Рабочая программа по "Социокультурные истоки"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа)
Дополнительная образовательная программа в ДОУ по Социокультурному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsiokulturnye_istoki_korliki.docx | 105.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
Принято на заседании педагогического совета МБОУ «Корликовская ОСШ» Протокол № ____ от ____________2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Корликовская ОСШ» _____________ Л.М.Хромова «____» ____________ 2021 г. |
ПРОГРАММА ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТЦРНЫЕ ИСТОКИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Старший воспитатель
Лисянская Н.В.
с.Корлики, 2021
Оглавление
Пояснительная записка 3
Цели и задачи 9
Методы и приемы работы 10
Ожидаемые результаты 11
Календарно-тематическое планирование 11
Перспективное планирование 13
Первый год обучения с детьми 3-4 лет (вторая младшая подгруппа) 13
Второй год обучения с детьми 4-5 лет (средняя подгруппа) 16
Третий год обучения дети 5-6 лет (старшая подгруппа) 19
Четвертый год обучения с детьми 6-7 лет (подготовительная подгруппа) 22
Перспективное планирование работы с родителями 25
Заключение 30
Литературные источники 31
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», направлена на приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член корреспондент Российской академии естественных наук и А.В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.
В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно - нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие дошкольных групп с семьей. Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов. Родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Воспитательная программа для дошкольных групп «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных подгрупп:
• Вторая младшая подгруппа (3-4 года)
• Средняя подгруппа (4-5 лет)
• Старшая подгруппа (5-6 лет)
• Подготовительная подгруппа (6-7 лет).
Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:
в младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.);
в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;
в старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Программа «Социокультурные истоки» стала для наших дошкольных учреждений глубоким целостным образовательным проектом, через призму которого педагогический коллектив выстраивает всю деятельность по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию. В основу содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования положена система категорий и ценностей, представленных в действующей программе по учебному курсу «Истоки» для начальной школы (авторы профессор И. А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин). Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Истоках выстроена на основе системы активных форм обучения и воспитания.
Основная цель программы в дошкольный период — заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
«Истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.
Уточненный вариант программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования опубликован в четвертом издании 5 тома научно-методического сборника «Истоковедение» (М.: Истоки, 2009).
Отбор духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников. Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком дошкольником. Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для
формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.
Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования предусматривает освоение детьми и их родителями той же системы ценностей, что и программа для начальной школы. Но в дошкольном образовании следует отметить существенную особенность их освоения. Рассмотрим, какие ценности составляют предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании.
Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с устной литературой. Дошедший до нас фольклор нашего народа является хранителем отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность.
Значительную часть программы «Истоки» составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно-нравственного воспитания и становления старших дошкольников. Путь духовного становления — это сугубо личностный путь каждого человека. Наша задача — пробудить интерес детей к познанию истины.
Нравственные ценности, такие, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, раскрывают для ребенка-дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.
Еще одна группа — ценности деятельности человека. Дети 3-7 лет начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека.
Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит», «Доброму делу Бог помогает».
Следующая группа — социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно-нравственные основы личности. Дошкольники начинают постигать в «Истоках» ценности внешнего мира, составляющие природнокультурное пространство России: родные просторы (поле и нива), сказочный лес, братья наши меньшие, горы и реки, моря-океаны, деревни и города. В «Истоках» окружающий мир перестает быть просто набором предметов и объектов. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы — одна из важнейших задач дошкольного образования.
Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3-7 лет. Комплект книг для развития соответствует структуре и содержанию программы «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста. Книги для развития представляют принципиально новый вид образовательного инструментария. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к итоговым занятиям по программе.
Основная цель книг этого комплекта — создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и общения в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Основные ценности, на которые направлены книги для развития и программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании — научить детей понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека.
Осваивая первую книгу для развития «Доброе слово» и участвуя в активных занятиях «Любимое имя», «Доброе слово», «Колыбельная песня», «Праздничная песня», взрослые подводят детей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека. Через занятие «Любимое имя» дети прикасаются к отечественной традиции имя наречения, осознают духовный смысл имени человека. Читая книгу «Доброе слово», участвуя в одноименном активном занятии, дети учатся произносить добрые слова по отношению к близким людям, понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Воплощение материнской любви, нежности и заботы дети чувствуют как в ласковой колыбельной песне, сами заучивают большое количество колыбельных и исполняют их на занятии «Колыбельная песня». Семейное единение в празднике дети испытывают в процессе постижения Рождественской песни.
