведенных мероприятиях ДОУ на сайте детского сада в сети Интернет. | Развитие коммуникативной компетентности, творческого поиска, сплочение коллектива. Знакомство педагогов с кейс-технологией. Развитие навыков профессиональных коммуникаций. Сотрудничество с родителями. Распространение и передача педагогического опыта. Методическая помощь педагогам. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Апрель | 1.Общее родительское собрание в форме тренинга "Экологическое воспитание ребёнка в ДОО". 2.Просмотры совместной деятельности с дошкольниками (с использованием технологии АМО) в рамках взаимопосещения. 3.Круглый стол с педагогами в форме дебата "Экологическое воспитание дошкольников". 4.Проблемный семинар для педагогов в рамках работы творческой группы. 5. Методический совет - методическая помощь педагогам по индивидуальным запросам, работа с документацией. 6.Группа педагогов-наставников - круглый стол с педагогами. 7.Информационная группа - разработка электронных пособий, размещение информации о проведенных мероприятиях ДОУ на сайте детского сада в сети Интернет. | Создание условий для эффективного взаимодействия с родителями. Обобщение опыта по реализации технологии АМО в совместной деятельности. Развитие творческой активности. Развитие коммуникативных умений, коллективного диалога. Развитие навыков анализа, критического и творческого мышления. Консультационная помощь педагогам по запросам. Компьютерное сопровождение деятельности ДОО. |
Май | 1.Итоговый педагогический совет для педагогов в форме SWOT-анализа. 2.Итоговое мероприятие в рамках семейного клуба в форме игрового взаимодействия родителей и детей "Играем с ребёнком дома". 3.Творческая группа - отчет о проведенной работе за учебный год. 4.Группа педагогов-наставников - отчет о проведенной работе за учебный год. 5. Методический совет - отчет о проведенной работе за учебный год. 6.Информационная группа - отчет о проведенной работе за учебный год. | Определение стратегического направления развития ДОО. Опыт эффективного взаимодействия с ребёнком. |
Результаты деятельности творческих микрогрупп в ДОО, а также использование технологии АМО и модерации в образовательном процессе:
- конструктивное и творческое взаимодействие с педагогами;
- эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;
- технология АМО и модерации соответствует ФГОС, а значит, позволяет продуктивно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса;
- профессиональный и личностный рост педагогических кадров;
- педагоги, освоив технологию АМО и модерации, разрабатывают авторские методические разработки, конспекты совместной деятельности с дошкольниками, семинары с педагогами ДОО, авторские методические копилки. Разрабатываются авторские программы с использованием технологии АМО, например, «Развитие креативности у детей 5-7 лет через использование активных методов обучения в продуктивных видах деятельности», которые реализуются в части Программы формируемой участниками образовательных отношений;
- открытие и оборудование в ДОО комнаты экспериментирования, мини-музея «Горница», комнаты психологической разгрузки, Консультативного пункта, группы раннего развития для детей от 1 года до 3 лет «Агуша», не посещающих детский сад;
- организация психолого-медико-педагогического консилиума на базе ДОО;
-обмен опытом с другими дошкольными образовательными учреждениями по данной теме,
- разработка мероприятий по технологии АМО и модерации;
- разработка авторского сборника «АМО в Детском саду» (конспекты совместной деятельности с дошкольниками по технологии АМО, пополнение «Волшебной шкатулки» новыми авторскими методами);
-участие в районных методических объединениях,
- выступление на районных педагогических конференциях;
- участие в профессиональных конкурсах, фестивалях и конференциях;
- публикация разработок мероприятий в научных сборниках и журналах;
- повышение профессионального роста и творческого потенциала педагогов;
- публикации в СМИ, отчет о деятельности на сайте Детского сада в сети Интернет;
- повышение имиджа ДОО среди родительской общественности.
Таким образом, успешная реализация инновационных форм методической работы в ДОО способствует профессиональному и личностному росту педагогов.
Список литературы
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Профессиональный стандарт педагога».
- Л.В.Шмонина, О.И.Зайцева «Инновационные технологии в методической работе ДОУ». - Волгоград: Учитель, 2014. - 215 с.
- Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационные формы работы с педагогами"
Обобщены и представлены самые интересные и эффективные формы работы с воспитателями и специалистами дошкольного учр...
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
Методическая разработка. Публикация в электронном журнале «Школлеги» тема: «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС»
http://pressa-online.com/tabid/256/Default.aspx?aid=5ad48cb0-482a-4862-b109-81c79e7465ca&year=2016...
«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»
Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...
Публикация. Опыт работы «Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах».
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи....
Использование инновационных форм работы в ДОУ в рамках реализации ФГОС
В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в...