Слово, песня, чувства связаны с восприятием образа. Самый любимый образ — образ мамы, самый доступный для понимания — образ солнца. В процессе освоения книги «Добрый мир» у детей происходит объединение этих двух образов и понимание того, что «При солнышке — тепло, при матушке — добро». Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет «Добрая книга». Добрая книга — это бесценный дар, она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку самому стать добрым, благодарным, внимательным. Данная книга знакомит детей с удивительным миром человеческих чувств, отношений, побуждений, поступков, питает душу и сердце ребенка.
Дети 4-5 лет (средняя группа) осваивают социокультурные категории «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души».
В этом возрасте дети выходят на первоначальное прочувствованное восприятие ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека, у них развивается способность следовать нравственным нормам и правилам, способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям, продолжается развитие навыков познавательного и личностного общения. Для детей средней группы подготовлены книги для развития «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово». Тема семьи проходит красной нитью в течение всего второго года обучения. В четыре-пять лет у детей начинает выстраиваться целостный образ Семьи. Через освоение первой книги для развития детей 4-5 лет и участие в занятиях «Дружная семья» и «Домашнее тепло» дети узнают об устройстве традиционной православной семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Благодаря этому они выходят на понимание вечных семейных ценностей.
Осваивая категорию «Родные просторы» (через чтение книги «В добрый путь» и участие в активных занятиях «Дороги добра» и «Сказочный лес»), дошкольники подводятся к пониманию ценностей родного дома и родной природы. Родной дом для ребенка — начало всех добрых дорог, а родная природа — живая, ребенок чувствует себя ее частью. Способность ребенка чувствовать мир как живое целое, его особое отношение к братьям меньшим, обусловило включение в программу для детей 4-5 лет категории «Труд земной» и таких тем, как «Добрая забота» и «Праведный труд». В разделе «Труд души» представлены такие темы занятий, как «Любимая сказка», «Благодарное слово» и «Светлый праздник».
В процессе работы над темой «Благодарное слово» дети приобретают возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющиеся у них добрые чувства. Программа для детей 4-5 лет заканчивается светлым праздником Святой Троицы.
Основными воспитательными целями программы для 5-6-летних детей является первоначальное прочувствованное восприятие ими ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки.
Для детей старшей группы подготовлены книги для развития «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
Через освоение первой книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки героических подвигов воинов-богатырей. Чтение и размышление над былинами, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники Отечества» выводят детей на понимание того, что «Где вера — там и сила, а где неверие — там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность отечественной духовной культуры.
К традиции послушания обращена вторая книга для 5-6-летних детей «Радость послушания» и одноименное итоговое занятие. В результате совместной со взрослыми работы по освоению этой книги дети выходят на постижение истины: «Родителей нужно слушаться не только потому, что они умнее, опытнее и лучше знают жизнь, а просто, потому что они дети своих родителей. В процессе освоения темы «Радость послушания» старшие дошкольники делятся собственным опытом, рассказывая, когда и кого они послушались и что это дало детям и окружающим людям.
Книга «Светлая Надежда» подводит детей к вере в чудо, которое несет светлый праздник Рождества Христова. Через занятия «Добрые друзья» и «Добрые дела» для детей более глубоко раскрывается понимание добра. В отечественной традиции добро — это составная счастья, радости и любви к другим людям. Пятая книга для детей 5-6 лет «Мудрое слово» дает дошкольникам возможность осознавать, что мудрое слово сохраняется в пословицах, поговорках, народной поэзии, песнях и былинах. Дети утверждаются в ценностях и силе мудрого слова, в неизменной победе добра над злом, получают для себя мудрые советы предков: «За правое дело стой смело», «За добром пойдешь — добро и найдешь».
В процессе освоения темы «Мудрые люди» дети рассказывают, что самыми мудрыми в их семьях являются «старенькие» бабушки и дедушки (прадеды), приводят примеры того, какими мудрыми советами они помогли им.
6-7-летние дети знакомятся с истоками отечественных традиций (традиции слова, традиции образа, традиции дела, традиции праздника); в ходе активных занятий у детей продолжается развитие умений и навыков познавательного и личностного общения.
Для детей 6-7 лет подготовлены книги для развития: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
Через книги «Сказочное слово» и «Напутственное слово» происходит дальнейшее присоединение детей к исторической памяти, к ценности сказочного слова и слова напутствия, родительского благословения. Через чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна сокола», сказки великого русского поэта А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» дети выходят на понимание ценности и силы родительского благословения, которое и «в огне не горит, и в воде не тонет». Осваивая книгу «Напутственное слово», дети выходят на осознание жизненного пути, выбирают слова напутствия:
- В добрый путь!
- Хорошей дороги!
- Ангела-хранителя!
- Счастливого пути!
На постижение образа Преподобного Сергия Радонежского, молитвенника за землю Русскую, чудотворца выводит книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ». Читая вместе с родителями книгу «Светлый образ», подготовленную на основе житийной литературы, участвуя в активном занятии «Светлый образ», дети на доступном уровне постигают духовно-нравственные ценности.
С традициями дела и истоками мастерства детей знакомит книга для развития «Мастера и рукодельницы». Книга раскрывает для детей социокультурную традицию выбора жизненного пути. Это очень важно на этапе 6-7 лет, поскольку в данный период у детей зарождается интерес к будущей взрослой жизни и выбору профессии.
Книга «Семейные традиции» содержит лучшие образцы поэтического слова Ф.И. Тютчева, В.А.Жуковского, К.М. Фофанова, сказ П.П. Бажова «Живинка в деле», сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
В книге для развития также предлагаются вопросы для размышления, творческие задания и активные занятия «Семейные традиции» и «Книга — праздник души». Размышление над текстами и выполнение практических заданий подводят детей к пониманию ценности и важности сохранения семейных традиций (почитания родителей, послушания, милосердия, гостеприимства и радушия, праздника).
Итогом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования является праздник «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!». Таким образом, прокладывается «мостик» к изучению Азбуки Истоков в 1 классе начальной школы, создаются условия для присоединения дошкольного образования к школе.
Все развивающие и итоговые занятия в представленной программе выстроены через эмоциональный, чувственный опыт семейных отношений, приобщение сердцем к родной природе, истории, традициям, культуре.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).
Цель и задачи
Цель: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
∙Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание
помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
∙Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти –
довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда
не делать другим того, чего не желаешь себе.
∙Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого
ребенка.
∙Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
∙Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни
человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
∙Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление
родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах
семейного уклада.
Методы и приемы работы.
∙ Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный,
словесно-образный, практический.
∙ Наглядно-действенный метод:
- показа сказок (педагогами, детьми);
- рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
- наблюдений;
- экскурсий;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
∙ Словесно-образный метод представляется в процессе:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания и отгадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора житейских ситуаций;
∙ Практический метод используется, когда необходимо:
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной
- труд (изготовление поздравительных открыток.)
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические
(«Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные
(«Мирилка»), и др.
- игровой сеанс.
Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
∙ первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы
социокультурных категорий и ценностей;
∙ развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
∙ развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе
нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
∙ развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
∙ развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных
контактов);
∙ создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что
обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью
используемых педагогических технологий.
Календарно-тематическое планирование
Темы разделов | Количество занятий |
2 младшая группа (3-4 года) | |
«Любимое имя» | 2 |
«Доброе слово» | 2 |
«Ласковая песня» | 2 |
«Праздничная песня» | 2 |
«Любимый образ» | 2 |
«Образ света» | 2 |
«Добрый мир» | 2 |
«Добрая книга» | 2 |
«Любимая книга» | 2 |
Всего: | 18 |
Средняя группа (4-5 лет) | |
«Дружная семья» | 2 |
«Домашнее тепло» | 2 |
«Дорога добра» | 2 |
«Сказочный лес» | 2 |
«Добрая забота» | 2 |
«Труд земной» | 2 |
«Любимая сказка» | 2 |
«Благодарное слово» | 2 |
«Светлый праздник» | 2 |
Всего: | 18 |
Старшая группа (5-6 лет) | |
«Верность родной земле» | 1 |
«Светлая вера» | 1 |
«Радость послушания» | 1 |
«Светлая надежда» | 1 |
«Доброе согласие» | 1 |
«Добрые друзья» | 1 |
«Добрые дела» | 1 |
«Мудрое слово» | 1 |
«Мудрые люди» | 1 |
Всего: | 9 |
Подготовительная группа (6-7 лет) | |
«Сказочное слово» | 1 |
«Напутственное слово» | 1 |
«Жизненный путь» | 1 |
«Светлый образ» | 1 |
«Великий чудотворный образ» | 1 |
«Мастера и рукодельницы» | 1 |
«Старание и терпение» | 1 |
«Семейные традиции» | 1 |
«Книга- праздник души» | 1 |
Всего: | 9 |
Всего занятий за 4 года обучения: 54 |
Перспективное планирование
Первый год обучения с детьми 3-4 лет (вторая младшая подгруппа)
Месяц | Тема | Занятия | Задачи |
Сентябрь | «Любимое имя» | 1.«Зайка, зайка попляши, свое имя назови» Игровое упражнение «Назови свое имя». Беседа на тему «Мое имя» 2.«Ласковое имя» Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» Игра «Это мое имя» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». 2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя. 3.Развитие чувства самоценности у ребенка. |
Октябрь | «Доброе слово» | 1.«Чудесный сундучок» Работа в круге. Беседа о добром отношении друг с другом. Чтение рассказа «Как кактус свое получил» 2 «Здравствуй, Катя!» Сюжетно- дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя». Ресурсный круг «Доброе слово». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Слово». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. |
Ноябрь | «Ласковая песня» | 1.«Спи моя радость усни» Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». 2. «Ласковая песенка» Ресурсный круг «Колыбельная песня». Разучивание песни «Спи моя радость усни» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». 2.Развитие умения слушать друг друга |
Декабрь | «Праздничная песня» | 1.«В лесу родилась елочка» Оформление страницы альбома: аппликация «Мы любим нашу елочку» (продуктивная деятельность детей.) 2.«Наша красавица» Ресурсный круг «Новогодняя елочка». Рисование новогодней елки | 1.Дальнейшее наполнение категории «Песня». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей друг с другом. 3.Развитие функции произвольности и умения управлять своими действиями у детей. |
Январь | «Любимый образ» | 1.«Моя мама». Ресурсный круг «Мамочка моя». Чтение рассказа «Сон о мамах» 2.«Любимый образ» Оформление страницы альбома: рисунок «Солнышко для мамы». 4.Игра «Поможем маме» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Образ». 2.Формирование способности понимать чувства других людей. 3.Развитие умения проявлять доброе отношение к людям. |
Февраль | «Образ света» | 1.«Чтобы солнышко светило, радость детям приносило» Разговор в круге о солнышке. Чтение рассказа «Для чего солнцу равновесие», «Как солнце за полдня плохим стало» 2 «Озорное солнышко» Игра «Солнышко и дождик». Ресурсный круг «Позови солнышко» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Март | «Добрый мир» | 1 «Пришла весна, открывай ворота» Разговор в круге на тему: «Добрый мир». чтение «Почему все люди братьями зовутся» 2 «Нет милей дружка, чем родная матушка» Ресурсный круг «Добрый мир» 3.Игра «Наседка и цыплята» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие мотивации на общение друг с другом. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Апрель | «Добрая книга» | 1.«Репка» Работа в круге: рассматривание детьми книги «Репка». Ресурсный круг «Добрая книга». 2.«Дедушкины помощники» Оформление страницы альбома «Добрая книга»: раскрашивание иллюстрации к сказке «Репка». Игра –драматизация «Репка» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Книга». 2.Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. 3.Развитие умения слышать друг друга. |
Май | «Любимая книга» | 1. «Книга- лучший друг» Совместное чтение книг. Ресурсный круг «Моя любимая книга». 2.Викторина. Игра-викторина «Угадай название» | 1.Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга». 2.Развитие взаимодействия детей и воспитателя. 3.Создание позитивного настроя на общение в группе. |
Второй год обучения с детьми 4-5 лет (средняя подгруппа)
Месяц | Тема | План занятия | Задачи |
Сентябрь | «Дружная семья» | 1. «Домашнее тепло» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья». 2. «Мама, папа, я- дружная семья» Работа в паре «Дружная семья». 3.Настольно-печатнаная игра «Семейная прогулка» (с участием взрослых). | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей отношения к семье. 3.Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. |
Октябрь | «Домашнее тепло» | 1. «Семеро по лавкам» Чтение рассказа Л. Нечаева Игра –драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам». 2.«Дом- моя крепость» Ресурсный круг «Домашнее тепло». Оформление страницы альбома: раскрашивание иллюстрации к рассказу «Семеро по лавкам». | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3. Развитие умения слушать друг друга. |
Ноябрь | «Дорога добра» | 1.«По дороге с облаками» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги». 2. «Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра». Работа в паре «Дороги добра». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Сказочный лес» | 1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге, рассказывание сказки 2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес». Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса». | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Январь | «Добрая забота» | 1. «Плачет киска в коридоре, у нее большое горе…» Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных?» Работа в паре «Добрая забота». 2.«Вышла курочка гулять Оформление страницы альбома: рисунок «Накорми цыплят». Игровое инсценирование песни «Вышла курочка гулять» | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
Февраль | «Труд земной» | 1. «Труд землян» Работа в круге: чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе?». Воспитатель читает рассказ дети находят иллюстрации. 2. «Чему доброму научили вас взрослые?» Ресурсный круг. | 1.Дальнейше наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации детей на трудовую деятельность. |
Март | «Любимая сказка» | 1.Викторина «Угадай сказку». 2. «Моя любимая сказка» Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из сказки». Ресурсный круг «Моя любимая сказка». Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2.Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3.Развитие умения работать в паре. |
Апрель | «Благодарное слово» | 1.«Волшебное слово» Разговор в круге о любимой игрушке. Ресурсный круг «Благодарное слово». 2.«Когда говорят спасибо» Оформление страницы альбома: рисунок на тему «Сегодня мне подарили…» 3. Игры с подаренными игрушками. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
Май | «Светлый праздник» | 1.«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей. Ресурсный круг «Доброе слово березке». 2.Белая береза. Оформление страницы альбома «Украсим березку» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Третий год обучения дети 5-6 лет (старшая подгруппа)
Месяц | Тема | План занятия | Задачи |
Сентябрь | «Верность родной земле» | 1.«Русские богатыри» Работа в круге: разговор с детьми по прочитанным произведениям, рассматривание картин и иллюстраций. Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам земли Русской?» 2. «Друг за дружку держаться ничего не боятся» Оформление страницы альбома: задание «Раскрась богатыря». Режиссерская игра «Мы- защитники». | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3.Развитие мотивации на общение в группе. 4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Октябрь | «Светлая вера» | 1. «Вера маленького мальчика». Беседа с детьми по содержанию рассказа 2.«Святая вера». Работа в паре Чтение рассказа «Верный» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь | «Радость послушания» | 1. «Не послушный братец» Работа в круге: беседа с детьми по содержанию сказки «Гуси-лебеди». Ресурсный круг «Радость послушания» 2. «Мы послушные ребята…» Работа в микро группах: совместное обсуждение и принятие детьми правил жизни в группе детского сада. Оформление страницы альбома «Правила жизни в нашей группе» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3.Развитие адекватной самооценки. |
Декабрь | «Светлая надежда» | 1. «Рождество» Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предания о первой Рождественской елке», авт. Е. Ивановская. Игровое упражнение «Рождественская елочка». 2. «Рождественское чудо» Ресурсный круг. Оформление страницы альбома: рисунок «Рождественское чудо». | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие умения слушать друг друга. 3.Развитие целостного восприятия. |
Январь | «Доброе согласие» | 1. «что такое согласие?» Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам). 2.«Построим дом». Работа в паре Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетно-ролевую или режиссерскую игру. | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда» 2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3.Развитие мотивации к сотрудничеству. |
Февраль | «Добрые друзья» | 1. «Крепкая дружба» Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях. Чтение рассказа «История о короткой дружбе» 2. «Настоящий друг» Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра «День рождения друга» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. |
Март | «Добрые дела» | 1. «Добрые дела». Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела. 2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь». 2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков. |
Апрель | «Мудрое слово» | 1. «А за ним такая гладь –ни морщинки не видать» Работа в круге: разговор о мудрости и мудрых людях (на основе прочитанных сказок, знакомых пословиц и поговорок). 2. «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг Речевая игра «Доскажи словечко». Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку. | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Мудрость». 2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3.Формирование потребности в социальном соответствии. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Май | «Мудрые люди» | 1. «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Работа в круге (беседа) 2. «Мудрость рядом с нами». Ресурсный круг Оформление страницы альбома «Мудрый наказ» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость». 2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам. 3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких). |
Четвертый год обучения с детьми 6-7 лет (подготовительная подгруппа)
Месяц | Тема | План занятия | Задачи |
Сентябрь | «Сказочное слово» | 1. «Путешествие по сказкам». Викторина. 2. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова». 2.Развитие самоутверждения в ходе общения в паре. 3.Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. |
Октябрь | «Напутственное слово» | 1. «Путешествие». Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие» Сюжетно- ролевая игра «Путешествие». 2. «Напутственное слово». Работа в паре | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие умения общаться в паре. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь | «Жизненный путь» | 1. «Моя бабушка была…» Работа в микро группах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь». Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. 2. « Кем я хочу стать» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Светлый образ» | 1. Николай Угодник. Работа в круге: разговор воспитателя с детьми о преподобном . Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Николая Угодника 2.«Жизненный путь преподобного Николая Угодника». Оформление страницы альбома: рисунок | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции образа». 2.Создание позитивного настроя на общение в группе. 3.Формирование ресурса успеха. |
Январь | «Великий чудотворный образ» | 1- 2 «Великий чудотворный Образ» Работа в круге: продолжение разговора с детьми о преподобном Николая Угодника, рассматривание детских рисунков. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». 2.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Февраль | «Мастера и рукодельницы» | 1. «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Игровая деятельность детей. Работа в круге: беседа с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. 2. «Русские узоры» Оформление страницы альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье) | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Воспитатние уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3.Развитие умения договариваться, приходить к согласию. |
Март | «Старание и терпение» | 1. «Терпение и труд- все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении. Работа в паре: «Старание и терпение». 2. Мастерская «Самоделкина»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Апрель | «Семейные традиции» | 1. «Традиции нашей семьи» Работа в круге: разговор о семейных традициях. 2. «Семейные традиции» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Май | «Книга- праздник души» | 1. «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги). 2. «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Подготовка детей к созданию «Моей первой книги». |
Перспективное планирование работы с родителями
Возраст 3-4 года
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Любимое имя | Занятие №1 План 1. Информация о целях и содержании воспитательной программы. 2. Отечественные традиции имя наречения. Выступление воспитателя. 2. Ресурсный круг «Имя моего ребенка» |
2 | Доброе слово | Занятие №2 План 1. Слово – главный инструмент воспитания в дошкольном возрасте. Выступление воспитателя. 2. Чтение текста «Семья и слово» 3. Работа в паре «Родительское слово» |
3 | Ласковая песня | Родительское собрание на тему «Педагогическая мастерская Тема: Воспитание милосердия» |
4 | Праздничная песня | Консультация «Роль песни в воспитании ребенка» |
5 | Любимый образ | Занятие №3 План 1..Мать – первая воспитательница детей. Выступление воспитателя 2.Чтение родителями статьи А.Владимирова «О маме». 3. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?» |
6 | Образ света | Консультация «Значение духовно-нравственного воспитания» |
7 | Святой образ | Анкета для родителей «Воспитание милосердия» |
8 | Добрая книга | Письменное размышление родителей на тему «Помогают ли испытания, страдания быть милосердным к другим» (изготовление книги из изложений) |
9 | Любимая книга | Игровой сеанс «Любимая книга» |
Возраст 4-5 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Дружная семья | Занятие №1 План 1.Общение взрослых и детей и его влияние на создание благоприятного микроклимата в семье. Выступление воспитателя 2.Чтение родителями фрагмента из книги В.Белова «Лад» 3. Ресурсный круг «Дружная семья» |
2 | Домашнее тепло | Семейный конкурс «Моя семья» |
3 | Дорога добра | Анкета «Основы нравственности» |
4 | Сказочный лес | Занятие №2 План 1. Об авторитете. Выступление воспитателя. 2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете» 3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный» |
5 | Добрая забота | Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны» |
6 | Праведный труд | Занятие №3 План 1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя. 2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского 3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?» |
7 | Любимая сказка | Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку |
8 | Благодарное слово | Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова» |
9 | Светлый праздник | Занятие № 4. План 1. Работа в группе «Стратегии развития семьи» 2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?» |
Возраст 5-6 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Верность родной земле | Занятие №1. План 1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя. 2.Чтение текста «Верность» 3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?» |
2 | Святая вера | Рисунок родителей и детей «Храм» |
3 | Радость послушания | Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании. |
4 | Светлая надежда | Занятие №2 План 1. Надежда. Выступление воспитателя. 2.Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» |
5 | Доброе согласие | Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» |
6 | Добрые друзья | Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе» |
7 | Добрые дела | Занятие №3 План 1.Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя. 2.Чтение родителями текста «Покаяние» 3.Работа в четверке «Раскаяние» |
8 | Мудрое слово | Консультация «Во что играли наши бабушки» |
9 | Мудрые люди | Занятие №4 План 1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя. 2..Работа в четверке «Истоки победителя» 3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год» |
Возраст 6-7 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Сказочное слово | Занятие №1 План 1. Информация для родителей о целях и содержании воспитательной программы на предстоящий год 2. Работа в четверке «Жизненный круг» (по В. Белову) |
2 | Путь-дорога | Беседа «Дорога в детский сад» |
3 | Жизненный путь | Занятие № 2 План 1 Вступительное слово воспитателя. 2. Чтение текста «Честь» 3.Работа в четверке «Честь» |
4 | Светлый образ | Совместный рисунок «Икона» |
5 | Великий чудотворный образ | Оформление воспитателя и родителей папки «Великий чудотворный образ» |
6 | Старание и терпение | Занятие №3 План 1.Традиции праздника. Выступление воспитателя. |
7 | Мастера и рукодельницы | Консультация «Особенности русского национального характера» |
8 | Семейные традиции | Занятие №4 План 1.Традиции слова. Выступление воспитателя. 2.Работа в четверке «Домострой»: правила и традиции русской семьи» |
9 | Книга – праздник души | Ресурсный круг «Я знаю много добрых книг…» |
Заключение
Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.
Существенной особенностью Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Литературные источники
1. Бандяк О.А., Синицина В.Н., Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы. – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ, 2001.
2. Истоковедение. Том 5. Издание 5 – е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224 с.
3. Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320 с.
4. Истоковедение. Том 15. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
Истоковедение т. 3-4, издание 3-е (дополненное).- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
5. Рекомендации по применению программы "Социокультурные истоки" в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования .М.:ИД «Истоки»», 2015.
6. «Доброе слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
7. «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3- 4 года);
8. «Добрая книга». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
9. «Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
10. «В добрый путь». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
11. «Добрая забота». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
12. «Благодарное слово». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
13. «Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
14. «Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
15. «Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
16. «Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
17. «Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста
(5-6 лет);
18. «Сказочное слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
19. «Напутственное слово». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
20. «Светлый образ». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
21. «Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
22. «Семейные традиции». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Комплект альбомов для рисования и развития детей 3–8 лет:
23. «Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
24. «Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
25. «Радость послушания». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
26. «Сказочное слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истокам
Полное содержание образовательной программы по всем разделам НОД...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
Рабочая программа " Социокультурные истоки"
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для разновозрастной группы. Занятия проводятся по подгруппам , один раз в месяц....
рабочая программа "Социокультурные истоки" средняя группа
laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...
рабочая программа "Социокультурные истоки" подготовительная к школе группа
laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...
Рабочая программа " Социокультурные истоки"
Программа...
Рабочая программа "Социокультурные истоки"
Рабочая программа "Социокультурные истоки"...